Государственная поддержка экспорта цветной металлургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обозначение и рассмотрение методов государственного стимулирования и поддержки экспорта в Российской Федерации и за рубежом. Основными задачами, способствующими реализации поставленной цели, являются: изучение сущности и понятий государственной поддержи экспорта, анализ российский программы стимулирования экспорта. Безусловно, необходимо рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт оказания поддержки предприятиям-экспортерам.
Согласно цели и поставленным задачам работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Для написания курсовой работы были использованы монографии российских и зарубежных авторов, доклады всемирных организаций, периодические издания и сайты интернет.

Содержание работы

Введение 3
1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии за рубежом 5
1.1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии в развивающихся странах (на примере Китая) 5
1.2 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в
экономически развитых странах (на примере Швейцарии) 11
1.3 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши) 16
2 Развитие системы стимулирования экспорта в России 24
2.1 Законодательная база поддержки экспорта цветной
металлургии в России 24
2.2 Развитие экспорта цветной металлургии в России при введении
государственной поддержки 29
3 Государственная поддержка экспорта цветной металлургии 40
3.1 Перспективы развития экспорта металлов и металлопродукции 40
3.2 Меры господдержки при экспорте металлов и металлоконструкций 46
Заключение 52
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Поддержка экспорта_курсовая.docx

— 117.07 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, программа  дотирования предпринимателей предусматривает  софинансирование расходов на их обучение навыкам экспортной деятельности:

Проект 1 «Приобщение к экспорту» - предоставление дотаций начинающим экспортерам из числа малых и средних предпринимателей (МСП) на софинансирование расходов по участию в программе;

Проект 2 «Программа поддержки экспорта» - предоставление дотаций активным экспортерам из числа МСП на софинансирование расходов по проведению промоционно-маркетинговых мероприятий на внешних рынках;

Целью проекта «Приобщение к экспорту» является поддержка развития экспорта МСП путем повышения квалификации их персонала в сфере экспортной деятельности (тематика осуществления маркетинга и экспортных сделок). Максимальная сумма дотации, выделяемой в рамках проекта, достигает 1000 евро (максимальный уровень софинансирования: 60% расходов)[10].

«Программа поддержки экспорта» также ориентирована на сектор МСП, а ее целью является поддержка развития экспорта МСП путем предоставления дотаций на осуществлению мер по развитию экспортных рынков:

- изучение конъюнктуры  на внешних рынках;

- поиск партнеров; 

- командирование специалистов  для изучения рынка на месте;

- меры по продвижению  товаров на новый рынок;

- участие в выставочно-ярмарочной  деятельности за рубежом.

 Размер дотаций колеблется  в интервале от 1500 евро максимально  до 10000 евро (максимальный уровень  софинансирования: 60% расходов). Общая стоимость проекта: ФАРЕ - 6,9 млн. евро; сумма софинансирования - 3,7 млн.евро (в том числе из бюджета МЭТиСП - 0,6 млн.евро).

4. Совершенствование действующих  инструментов поддержки экспорта:

Общие направления совершенствования  инструментов поддержки экспорта определены в принятом в 1999 г. Советом Министров документе «Оценка ситуации во внешнеторговой сфере и предложения по ее улучшению» (далее: «Оценка...»). Предлагаемые в нем изменения уже введены или вводятся усилиями МЭТиСП. Вместе с тем доступные предприятиям программы поддержки нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Планируется, в частности, осуществление следующих мероприятий[11]:

- проведение анкетирования  предпринимателей по поводу совершенствования  программ поддержки под углом  зрения их большего соответствия  нуждам бизнеса и направленности  на повышение конкурентоспособности  польских предприятий;

- разработка программы  финансовой поддержки польских  торговых домов при непосредственном  участии формируемого Польского  агентства по поддержке экономического  развития;

- завершение испытаний  и введение в эксплуатацию  портала по поддержке экспорта;

- разработка МЭТиСП и МИД совместной концепции по взаимодействию с торгово-экономическими отделами посольств и консульств РП в зарубежных странах, а также с диппредставительствами, не имеющими в своем составе соответствующих отделов, в целях оптимального их использования для поддержки экономического развития страны;

- осуществление конкретных  мероприятий по поддержке экономического  развития во взаимодействии с  торгово-экономическими отделами  посольств и консульств РП  в зарубежных странах, а также  с диппредставительствами, не имеющими  в своем составе соответствующих  отделов;

- укрепление связей торгово-экономических  отделов посольств и консульств  РП с деловыми кругами Полонии  заграничной (польской диаспоры  за рубежом): информационная и  консультационная помощь, содействие  в процессе осуществления полонийными бизнесменами хозяйственной деятельности в Польше и торгово-экономических связей с РП, помощь в организации торговых миссий и создании бизнес- клубов, торговых палат и т.п.;

- в отношении бизнесменов  польского происхождения, проживающих  в странах СНГ - консультационная  поддержка, создающая предпосылки  для их активного включения  в процессы экономического развития  Польши и налаживания торгово-экономического  сотрудничества (в частности, путем  привлечения бизнесменов польского  происхождения для работы в  представительствах польских компаний  в странах СНГ, содействие в  организации их участия в проводимых в РП выставочно-ярмарочных мероприятиях, встречах бизнес-сообщества, семинарах, помощь в создании двусторонних торговых палат и т.п.);

- «экономизация» работы диппредставительств: введение системы оплаты выполняемых работ, а также оценки торговых советников посольств в зависимости от результатов развития польского экспорта на данный рынок или же привлечения прямых иностранных инвестиций;

- намеченное правительственной  программой «Основные положения торговой политики в отношении восточных рынков на 2006-2008 гг. - Программа возвращения на восточные рынки» совершенствование существующей системы поддержки польских фирм, товаров и брэндов на рынке СНГ, поиск новых форм содействия, учитывающих специфику рынков стран СНГ, а также увеличение выделения средств на эти цели; инициирование и поддержка разнообразных новых форм организации рынка (торговых домов, складов, торгово-информационных центров), а также других инициатив польских экспортеров, в частности, по созданию торгово-инвестиционных компаний, поддержка расширения числа туристов, приезжающих в Польшу; софинансирование за счет бюджетных средств таких видов проэкспортных услуг, как НИОКР, защита патентов и товарных знаков, консалтинг; открытие «восточного» направления подготовки специалистов в созданной в марте 2002 г. Академии внешней торговли в Варшаве; увеличение объема коммерческой информации о потребностях и импортных возможностях рынков стран СНГ, организации работы на этих рынках, уровне цен, условиях конкуренции, потенциальных торговых партнерах и т.п.; дальнейшее развитие и совершенствование существующих программ поддержки, прежде всего, силами их разработчиков;

Финансирование: в госбюджетах  на 2007 и 2008 гг. необходимо предусмотреть  выделение дополнительных средств  на реализацию модернизированных программ поддержки экспорта.

5. Внедрение новых инструментов  поддержки экспорта[12]:

К 2009 г. планируется разработать и внедрить в практику ряд новых инструментов поддержки экспорта: создание экспортных консорциумов, разработка программ для отдельных секторов экономики, издание газеты для экспортеров.

Одна из подпрограмм PHARE PL 01.01.06 под названием: National Export Development and Promotion Strategy предусматривает реализацию пилотного проекта по созданию в Поморском и Нижнесилезском воеводствах первых в Польше экспортных консорциумов. Так, в частности, планируется сформировать четыре подобных консорциума, а также подготовить не менее двух пакетов промоционных мероприятий, которые коснутся около 100 человек персонала отобранных предприятий- экспортеров в названных воеводствах.

Цели и ожидаемые результаты реализации программы

- оценка пилотных регионов с точки зрения их экспортного потенциала, выявление групп и отдельных предприятий, имеющих высокий экспортный потенциал, и региональных организаций, осуществляющих поддержку экспортной деятельности, а также оценка степени их готовности к реализации национальной стратегии в этой области. Срок подготовки доклада фирмой - исполнителем проекта: в течение 7 дней после 31 марта 2008 г.;

- разработка региональных  инструментов активизации и поддержки  экспорта. Срок подготовки доклада  фирмой - исполнителем проекта: 30 апреля  2008 г.;

- внедрение и апробация  в пилотных регионах инструментов поддержки экспорта, аналогичных применяемым на общегосударственном уровне (это относится, прежде всего, к созданию экспортных консорциумов);

 Общая стоимость проекта: 1,1 млн. евро, в т.ч. 700 тыс. евро - из средств ФАРЕ, 160 тыс. евро - из бюджетных средств и 240 тыс. евро - вклад предпринимательского сектора (в среднем - 2 тыс. евро от фирмы).

 Сроки: этап разработки - конец 2007 г., внедрение - до конца сентября 2008 г. (или - в случае продления Еврокомиссией срока финансирования - до конца марта 2009 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие системы  стимулирования экспорта в России

 

2.1 Законодательная база поддержки экспорта цветной металлургии в России

 

В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии  внешней торговли необходимость  организации специализированной системы  поддержки экспорта практически  отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства привлечения свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

С началом радикальных экономических  преобразований в 1992 году ситуация качественно  изменилась. Политика либерализации  предполагала использование преимущественно  рыночных механизмов для развития и  совершенствования структуры российского  экспорта. В марте 1993 года была создана  Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

Активное формирование государственной  политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.

Содействие экспорту формально  включало в себя меры в области  финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.[2]

В ходе либерализации  внешней торговли по образцу развитых стран в России не было учтено, что  эти государства наряду с защитой своего рынка давно и успешно практикуют политику экономической и административной поддержки национальных производителей, в первую очередь экспортную политику, обеспечивающую повышение конкурентоспособности национального производства. В результате не только не произошла рационализация внешнеторговых потоков, но и значительно ухудшилась структура российского экспорта и условий торговли.

Между тем опыт ведущих  стран показывает, что конкурентоспособный экспорт — это результат, в том числе, и целенаправленной политики государства, направленной на поддержку ведущих отраслей национальной экономики, на создание благоприятных условий для их выхода на мировые рынки.

Таблица 1 –Государственное регулирование экспорта в 1995-2011 гг.13

Год

Название документа

Основные положения

1995

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

Закон определил важнейшие направления государственной политики в области стимулирования экспорта

1996

Федеральная программа развития экспорта

Она определила инструментарий прямого и косвенного финансового  стимулирования экспорта, меры бюджетного воздействия

1996

Постановление Правительства  РФ № 516 от 30.12.1996  «О создании ЗАО «Российское экспортно-импортное страховое общество»

Функции общества состоят  в страховании рисков, связанных  с экспортными и импортными операциями, осуществляемыми в соответствии с международными соглашениями

2003

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

В Главе 11 были исключены положения о необходимости разработки федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности, обтекаемые формулировки по поводу федеральных госгарантий и кредитов

2011

Федеральный закон № 242-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Документ устанавливает  жесткие требования к организациям, работающим в этой металлургии и  других сферах


 

Система законодательного обеспечения поддержки российских экспортеров начала формироваться  только с 1995 г., когда были приняты Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и ряд других актов. Закон определил важнейшие направления государственной политики в области стимулирования экспорта.

В силу упоминавшихся  уже обстоятельств (непрямой характер действия норм закона, несоответствие его отдельных положений правилам ВТО и т.п.) потребовалась разработка нового, более отвечающего современным требованиям текста. В 2003 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Глава 11 этого Закона претерпела существенные изменения. Так, были исключены положения о необходимости разработки федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности, что звучало, мягко говоря, странно в стране, внешняя торговля которой практически полностью осуществлялась частными, независимыми от государства импортерами и экспортерами. Более обтекаемыми стали также формулировки, касавшиеся порядка предоставления государственных кредитов и гарантий отечественным экспортерам на федеральном и региональном уровнях.

По новому закону Правительство  РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Большое внимание в новом  законе уделяется вопросам информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В частности, в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Любой участник внешнеторговой деятельности может получить необходимую ему информацию от федерального органа за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации.

В соответствии с обязательствами, вытекающими из международных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что является одним из безусловных требований ВТО.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта цветной металлургии