Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа
В настоящее время в России сложилась крайне опасная в демографическом отношении ситуация.
Известно, что основой оздоровления демографической ситуации в регионах России, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная. По данным Федеральной службы государственной статистики (Госстата) в первом полугодии 2004 г. на каждую тысячу населения в целом по России родилось 10,5, а умерло 16,4.
ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
1.1 Депопуляция и национальная безопасность
1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов
2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Использование миграционного
компонента пополнения человеческих ресурсов
требует совершенствования
В рамках теории второго демографического перехода вступление популяционного развития в режим количественной регрессии предполагает замещение демографических критериев развитости населения прогрессом его качественных характеристик (повышение уровня здоровья, образования, физической, интеллектуальной, социальной активности граждан). Если этого не происходит, наступает демографическая стагнация. Россия находится на том рубеже развития, когда внутренний потенциал демографического роста практически исчерпан, а миграционный компонент используется неэффективно. Апробация различных методик и программ по преодолению депопуляции на уровне регионов представляет тот инструментарий демографического моделирования, который может быть использован в качестве механизма отработки различных вариантов и схем смягчения депопуляционных тенденций. Следует отметить, что для основной массы субъектов Российской Федерации характерны отсутствие конструктивной политики демографического роста и транзитный характер миграционных потоков, не позволяющие стабилизировать демографические показания. Очевидна необходимость осуществления в рамках конкретных территорий программ по демографическому стимулированию на базе внедрения систем ипотечного кредитования молодых семей, поддержки семейного бизнеса.
Внешние источники, связанные с миграцией, могут быть актуализированы лишь при условии активизации экономического развития регионов, когда принимающая сторона сможет четко формулировать потребности в объемах и кадровом составе иммигрантов, исходя из которых будет строиться политика стимулирования и селективного контроля над миграционными потоками.
Очевидно, что на проведение
демографической политики в направлении
создания предпосылок для роста
рождаемости, сокращения смертности, особенно
от предотвратимых причин стимулирования
притока в Россию русскоговорящего
населения нужны огромные средства.
Но эти средства должны быть найдены
в самое ближайшее время и
постепенно наращиваться, поскольку
рост экономики ведет
3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
Для социального и экономического
планирования важно знать перспективную
численность возрастно-полового и
семейного состава населения, а
также качественные характеристики
населения, будущую его образовательную
и профессиональную структуру. Следовательно,
демографический прогноз в
Для определения оптимальных
вариантов воспроизводства в
стране и в регионах, по мнению ученых
РАГСа, необходимо: во-первых, составление
многовариантных прогнозов
В широком смысле слова
под «демографическим прогнозированием»
понимается предвидение будущего развития
населения, т.е. предвидение как
Демографы, социологи, экономисты за 90-е гг. XX в., т. е. за 10 лет, прошедших с начала депопуляции, разработали множество прогнозов. Все они, вне зависимости от расхождений в гипотезах, подтверждают, что генеральным вектором демографического развития России в XXI в. является дальнейшее сокращение численности населения. По средней оценке, только за ближайшие 15 лет оно составит 13--14 млн. человек, или более 9 % от уровня 2000 г.
Сокращение населения
происходит за счет сужения его
Даже при огромных затратах на демографические программы, при условии их последовательной реализации эффект может проявиться не ранее чем через 30--50 лет. Но сегодня всем ясно, что целенаправленная демографическая политика -- единственный путь, который делает осмысленными все осуществляемые в России реформы.
Одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан. Целью этой политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25].
По оценкам Института
социально-экономических
В первой четверти XXI в. -- по оценке -- будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.
Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства).
Свой сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.
Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. составлен не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].
Задача в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8].
Группа I -- сценарии с нулевой
нетто-миграцией. Они позволяют оценить
возможности роста численности
населения и потенциальные
Группа II -- сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.
Группа III -- сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.
Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамике.
А. Вишневский и Е. Андреев
представили таблицы, характеризующие
современное состояние
Продолжительность жизни в России
в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)
Годы
Сценарии с неизменной смертностью
Сценарии со снижающейся смертностью
мужчины
женщины
мужчины
женщины
1959
63,2
71,7
63,2
71,7
1975
62,6
73,2
62,6
73,2
2000
59,9
72,5
59,9
72,5
2025
59,9
72,5
68,6
77,9
2050
59,9
72,5
77,0
83,0
Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.
и прогнозные сценарии до 2050 г.
Годы
Сценарии с неизменной рождаемостью
Сценарии с растущей рождаемостью
1959
2,60
2,60
1975.
1,98
1,98
2000
1,30
1,30
2025
1,30
1,50
2050
1,30
2,00
По мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин -- 77 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Концепции демографического
развития России до 2015 г. выделены основные
приоритеты. К ним относятся: привлечение
иммигрантов в Российскую Федерацию,
в первую очередь из государств --
участников Содружества Независимых
Государств, а также из Латвии, Литвы,
Эстонии; создание экономических условий
для сокращения эмиграционного оттока
и сохранение научно-технического,
интеллектуального и
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.
В целях регулирования
внутренней миграции должны быть разработаны
меры, направленные на повышение территориальной
мобильности рабочей силы, а также
механизмы поддержания
В «Основных положениях региональной
политики в Российской Федерации» определены
задачи регионов в демографической
сфере. Органы государственной власти
субъектов Федерации (при активном
участии федеральных органов
власти) должны проводить активную
политику, направленную на: противодействие
тенденции ухудшения
Общей основой позитивных
демографических изменений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004.
2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. второе изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.
4. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C. 7-10.
5. Демография/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003.
6. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
7. О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Постановление Правительства РФ от 28.08.2002. № 638 // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3386.
8. О федеральной целевой
программе «Старшее поколение
на 2002-2004 годы». Постановление
9. Прогноз численности населения земного шара на 2150 // Общество и экономика. 1998. № 10-11. С. 14-22.
10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.
11. Рыбаковский Л.
12. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3. С. 14-35.