Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:21, курсовая работа
Основой минерально-сырьевой базой меди, платины, никеля России являются Норильский и Удоканский рудные районы, где уникальные месторождения разрабатываются ОАО «ГМК «Норильский никель». При сложившемся уровне производства никеля в 220 тыс. т. в год, обеспеченность запасами составляет 30 лет. Удоканское месторождение находится в нераспределенном фонде. В СФО сосредоточена практически вся добыча молибдена (в основном в республике Хакасия – 72% и в Читинской области – 27%). Основная добыча осуществляется на Сорском месторождении в Республике Хакасия.
- недостаточное внимание
Положительным фактором является наличие крупных научных центров, их филиалов, высших и средних специальных образовательных учреждений, развернутой системы учреждений культуры, здравоохранения и спорта, способных обеспечить развитие инновационной экономики Сибири.
Структура и темпы развития районов Южного пояса будут определяться степенью интеграции их предприятий в процесс освоения и развития арктических и северных территорий Сибири, а также степенью конкурентоспособности их продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь экономический и финансовый результаты освоения новых месторождений Арктического и Северного поясов развития будут определяться во многом тем, насколько точно это освоение будет согласовано по времени и этапам реализации со структурными изменениями в промышленном, агропромышленном и научном секторах регионов, входящих в Южный пояс развития.
Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на неравномерность развития и размещения природных ресурсов территории СФО связаны тесными экономическими отношениями и изменения в одной части округа неминуемо влечет изменения в другой. Поэтому необходимо обеспечить комплексное развитие всех субъектов округа.
2. 2. Место СФО в хозяйственном комплексе РФ и характер внешнеэкономических связей
Как уже было отмечено, в силу географического положения и огромного ресурсного потенциала Сибирь играет особую роль в функционировании российской экономики.
Основным показателем участия региона в хозяйственной деятельности страны является валовой региональный продукт. Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. В настоящий момент подсчёт ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Поэтому мы можем анализировать только данные до 2009 года. За период с 1998 г. ВРП Сибири увеличился в 10 раз, в то время как суммарный ВРП по всем регионам увеличился в 14 раз. Это свидетельствует о том, что по темпам развития СФО отстает от некоторых других регионов. В 2009 году доля ВРП СФО составила около 11% (5-е место среди регионов страны). Однако учитывая потенциал округа, этот уровень не должен считаться удовлетворительным. Более того, для достижения поставленных целей развития региона прирост ВРП СФО должен быть выше среднероссийского.
Проблемным является вопрос о неравномерном распределении долей ВРП по территории округа. В настоящее время более 90 процентов валового регионального продукта Сибири производится на площади, занимающей менее 10 процентов территории сибирских регионов. Поэтому реализация стратегических целей развития Сибири требует существенной трансформации, расширения и укрепления ее экономического пространства.
Как уже было отмечено, для достижения стратегических целей, поставленных перед Сибирью, прирост ее ВРП должен превышать общероссийский. Однако на данный момент он либо ниже либо равен ему. Следовательно, необходимы коренные преобразования экономики округа.
Международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Сибирского федерального округа является составной частью внешней политики России и реально влияет на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, наполняя конкретным содержанием международные связи. В сфере внешнеэкономической деятельности основные перспективы связаны с расширением торговли с Китаем, Казахстаном, Украиной, Киргизией и Монголией, а также с развитием сотрудничества деловых кругов Сибири с предпринимателями из Италии, Франции и ФРГ.
Сибирский федеральный округ уже не первый год демонстрирует колоссальную диспропорцию между экспортом и импортом товаров, 22 млрд. и 5 млрд. долларов соответственно (за январь-сентябрь 2011 г.). Своего пика положительное сальдо достигает в Кемеровской области - 94% экспорта на 6% импорта. Наиболее мощные составляющие экспорта «Норильский никель», алюминиевая промышленность и лесопромышленный комплекс. Начинают наращивать обороты угольная и химическая промышленности. Однако вес остальных отраслей не столь значим. Кроме того, экономика, построенная на вывозе сырья - признак слаборазвитости региона.
В экспорте сибирской продукции учитывается тот факт, что все сибирские ресурсы очень транспортоемки: руда, уголь, нефть, газ требуют высоких затрат на перемещение. Эго утяжеляет продукцию по стоимости. Конкурентоспособность сибирских ресурсов, несмотря на их востребованность, достигается с большим трудом - в основном, путём снижения издержек за счет больших объемов. При этом, чем меньше будет транспортная составляющая в цене этих ресурсов, тем они будут конкурентоспособнее. Таким образом, экспортерам СФО приходится ориентироваться со временем все больше не на рынок США, Европы или Японии, а на значительно более близкий Китай - страну с растущей экономикой, которая нуждается в угле, лесе, нефти и полезных ископаемых.
2. 3. Инновации, инвестиции и сценарии развития
Как уже было отмечено, социально-экономическая ситуация в Сибири сегодня характеризуется рядом негативных факторов. Динамичное развитие, привлекательность сибирских регионов для жизни имеют большое значение. Поэтому на развитие экономики и социальной сферы Сибирского федерального округа требуются объемные инвестиции. В январе-сентябре 2011г. было использовано 741,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 123,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
В целом объем инвестиций в округ составляет 11,7% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 55,7%, привлеченных средств – 44,3%, в том числе 6,9% - за счет средств федерального бюджета. В структуре иностранных инвестиций, поступивших в Сибирский федеральный округ за истекший период, лишь 20,4% составляют прямые инвестиции.
Очевидно, что доля прямых иностранных инвестиций недостаточна и к тому же она значительно сокращается. Это связано в неблагоприятным инвестиционным климатом Сибири, которые может быть изменен только после коренных преобразований в экономической и социальной жизни общества.
Очевидно, что территориально Сибирь остается явным лидером страны в таких отраслях промышленности, как нефтяная и газовая, добыча угля, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, возможно, электроэнергетика. В реальности для России минерально-сырьевая база Сибири, сейчас и в долгосрочной перспективе – важнейший фактор развития. Минерально-сырьевой сектор обеспечивает около 50% поступлений в бюджет, порядка 70% поступающей в страну валюты, 100% поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Но для экономики Сибири – это инерционная линия развития.
Для нашей страны инновационное развитие практически не имеет альтернатив. При этом именно Сибирь, кладовая полезных ископаемых, может и должна сыграть решающую роль в избавлении страны от сырьевой зависимости. Сейчас перед Сибирью стоит выбор между тремя сценариями развития, в значительной степени инвариантными.
1) Энерго-сырьевой сценарий. Примерно такой же сценарий реализовывался в 1970-1980 гг. Среди приоритетов было развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и железнодорожное строительство, а также объекты цветной металлургии на базе новых ГЭС. На все это шло не менее 90% всех инвестиций в Сибирь. Тем не менее, есть оценки, что серьезному геологическому изучению на данный момент времени подверглось не более 10% восточных территорий РФ. Сейчас приоритетное значение отводится Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу; Восточно-Сибирскому нефтегазовому комплексу; программе развития Нижнего Приангарья; горнорудным и горнометаллургическим проектам Республики Тыва, Республики Бурятия и Забайкальского края. И в том числе, разумеется, - строительству железных дорог. По прогнозным расчетам годовой темп прироста ВРП при таком сценарии составит 3,5-4,0%.
2) Ресурсно-комплексный сценарий.
Подобный сценарий
3) Инновационный сценарий. Площадкой здесь может стать юг Западной Сибири, Красноярского края, Республика Хакассия, где проживает три четверти населения СФО и нет в крупных масштабах ни нефти, ни газа (под югом Западной Сибири подразумеваются Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край и республика Алтай). Это давно освоенная территория с относительно развитой сетью дорог.
На достаточно узком для Сибири пространстве – в радиусе 600 км от Новосибирска – имеются уникальные возможности для развития производительных сил этого мезорегиона. Имеются ввиду: общие энергетические и транспортные системы с большими возможностями для развития, здесь могут быть созданы региональные площадки для биржевых торгов минеральными ресурсами, лесопродукцией, электроэнергией и т.д. В Новосибирске существует ряд крупных финансовых организаций; потенциальные возможности формирования межрегиональной строительной базы; границы с Казахстаном, КНР, Монголией; укрепляющееся информационное пространство. Итак, здесь существует плацдарм для перехода к инновационной экономике и линии диверсификационного развития Сибири. Реализация инновационного сценария должна обеспечить прирост ВРП порядка 6% в год.
Сценарий развития Сибири, обозначенный в Стратегии, сочетает в себе все эти три теоретически возможных варианта развития, а также увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В период до 2020 года развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Сибири и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона и инновационной направленности долгосрочного развития экономики.
Реализация сценария социально-экономического развития Сибири обеспечит следующие результаты:
- модернизация и
- развитие отраслей глубокой
переработки природного сырья
на базе современных
- переход к новым
- модернизация и развитие
- развитие машиностроения в
качестве технологической базы
модернизации и инновационного
развития сибирской экономики,
основой которой является