Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Составление общей характеристики динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Введение 3
Глава 1 6
Глава 2 8
Глава 3 9
Заключение 14
Список литературы и Интернет-источников 15
Приложения 16
Из анализа данных следует,
что основными статьями импорта
Японии в 2002 году являлись минеральное
топливо, смазки и подобные им материалы,
а также машины, оборудование и
транспортные средства, причем последние
занимали лидирующую позицию – доля
в импорте страны составляла 27,90%.
В 2010 году на первое место выходит
минеральное сырье, его доля вырастает
более чем в полтора раза, а
среднегодовые темпы роста
Судя по показателям среднегодового
темпа роста, наиболее динамично
развивающимися статьями экспорта являются
непродовольственное сырье (кроме
топлива) и товары и сделки, не заключенные
в соответствующие разделы
Глава 3. Динамика географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Япония - страна с мощной экономикой, огромным технологическим потенциалом, занимает передовые позиции в экспорте некоторых наукоемких категорий товаров и, соответственно, ведет активную торговлю со многими странами мира. ( Приложения 6, 7, 8, 9)
Основными торговыми партнерами Японии в большинстве являются азиатские страны: Китай, Тайвань, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, что обусловлено близким географическим расположением и общностью исторических процессов. К тому же некоторые из вышеперечисленных стран входят в те же экономические группировки, что и Япония, одним из примеров является АСЕАН, а совместное участие в таких союзах дает право пользования некоторыми льготами при взаимной торговле. Активную торговлю с Японией ведет также ряд западных стран, таких как США, Великобритания, Германия и Нидерланды.
США и
Китай выделяются на фоне остальных
стран и являются главными торговыми
партнерами Японии, так как на их
долю в сумме приходится около 30%
как импортируемых, так и экспортируемых
товаров на протяжении десятилетия,
несмотря на периодически возникающие
конфликты, торговые и политические.
Развитию торговли между данными
странами способствует их относительно
близкое географическое положение,
а так же широкие возможности
для перевозки товаров
В статистике по импорту
Японии также наблюдаются следующие
изменения: Австралия по результатам
последнего года данного периода
времени с шестого места
В период с 2002 по 2010 года объем внешней торговли Японии вырос практически в два раза, однако рост проходил нестабильно. Особенно это хорошо заметно в 2003 и 2004 года. Объем внешней торговли упал сначала с 858718 млрд. долл. США в 2002 г. до отметки 752805 млрд. долл. США в 2003 г., а потом зафиксировался на отметке в 753939 млрд. долл. США в 2004 г. Данные обусловлены снижением, как и экспорта, так и импорта Японии за эти года. Преодолеть показатель 2002 г. Япония смогла только в 2006 году. Впоследствии показатель оборота внешней торговли увеличивался в период с 2006 по 2010 гг. Нельзя не отметить тот факт, что на всем протяжении развития внешней торговли Японии коэффициент покрытия превышал отметку в 100%, что свидетельствует о том, что экспорт превышал значения импорта. Но в тоже время значение коэффициента покрытия постепенно уменьшалось, в 2002 г. показатель составлял 126.3%, а в 2009 г. он составлял 114,5%, что безусловно свидетельствует о повышении роли импорта в экономике Японии. В 2010 г. коэффициент покрытия составил 103.1%, в связи с чем можно отметить тот факт, что в скором времени, возможно, что импорт в обороте внешней торговли Японии будет иметь доминирующее значение. Доля страны в мировом экспорте во временном промежутке с 2002 по 2010 гг. постепенно уменьшалась, в тоже время сам объем экспорта повышался. То же самое происходило с импортом Японии. Из этого следует отметить то, что Япония, несмотря на постепенный рост, уступает свои доминирующие позиции, такие страны как Китай всё более и более упрочняют свои позиции и закрепляются в современной экономике.
Выявленные в результате проведенного анализа основные тенденции развития внешнеторговой сферы Японии в 2000-2010 гг. фактически сводятся к следующему: с одной стороны, наблюдается рост количественных показателей, характеризующих ее состояние, омраченный спадом 2003 и 2004 гг. и также кризисным явлением, начавшимся в 2008 году. В то же время , очевидно, постоянное улучшение качественных характеристик состояния сферы внешней торговли Японии. В целом внешнеэкономический сектор развивается динамично, чутко реагируя на изменения среды. Однако для оптимизации его структуры необходимо выработать стратегически ориентированный комплекс мероприятий. Некоторые отрасли японской промышленности, такие, как производство синтетических волокон и черная металлургия, постепенно сворачивают мощности и переориентируются на производство более дорогой индивидуальной и мелкосерийной наукоемкой продукции, такой как лекарственные препараты, ракеты, микропроцессоры, программное обеспечение, биотехнология, т.е. переключаются в те отрасли, которые рассматриваются многими как последний оплот американского превосходства.
Кроме того, Япония не может себе позволить
сбрасывать со счетов таких конкурентов,
как Австралия, которая уже длительное
время имеет высокие
Япония - страна с развитой внешней торговлей, но в то же время она не стала еще страной с развитым интернациональным мышлением и соответствующей организацией. В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики.
Заключение.
Внешнеэкономические связи играют
центральную роль в экономике
Японии. В ходе анализа динамики
развития внешней торговли страны,
мы выявили, что в целом показатели
внешнеторговой деятельности увеличиваются,
однако этот рост происходит нестабильно.
На протяжении всего периода с 2002
по 2010 год экспорт страны превышал
ее импорт (об этом позволяет судить
коэффициент покрытия), однако темпы
роста импорта значительно
Рассмотрев географическое распределение
внешней торговли страны, мы выяснили,
что крупнейшими торговыми
Анализ товарной структуры внешней торговли Японии позволил определить наиболее значимые статьи экспорта и импорта в экономике страны. В структуре импорта лидирующее место занимают минеральное топливо и машины, оборудование и транспортные средства, хотя доля последних имеет тенденцию к снижении. В структуре экспорта основной статьей являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, судя по показателю среднегодового темпа роста за рассматриваемый период, наиболее динамично развивается экспорт непродовольственного сырья (кроме топлива).
Япония – страна с высокоразвитой экономикой, прочными внешнеэкономическими связями. Однако, несмотря на это, кризис тяжело сказался на экономике страны. Но все же, огромный экономический потенциал позволяют Японии даже в период упадка сохранять лидирующие позиции на мировой арене.
Список литературы и Интернет-источников.
http://www.customs.go.jp - официальный сайт таможенной службы Японии
http://unctadstat.unctad.org
http://comtrade.un.org
Приложения
Приложение 1
Источник: построено автором по данным официального сайта таможенной службы Японии (http://www.customs.go.jp)
Приложение 2
Приложение 3
Источник: построено автором
по данным официального сайта таможенной
службы Японии (http://www.customs.go.jp)
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Источник: построено автором по данным официального сайта таможенной службы Японии (http://www.customs.go.jp)