Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Составление общей характеристики динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Введение 3
Глава 1 6
Глава 2 8
Глава 3 9
Заключение 14
Список литературы и Интернет-источников 15
Приложения 16
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Факультет ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (вечернее/заочное отделение)
Кафедра РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ГЕОГРАФИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
на тему
«ДИНАМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ И ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ
ЗА ПЕРИОД 2000-2010 гг.
Б. 1. В – Экономическая география
Выполнил:
Студент 2 КУРСА
Студенческий билет № 213В3129
Данченко Иван Сергеевич
25 декабря 2013 г.
Руководитель:
К.г.н., доцент
Миронова Марина Николаевна
Москва 2013
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список литературы и Интернет-источников
Приложения
Введение
Япония
- одна из самых развитых стран мира,
входит в тройку мировых лидеров
по уровню ВВП (около 5, 390 трлн. долл. США).
Является членом международного объединения
крупнейших стран «Большая восьмерка»,
участвует в Азиатско-
По своему географическому положению – государство-архипелаг – Япония имеет низкую ресурс обеспеченность, поэтому внешняя торговля является приоритетной для поддержания жизнедеятельности страны. Практически все ресурсы, используемые в промышленности, импортируются. Грузопотоки, проходящие в непосредственной близости от японских островов, позволяют обеспечивать страну ресурсами из разных стран мира.
Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Япония — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.
Япония расположена на Японском архипелаге,
состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших
острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку
— составляют 97 % общей площади архипелага.
Большинство островов горные, многие вулканические.
Высшая точка Японии — вулкан Фудзи. С
населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой
Токио, включающий в себя де факто столицу
Японии Токио и несколько близлежащих
префектур, с населением более 30 миллионов
человек является крупнейшей городской
агломерацией в мире. Являясь великой
экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному
ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по
паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром
и шестым по величине импортёром.
Экономика
На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который
составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе
2010-го по этому показателю Китайская экономика обогнала японскую; и
третье место по паритету покупательной
способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование,
недвижимость, транспорт, розничная торговля,
телекоммуникации и строительство играют
значительную роль в экономике страны.
Япония обладает крупными производственными
мощностями, и в ней находятся несколько
крупнейших производителей механических
транспортных средств, электроники, станков,
стали, судов, химических веществ, текстиля
и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет
три четверти внутреннего валового продукта.
По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к
отработанным часам. Согласно индексу
Биг-Мака японские рабочие получают самую
высокую почасовую зарплату в мире. В Японии
низкий уровень безработицы, но в 2009 году
он стал повышаться и составил 5,2 %. Крупнейшие
компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT
DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco,
Mitsubishi и 711. Кроме того в ней располагается
несколько крупнейших банков и Токийская
фондовая биржа. Токийская фондовая биржа
занимает второе место в мире по рыночной
капитализации. В 2006 году 326 японских компаний
входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка.
В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости
ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической
свободы (пятое среди тридцати азиатских
стран). Капитализм в Японии имеет много
особенностей, например, заметную роль
в экономике страны играют кэйрэцу. Также
распространено пожизненное трудоустройство
работника в одной и той же компании. Японские
компании известны такими методами управления
компаний как «Принципы Toyota». В последнее
время Япония несколько отошла от этих норм.
В 2007 году основными партнёрами Японии по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту — Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует механические транспортные средства, электронику и химические вещества. В страну ввозятся станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности говядина), химические вещества, текстиль и промышленное сырьё. Правительство Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции.
Являясь
небольшим островным
Следует отметить особое значение внешнеэкономических связей для развития экономики страны. Обладая скудными природными ресурсами, Япония вынуждена закупать огромное количество минерального топлива и сырья, однако островное положение в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) открывает большие возможности страны для мировой торговли.
Глава 1. Общая характеристика динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Япония
играет большую роль в мировой
торговле и входит в ряд государств,
которые обладают невероятно мощной
экономикой. К примеру, по показателям
объемов экспорта Япония вот уже
на протяжении десятка лет занимает
четвертое место в мире, уступая
только Китаю, США и Германии (хотя
в 2000 году занимала третью позицию), ровно
такая же ситуация наблюдается на
импортном рынке. Если обратится
к статистике, то можно проследить
следующую тенденцию мирового рынка:
по данным международных
Динамика экспорта, импорта и внешнеторгового баланса страны (в млрд. йен) - приложение 1. На основе данного графика, мы можем судить о развитии таких важных факторов, отражающих участие страны в мировой торговле, как экспорт, импорт и, соответственно, торговый баланс. Самые низкие показатели экспорта и импорта наблюдаются в начале 21 века, это объясняется тем, что в данный период Япония переживала финансовый кризис и дефляцию цен, что являлось результатом мирового экономического кризиса 1990-х годов, но, несмотря на это японская экономика развивалась более высокими темпами, чем экономика стран Европы и России.
Постепенно эти показатели увеличивались в объеме: экспорт достиг своего пика в 2007 году, при этом вырос на 63% по сравнению с 2000 годом, а импорт, в свою очередь, в 2008 году не только достиг своего максимального значения, увеличившись почти в двое (93%) по сравнению с началом 21 века, но и сравнялся по своим показателям с экспортом, что означает приведение торгового баланса к нулю.
Однако,
после такого подъема, последовал резкий
спад одновременно, как экспорта, так
и импорта. Этот регресс обусловлен
негативной ситуацией на мировом
рынке, падением спроса в США и
Европе, куда направлялось в сумме
около 35 % экспортной продукции Японии.
Данные факторы являются результатом
мирового финансового кризиса, который
проявился в середине 2008 года в
виде значительного ухудшения
Таким образом, для экономики
Японии на 2009 год характерна следующая
ситуация: по сравнению с предыдущим
годом экспорт снизился на 33%, импорт
на 35%, а торговый баланс сохранил свое
нулевое значение. После данного
периода, когда экономика страны
стабилизировалась, мы можем наблюдать
рост внешнеэкономических
Глава 2. Динамика товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Товарная структура внешней торговли Японии тесно связана со структурой народного хозяйства и формируется под влиянием ряда факторов, таких как: обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, исторически сложившимися экономическими связями и др. Она отражает уровень развития национальной экономики и характер ее участия в системе международного разделения труда.
Основными экспортируемыми товарами Японии являются транспортные средства передвижения(23%), электротехническое и технологическое оборудование (19% и 20%), а также обработанные (готовые) изделия, классифицированные по материалам (13%) и продукция химической переработки. На основе данных показаний легко сделать вывод, что Япония - страна высоких технологий, специализирующаяся на производстве наукоемких отраслей, но с ограниченным запасом природных ресурсов. В товарной структуре экспорта страны в течение заданного периода времени наблюдается стабильность, вышеуказанные продукты продолжают занимать ведущие позиции, но все-таки заметны некоторые изменения: объем экспорта транспортных средств увеличился на 42%, за этим последовало перемещение данной категории товара с третьего места на первое, что обуславливается ростом спроса во всем мире на качественные японские автомобили. Однако, доля экспорта, которая приходилась на электротехническое оборудование, напротив, снизилась (на 8%), и по данным на 2010 год данная категория товара занимает уже не первое, а второе место. Предприятия, специализирующиеся на электронике сокращают производство из-за слабых показателей прибыльности, нерентабельности некоторых видов продукции и ухудшения позиций в плане конкурентоспособности, так как во всем мире заметна тенденция переносить трудоемкие и неблагоприятные для окружающей среды производства из развитых стран в развивающиеся, где также находится дешевая рабочая сила.
Для товарной
структуры импорта характерно существенное
преобладание доли минерального топлива
и другого сырья, так как Япония
не обладает достаточными ресурсами
для своей широкой
Внешнеэкономические связи играют большую роль в развитии экономики самой страны. Проанализировав данные показателей внешней торговли Японии, мы пришли к выводу, что наблюдается общая тенденция роста, как экспорта, так и импорта, а так же имеет место положительное сальдо торгового баланса в указанный период времени, за исключением тех моментов, когда экономика страны терпит упадок в результате нового мирового финансового кризиса.
Рассмотрев географическую структуру внешней торговли Японии, можно выделить двух основных торговых партнеров страны - Китай и США. При этом следует отметить, что наиболее активно Япония развивает свои экономические отношения с Китаем, хотя не стоит утверждать о стабильности наблюдаемой ситуации ввиду некоторых политических конфликтов между странами. Исходя из вышесказанного, Японии следовало бы укреплять или налаживать отношения и увеличивать товарооборот с рядом других стран, в том числе и с Россией, чтобы снизить влияние двух мощных держав.
Данные по товарной структуре внешней торговли страны позволяют нам судить о скудной ресурс обеспеченности Японии, так как большая доля импорта товаров приходится именно на минеральное топливо и другое сырье, необходимое для развития промышленности страны, которая специализируется на наукоемких отраслях.
Япония - страна с высоким уровнем развития экономики (по данному показателю уступала только США вплоть до 2009 года) и, несмотря на мировые финансовые кризисы, которые наносят существенный удар по экономике страны, высокий экономический и научно-технический потенциал позволяют Японии сохранять лидирующие позиции на мировой арене. (Приложения 2, 3, 4, 5).