Иммиграция и эмиграция в России: экономические приобретения и потери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы миграции 6
Глава 2. Практическая часть 9
2.1 Тенденции миграционных потоков в России 9
2.2 Трудовые имигранты в России: экономический аспект 13
2.3 Эмиграция из России: потери и приобретения для экономики 17
2.4 Перспективы разрешения проблем миграции в России 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Иммиграция и эмиграция в России.docx

— 256.51 Кб (Скачать файл)
  • Во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 2000—2011 гг. получила свыше 1.6 млн человек;
  • Значительно выросли масштабы вынужденной миграции — число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев, достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине 90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском, а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
  • На фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям[5 стр. 78].
  • Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

Формы утечки мозгов различны:

1)  непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;

2)  выезд за рубеж на контрактной основе;

3)  наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны–донора;

4)  полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции  за преимущественное обладание интеллектом  как носителем и генератором  современных научных знаний и  высоких технологий принадлежит  США. [12 стр. 37]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Трудовые иммигранты в России: экономический аспект

 

Регулирование внешних трудовых миграций, в последние годы ставших неотъемлемой чертой российской действительности и предметом дискуссий, становится ведущим направлением миграционной политики. Парадоксальность ситуации, однако, в том, что взаимоисключающие предложения о подходах к регулированию трудовых миграций базируются не только на кардинально отличных концепциях, но и на оценках, разброс которых вызывает обоснованные сомнения в их достоверности и свидетельствует о слабой изученности происходящих процессов.

 Разброс оценок даже общей численности внешних трудовых мигрантов, занятых в России, очень велик, оценки же численности незаконных трудовых мигрантов в России варьируются от 1,5 до 15 млн. человек. Не меньший разброс и оценок переводимых ими на родину трансфертов (перевод иностранной валюты из одной страны в другую, банковские операции по встречным переводам валют двух или нескольких стран) — до 12 млрд. долларов.[11 стр. 35]

Для того, чтобы регулировать внешние трудовые миграции, — что,

безусловно, необходимо по ряду экономических, социальных причин

(большинство временных  трудовых мигрантов являются  незаконными

мигрантами), — следует  отдавать себе отчет не только в  том, что мы

знаем, но и в том, какими необходимыми представлениями не обладаем

сегодня. Перечень вторых намного  обширнее: необходимо знать не только

валовые масштабы трудовых миграций, но и ареалы их формирования,

территории вселения, сферы  занятости, конкурентоспособность  на разных

рынках труда, социально-демографический, квалификационный и

этнический состав трудовых мигрантов, мотивацию мигрантов, их

адаптационные установки  и взаимоотношения с принимающим  населением,

сетевые связи и коммуникации и другие.

 

Нелегальная миграция –  это въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. В настоящее время  нелегальная (незаконная) миграция в  Россию в основном трудовая - и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан (Рис. 4)). Мигрантов из стран дальнего зарубежья не более 15-20%. Это, по большей части, тоже трудовые мигранты, но среди них больше транзитников. Самую большую часть мигрантов из дальнего зарубежья составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы, афганцы представлены меньше. Из других государств нелегальные миграционные потоки пока достаточно слабы [15, c. 54].

Рис. 4. Распределение трудовых мигрантов из разных стран по продолжительности работы в России, %.

Подавляющая часть иностранных  граждан, работающих в России,

приезжают на заработки временно и не регистрируют пребывание либо

проживание (либо не могут  получить регистрацию), не имеют законных

оснований работать. В первом полугодии 2010 г. на законных основаниях в

России работало 279,9 тысяч трудовых мигрантов из стран СНГ, в первую

очередь украинцев — 95,3 тысячи человек, узбеков — 44,2 тысячи и

таджиков — 42,2 тысячи человек. Однако это вершина айсберга:

официально занято не более 10–15% от общей численности трудовых

мигрантов.

Как показало исследование, штрафы различного рода официально взимаются  с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и  всегда неофициально - с 29% [15, c. 56].

В среднем нелегалы работают 6 дней в неделю. В среднем по выборке  среднемесячный заработок мигрантов в стране выезда составлял 86 долларов США, а в России эта средняя величина достигла 112 долларов, т.е. заработки возросли примерно в два раза [15, c. 60].

Работодатели склонны  нанимать нелегальных мигрантов, так  как их можно уволить в любой  момент не оплачивать дни болезни, недоплатить  им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого  найма мигрантов становятся притягательными  для большинства работодателей.

Судя по исследованиям, мигранты реально конкурируют с россиянами на рынках труда: «…более или менее  значительная часть рабочих мест, занятых сегодня мигрантами (от 50 процентов в Москве до 30 процентов  в регионах), уже стали чисто  мигрантскими, т.е. «зарезервированы» за ними на долгие годы. Остальная часть рабочих мест «отвоевывается» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением»[14 стр.72]

Нелегальный труд иностранцев  в России создает питательную  среду для развития теневой экономики, коррупции. Но проблема может быть решена при активных действиях российских властей по легализации труда  иностранцев. Со стороны нелегальных  мигрантов, как показывают результаты исследования, есть большое желание  работать именно на легальной основе.

Один из экономических  аспектов нелегальной миграции всегда вызывает оживленные дискуссии - это  вывоз мигрантами валюты из России.

Масштабы трансфертов  трудовых мигрантов зависят от следующих

факторов: численности занятых  в России, продолжительности (среднего

времени) их пребывания и  трудовой деятельности в России, их среднего

заработка, среднего ежемесячного размера переводов на родину.

Рис. 6. Оценка числа трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину[13 стр. 64]

Средняя величина заработка  зависит от сфер занятости, качества рабочей силы, территорий преимущественной занятости и других факторов. Наименьшая — среди мигрантов из Центральной Азии, занятых на самых неквалифицированных работах. Заработок зависит и от времени проведения обследований: средняя заработная плата в России возросла за последние четыре года почти втрое в долларовом эквиваленте. Возможны оценки данного показателя на основе выборочных обследований как в государстве резиденции, так и в России.

Средний ежемесячный размер переводов на родину существенно  зависит от контингента временных  трудовых мигрантов: работающие на постоянной основе, тем более, если они живут  в России с семьями, склонны больше тратить на текущее потребление в России, тогда как занятые сезонно и, тем более, спорадически, предпочитают тратить на себя как можно меньше, довольствуясь минимумом и отказывая себе во всем — жилище, питании, медицинском обслуживании и т.д. Доля средств, отсылаемых на родину двумя последними группами мигрантов, существенно выше, чем работающих в России постоянно.

2.3 Эмиграция из России: потери и приобретения для экономики

 

Высокое качество человеческого  капитала - необходимое условие экономического роста. Поэтому выезд квалифицированной  рабочей силы за рубеж традиционно  считают большой проблемой развивающихся  стран, которые проигрывают в  конкуренции за кадры более развитым. Вместе с тем, в условиях глобализации появляется новый взгляд на проблему «утечки умов»: эмиграция квалифицированных  кадров дает возможность извлечь  существенные выгоды странам-донорам. В современном мире страна может  развиваться как за счет внутреннего  человеческого капитала, так и  за счет использования своих людских  ресурсов за рубежом. «Утечку умов»  из страны традиционно считают угрозой  экономическому развитию. В то же время, потенциальные выгоды от эмиграции  кадров не учитываются.

 Может ли экономика  России получить выгоды от эмиграции талантов? Должна ли страна стимулировать эмиграцию и повышать эффективность взаимодействия с соотечественниками в других странах, либо же стоит сфокусироваться на удержании талантливых людей внутри страны?

Аргументы «за»

Профессионалы высокой квалификации, эмигрировав в более развитые страны, в дальнейшем способствуют притоку инвестиций, технологий, идей и более эффективных стандартов ведения бизнеса к себе на родину. Выезд за рубеж позволяет талантливым  людям найти лучшее применение своим  способностям, а также аккумулировать финансовые ресурсы и наработать деловые связи, которые они вряд ли смогли бы приобрести на родине. Таким образом, впоследствии вернувшись, они могут принести гораздо больше пользы России, а государству гораздо меньше придется тратить средств на создание необходимых для развития талантов условий внутри страны. Кроме того, временный выезд студентов и ученых для участия в исследования и проектах повышает квалификацию отечественных исследователей и способствует интеграции России в мировое научно-техническое и образовательное сообщество.

Однажды эмигрировав, специалисты  могут вернуться в страну с  новыми навыками, знаниями и ресурсами

 Эмигранты способствуют  продвижению отечественных товаров  и услуг на мировом рынке.  Сохранив деловые связи на родине и приобретя доступ к ресурсам зарубежных рынков, эмигранты, их контакты и репутация, служат связующим звеном между отечественными производителями и зарубежными потребителями. Так, индусы, работающие в Кремниевой долине, существенно поспособствовали проникновению индийских ИТ компаний на американский рынок.

 Эмигранты продвигают  отечественные товары и услуги  на мировом рынке, повышают  узнаваемость страны 

 Возможность эмиграции  стимулирует развитие отечественного  рынка труда. У россиян возникает повод получать конкурентоспособное образование, чтобы найти работу за рубежом. Не все из них в итоге уедут; часть останется в стране, пополнив экономику и науку высококлассными специалистами. С другой стороны, в условиях «утечки специалистов» работодатели вынуждены постоянно развиваться и улучшать условия труда для привлечения и удержания сотрудников. Возможность эмиграции стимулирует получать хорошее образование, а работодателей вынуждает улучшать условия труда

 

 

Аргументы «против»

Эмиграция специалистов высокого класса приводит к «вымыванию человеческого капитала». Создается порочный круг, когда каждому последующему поколению приходится учиться и перенимать навыки у людей с все более и более низкой квалификацией. В итоге в стране снижается производительность труда, падает конкурентоспособность в привлечении инвестиций в высокотехнологические отрасли, и экономика замыкается на производстве товаров с низкой добавленной стоимостью. Если из-за эмиграции страна лишится критической массы хорошообразованных и деятельных людей, она попадет в замкнутый круг деградации рабочей силы и производства, для выхода из которого потребуются гораздо большие ресурсы, нежели чем для создания условий для работы талантливым людям, пока в стране они еще есть.

«Утечка умов» приводит к  деградации человеческого капитала и экономики страны

 Дефицит квалифицированных  кадров, который образуется в  стране из-за эмиграции, увеличивает  издержки найма для отечественных  компаний. Компаниям трудно найти  высококачественных профессионалов  по многим специальностям, часто  приходится привлекать кадры  из-за рубежа. Это увеличивает  себестоимость товаров и услуг,  делает их менее конкурентоспособными  на мировом рынке. Кроме того, дефицит качественных кадров  наблюдается и в государственном  управлении. Это уменьшает эффективность  госаппарата и затрудняет процесс  проведения необходимых реформ.

Информация о работе Иммиграция и эмиграция в России: экономические приобретения и потери