Динамика географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период 2000-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Составление общей характеристики динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 6
Глава 2 8
Глава 3 9
Заключение 14
Список литературы и Интернет-источников 15
Приложения 16

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.docx

— 571.45 Кб (Скачать файл)

Из анализа данных следует, что основными статьями импорта  Японии в 2002 году являлись минеральное  топливо, смазки и подобные им материалы, а также машины, оборудование и  транспортные средства, причем последние  занимали лидирующую позицию – доля в импорте страны составляла 27,90%. В 2010 году на первое место выходит  минеральное сырье, его доля вырастает  более чем в полтора раза, а  среднегодовые темпы роста составляют 116,77%, что позволяет нам говорить об этой статье импорта, как о наиболее динамично развивающейся. На мой  взгляд, это связано с тем, что  Япония имеет скудные природные  запасы топлива и сырья, поэтому  она вынуждена импортировать  их из-за рубежа, к тому же развитие машиностроения и высокотехнологичных  отраслей ведет к увеличению потребления  минерального топлива, сырья и химических продуктов (эти статьи импорта также  имеют хорошие показатели динамики развития). Это в определенной мере объясняет и снижение доли машин  и оборудования в импорте страны (к 2010 году этот показатель снизился более  чем на четверть).

Судя по показателям среднегодового темпа роста, наиболее динамично  развивающимися статьями экспорта являются непродовольственное сырье (кроме  топлива) и товары и сделки, не заключенные  в соответствующие разделы СМТК, хотя их доля в общем экспорте Японии остается сравнительно невысокой. 
    

 

 

Глава 3. Динамика географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

Япония - страна с мощной экономикой, огромным технологическим  потенциалом, занимает передовые позиции  в экспорте некоторых наукоемких категорий товаров и, соответственно, ведет активную торговлю со многими  странами мира. ( Приложения 6, 7, 8, 9)

Основными торговыми партнерами Японии в большинстве  являются азиатские страны: Китай, Тайвань, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, что обусловлено  близким географическим расположением  и общностью исторических процессов. К тому же некоторые из вышеперечисленных  стран входят в те же экономические  группировки, что и Япония, одним  из примеров является АСЕАН, а совместное участие в таких союзах дает право  пользования некоторыми льготами при  взаимной торговле. Активную торговлю с Японией ведет также ряд  западных стран, таких как США, Великобритания, Германия и Нидерланды.

США и  Китай выделяются на фоне остальных  стран и являются главными торговыми  партнерами Японии, так как на их долю в сумме приходится около 30% как импортируемых, так и экспортируемых товаров на протяжении десятилетия, несмотря на периодически возникающие  конфликты, торговые и политические. Развитию торговли между данными  странами способствует их относительно близкое географическое положение, а так же широкие возможности  для перевозки товаров грузовыми  морскими суднами, что является наиболее рентабельным видом транспортировки  сырья и готовой продукции  во всем мире. Однако, если сравнивать данные по экспорту и импорту за 2000 год, с показателями 2010-го года, можно  заметить, как Китай занимает первое место, а США спускается на второе по товарообороту с Японией. Это  связано с тем, что за данный период времени Китай значительно увеличил свою экономическую мощь и в 2010 году даже занял второе место в мире по объему ВВП.

В статистике по импорту  Японии также наблюдаются следующие  изменения: Австралия по результатам  последнего года данного периода  времени с шестого места переместилась  на третье. Это связано с тем, что  Япония увеличила импорт железной руды и коксующегося угля для развития черной металлургии, а Австралия  как являлась, так и является главным  поставщиком данного вида сырья  в Японию. Тайвань, в свою очередь, наоборот сократила поставки черных металлов в Японию в связи с  понижением уровня цен на данную продукцию, и поэтому спустилась с четвертого места на седьмое в списке торговых партнеров по импортируемым товарам. В ответ на это, Япония тоже сократила  экспорт своей продукции, и теперь среди торговых партнеров по экспорту Тайвань в 2010 году занял четвертое  место, хотя в 2002 году был на втором. Что касается остальных торговых партнеров Японии, можно сказать, что они сохранили свои позиции  в географической структуре внешней  торговли страны за данный период.

В период с 2002 по 2010 года объем  внешней торговли Японии вырос практически  в два раза, однако рост проходил нестабильно. Особенно это хорошо заметно  в 2003 и 2004 года. Объем внешней торговли упал сначала с 858718 млрд. долл. США  в 2002 г. до отметки 752805 млрд. долл. США  в 2003 г., а потом зафиксировался на отметке в 753939 млрд. долл. США в 2004 г. Данные обусловлены снижением, как  и экспорта, так и импорта Японии за эти года. Преодолеть показатель 2002 г. Япония смогла только в 2006 году. Впоследствии показатель оборота внешней торговли увеличивался в период с 2006 по 2010 гг. Нельзя не отметить тот факт, что  на всем протяжении развития внешней  торговли Японии коэффициент покрытия превышал отметку в 100%, что свидетельствует  о том, что экспорт превышал значения импорта. Но в тоже время значение коэффициента покрытия постепенно уменьшалось, в 2002 г. показатель составлял 126.3%, а  в 2009 г. он составлял 114,5%, что безусловно свидетельствует о повышении  роли импорта в экономике Японии. В 2010 г. коэффициент покрытия составил 103.1%, в связи с чем можно  отметить тот факт, что в скором времени, возможно, что импорт в обороте  внешней торговли Японии будет иметь  доминирующее значение. Доля страны в  мировом экспорте во временном промежутке с 2002 по 2010 гг. постепенно уменьшалась, в тоже время сам объем экспорта повышался. То же самое происходило с импортом Японии. Из этого следует отметить то, что Япония, несмотря на постепенный рост, уступает свои доминирующие позиции, такие страны как Китай всё более и более упрочняют свои позиции и закрепляются в современной экономике.

Выявленные в результате проведенного анализа основные тенденции развития внешнеторговой сферы Японии в 2000-2010 гг. фактически сводятся к следующему: с одной стороны, наблюдается рост количественных показателей, характеризующих ее состояние, омраченный спадом 2003 и 2004 гг. и также кризисным явлением, начавшимся в 2008 году.   В то же время , очевидно,  постоянное улучшение качественных характеристик состояния сферы внешней торговли Японии. В целом внешнеэкономический сектор развивается динамично, чутко реагируя на изменения среды. Однако для оптимизации его структуры необходимо выработать стратегически ориентированный комплекс мероприятий. Некоторые отрасли японской промышленности, такие, как производство синтетических волокон и черная металлургия, постепенно сворачивают мощности и переориентируются на производство более дорогой индивидуальной и мелкосерийной наукоемкой продукции, такой как лекарственные препараты, ракеты, микропроцессоры, программное обеспечение, биотехнология, т.е. переключаются в те отрасли, которые рассматриваются многими как последний оплот американского превосходства.

Кроме того, Япония не может себе позволить  сбрасывать со счетов таких конкурентов, как Австралия, которая уже длительное время имеет высокие экономические  показатели, страны АСЕАН - Малайзию, Таиланд  и Индонезию, у которых достаточно потенциала для развития, а также  новые индустриальные страны в других регионах мира, например Бразилию. Чувство "изолированности" от остального мира может стать препятствием для  превращения Японии в мирового лидера.

Япония - страна с развитой внешней  торговлей, но в то же время она  не стала еще страной с развитым интернациональным мышлением и  соответствующей организацией. В  начале ХХI века Япония стоит перед  необходимостью вернуться к устойчивой экономике и сохранить за собой  место одного из лидеров мировой  экономики.

 

 

Заключение.

Внешнеэкономические связи играют центральную роль в экономике  Японии. В ходе анализа динамики развития внешней торговли страны, мы выявили, что в целом показатели внешнеторговой деятельности увеличиваются, однако этот рост происходит нестабильно. На протяжении всего периода с 2002 по 2010 год экспорт страны превышал ее импорт (об этом позволяет судить коэффициент покрытия), однако темпы  роста импорта значительно превосходили темпы роста экспорта, что может  привести к появлению отрицательного сальдо торгового баланса.

Рассмотрев географическое распределение  внешней торговли страны, мы выяснили, что крупнейшими торговыми партнерами Японии являются США, Республика Корея, Германия, Китай и др. При этом, стоит отметить, что наиболее активно  идет развитие торговых отношений с  Китаем, о чем мы можем судить, сравнивая долю Китая в экспорте и импорте Японии за 2002 и 2010 годы. В то же время происходит укрепление внешнеторговых отношений с Россией  и увеличение ее доли в экспорте Японии.

Анализ товарной структуры внешней  торговли Японии позволил определить наиболее значимые статьи экспорта и  импорта в экономике страны. В  структуре импорта лидирующее место  занимают минеральное топливо и  машины, оборудование и транспортные средства, хотя доля последних имеет  тенденцию к снижении. В структуре  экспорта основной статьей являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, судя по показателю среднегодового темпа роста за рассматриваемый  период, наиболее динамично развивается  экспорт непродовольственного сырья (кроме топлива).

Япония – страна с высокоразвитой экономикой, прочными внешнеэкономическими связями. Однако, несмотря на это, кризис тяжело сказался на экономике страны. Но все же, огромный экономический  потенциал позволяют Японии даже в период упадка сохранять лидирующие позиции на мировой арене.

 

 

Список литературы и Интернет-источников.

http://www.customs.go.jp - официальный сайт таможенной службы Японии

http://unctadstat.unctad.org

http://comtrade.un.org

 

 

Приложения

Приложение 1

Источник: построено автором  по данным официального сайта таможенной службы Японии (http://www.customs.go.jp)

Приложение 2

Приложение 3

Источник: построено автором  по данным официального сайта таможенной службы Японии (http://www.customs.go.jp) 
Приложение 4  

Приложение 5

Приложение 6 

Приложение 7

Приложение 8 

Приложение 9

Источник: построено автором  по данным официального сайта таможенной службы Японии (http://www.customs.go.jp)

 


Информация о работе Динамика географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период 2000-2010 гг