Иммиграция и эмиграция в России: экономические приобретения и потери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека – здоровье, образование, занятость – она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы миграции 6
Глава 2. Практическая часть 9
2.1 Тенденции миграционных потоков в России 9
2.2 Трудовые имигранты в России: экономический аспект 13
2.3 Эмиграция из России: потери и приобретения для экономики 17
2.4 Перспективы разрешения проблем миграции в России 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Иммиграция и эмиграция в России.docx

— 256.51 Кб (Скачать файл)

 Дефицит кадров увеличивает  издержки экономики и затрудняет  ее реформирование 

 Страны тратят большие  средства на создание необходимой  медицинской, образовательной и  научной инфраструктуры для обеспечения  создания в стране качественного  человеческого капитала. В России подобные социальные расходы составляют треть государственного бюджета. Если же высококвалифицированные специалисты, выросшие в стране, в том числе благодаря подобной государственной поддержке, эмигрируют в другие страны, то страна лишается возможности капитализировать свои расходы - плодами ее вложений воспользуются экономики других стран. Страна не получает отдачи от своих вложений в человеческий капитал.[4 стр. 3-8]

2.4 Перспективы разрешения проблем миграции в России

 

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми  ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов  на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной  основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через  службу занятости населения и  строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней).[9 стр.163]

Следует организовать систематический  мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно  усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему  информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все  возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться  на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления  мигрантов. Желательно дублировать  данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов.[10 стр. 47–56]

Требуется увеличить штатную  численность и улучшить материально-техническое  обеспечение территориальных подразделений  ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой  работой и только 10% – непосредственно  миграцией.

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной  перспективе будет усиливаться  потребность в трудовых мигрантах  двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего  в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При  привлечении трудовых мигрантов  первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают  временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются  более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома  и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория  мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В  Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные  специалисты после нескольких лет  проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная  трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны. [12 стр. 37]

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам  позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности  российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер.

Эти меры должны быть направлены на:

а) стимулирование притока  мигрантов из нового зарубежья и  поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников;

б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население);

в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает  на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами  страны;

г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов  и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;

д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;

е) установление условий  и сроков решения проблем вынужденных  переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного  проживания, привлечение к решению  этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные  мигранты и др.

Главной проблемой эмиграции  из России является так называемая «утечка мозгов». Чтобы приостановить  отток высококвалифицированных  талантливых граждан следует:

Во-первых, необходимо иметь  достаточное число первоклассных лабораторий, куда молодой специалист мог бы пойти работать после окончания ВУЗа или после аспирантуры, где он мог бы повышать квалификацию и вести научную работу на мировом уровне, получая при этом достойную зарплату.

Во-вторых, он должен иметь  ясную перспективу, что в случае выполнения важных фундаментальных  или инновационных исследований он сможет получить самостоятельную  позицию еще в молодом возрасте и работать уже над реализацией  собственных идей.  При этом, если его работа будет успешной, он получит адекватное финансирование для поддержки сотрудников и проведения экспериментов.

В-третьих, должна быть уверенность  в завтрашнем дне, что финансирование не будет внезапно отменено или сокращено, а, наоборот, станет постепенно увеличиваться  пропорционально инфляции.

В-четвертых, для многих большую  роль играет квартирный вопрос.  Сейчас в крупных центрах цены на жилье  столь высоки, что снять, а тем  более приобрести его – не по карману даже хорошо оплачиваемым ученым.  Особенно остро вопрос стоит для ученых, приехавших из провинции.  Не надо забывать, что молодые ученые создают и молодые семьи.[4 стр. 15]

 

Заключение

 

В заключении можно сделать  вывод, о том, что миграция оказывает  существенное влияние на социально-экономическое  развитие России. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны и регионов, а также отлаженной системы управления миграционными процессами.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод об экономических потерях и приобретениях, которыми сопровождается внешняя миграция в России:

- иммигранты пополняют рынок неквалифицированного труда, где спрос на рабочую силу не растет, но тем не менее не восполняют дефицит рабочей силы;

- низкий уровень жизни иммигрантов способствует ухудшению социальных условий, росту криминала;

- нелегальные мигранты осуществляют трансферты валюты в родные страны, но не платят налогов, что не может не сказаться отрицательно на экономике России;

- из-за эмиграции в стране снижается производительность труда, падает конкурентоспособность в привлечении инвестиций в высокотехнологические отрасли, и экономика замыкается на производстве товаров с низкой добавленной стоимостью.

- «Утечка умов» приводит к деградации человеческого капитала и экономики страны

 - Дефицит кадров увеличивает издержки экономики и затрудняет ее реформирование

- высококвалифицированные специалисты, выросшие в стране, в том числе благодаря подобной государственной поддержке, эмигрируют в другие страны и Россия лишается возможности капитализировать свои расходы - плодами ее вложений воспользуются экономики других стран

+ иммигранты являются  дешевой рабочей силой, занимая  невостребованные, малооплачиваемые, не престижные места;

+ эмигранты способствуют притоку инвестиций, технологий, идей и более эффективных стандартов ведения бизнеса;

+ в условиях «утечки специалистов» работодатели вынуждены постоянно развиваться и улучшать условия труда для привлечения и удержания сотрудников;

 

 

 

 

 

Список  использованной литератур*

 

  1. Витковская Г.С. Вынужденные мигранты в России. Беда или благо // Человек и труд. - 2010. – № 11
  2. Волох В.И. Государства СНГ: борьба с незаконной миграцией // Миграция в России. - Вып. 3. - М.: ФМС РФ, 2009.
  3. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ — 2010. — № 9 (202). — С. 35.
  4. Денисенко. М. Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья// Демоскоп Weekly.-2012.-№51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2012/0513/tema03.php
  5. Е.Л. Плисецкий. Современные миграционные процессы в России// Демоскоп Weekly.-2011.-№16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2011/016/tema02.php
  6. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы // Россия в глобальной политике. - 2009. - Т.4, N 3. - С.129-142
  7. Международная миграция 1997-2011 гг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/#
  8. Международная экономика: Учебник. / Под ред. В.К. Матюшевской. – Минск: Акад. Упр. при Президенте Республики Беларусь, 2009, стр. 174
  9. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. Под редакцией Галины Витковской. – М.: Гендальф, 2008. – 264 с.;
  10. Моисеенко В. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета. // Вопросы статистики. – 2012. – №7 – С. 47–56;
  11. Мукомель В. И. Трудовые мигранты в России: Экономические аспекты Международная миграция: экономика и политика: Сборник статей/ Гл. ред. В.А. Ионцев. – М.: ТЕИС, 2010. – 130 с. (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 18)
  12. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. – 2010. - №7 – С. 37
  13. Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. МОТ, Москва: 2011 С.64
  14. Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // «Отечественные записки», 2012, № 4, С. 72.
  15. Фоменко Е.А. Нелегальная трудовая миграция и ее социально-экономические последствия для России / Е.А.Фоменко, М.В.Артамонова // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - N 8-9. - С.52-69.

Информация о работе Иммиграция и эмиграция в России: экономические приобретения и потери