Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа
Цель работы: выявить механизм обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь и изучить динамику некоторых показателей мониторинга экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понятие и структуру экономической безопасности страны;
– определить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
– выявить механизм обеспечения экономической безопасности в РБ.
Можно констатировать, что вследствие воздействия внешних и внутренних факторов, которые при определенных условиях одновременно могут выступать по отношению к другим субъектам хозяйствования источником угрозы и гарантом безопасности, экономическая безопасность трансформируется в национальную безопасность, безопасность коллективов, индивидов.
Исходя из экономического потенциала, размеров территории, численности населения государства, его роли и места в мировом экономическом сообществе, можно выделить две группы государств с особенностями обеспечения ими национальной экономической безопасности:
а) большие государства, выполняющие функции мировых и региональных центров;
б) малые государства, формирующие мировую экономику на локальном уровне между мировыми и региональными полюсами.
Методология, технология экономической безопасности большого государства предполагают формирование самостоятельной подсистемы в государственном аппарате и экономике страны, предназначенной для реализации функций обеспечения экономической безопасности, структурирования экономического пространства и управления на общесистемном и региональном уровнях. Это усиливает централизацию, стабильность, но уменьшает гибкость и приспособляемость системы, приводит к дополнительному расходованию финансовых или иных ресурсов общества.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности малых государств являются модернизация экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы и обеспечение устойчивого экономического роста. Последнее достигается углублением специализации на производстве определенных видов несерийной, технически сложной, трудоемкой и высококачественной продукции, производство которой в крупных государствах менее эффективно. И если до экономического кризиса 1970-х гг. стратегия развития малых стран заключалась в специализации экономики на производстве материале- и трудоемких изделий, пользующихся широким спросом на мировых рынках, то после этого кризиса она была существенно скорректирована.
Так, развитые малые страны своей стратегической задачей выбрали модель экономического развития, основанную па выпуске мелкосерийной продукции с работой по заказу; на выпуске изделий, требующих особых технических знаний и высокого уровня квалификации рабочей силы; на развитии экспорта услуг.
В основе развития такой стратегии лежат квалификация рабочей силы и эффективное использование достижений научно-технического прогресса. Реализация данной стратегии даже для развитых малых стран требует соответствующих регулирующих воздействий государства.
Среднеразвитые страны своей стратегической целью ставят завершение индустриализации экономик, осуществление специализации на производстве высококачественной экспортной продукции, развитие экспорта услуг. Необходимо иметь в виду, что использование наиболее эффективных моделей специализации требует и более высокого уровня индустриализации.
Целевые установки в малых развивающихся странах исходят прежде всего из обеспечения выживания и развития в длительной перспективе. Их стратегические цели будут скорректированы на развитие наукоемкого производства, базирующегося на сложных технологиях и на высоком уровне трудового потенциала. Реализация такой цели возможна при широком воздействии государства на структуру экономики.
Осуществить это в условиях либеральной рыночной экономики будет если не невозможно, то чрезвычайно затруднительно. Специфика стратегии развития отдельных стран будет выражаться в выборе конкретных направлений реализации общей стратегии развития малых стран Западной Европы.
Необходимо иметь в виду, что малые страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Поэтому они должны приспосабливаться к изменяющимся направлениям мировой экономики под влиянием научно-технического прогресса.
Таким образом, основным стратегическим направлением деятельности, обеспечивающей экономический рост в малых странах, является формирование эффективной структуры производства и его специализации. Как показывает мировой опыт, развитие малых стран является достаточно сложным и продолжительным, но нужным процессом.
Необходимость проведения специализации в малых странах определяется в основном следующими объективными обстоятельствами:
- специализация позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, ограниченные как по их объему, так и разнообразию;
- ограниченность ресурсов малой страны не позволяет обеспечить ими все имеющиеся отрасли;
- неравномерность распределения материальных и трудовых ресурсов вынуждает малую страну искать свои источники, направления и формы экономического развития;
- малая страна вынуждена занять более четкое положение в международном разделении труда, чем крупные.
Важнейшими факторами успешного функционирования специализированных направлений производства малой страны являются:
- определение доминирующих секторов в экономике и преимущественное их развитие;
- усиление научно-исследовательских изысканий и акцент на производстве новейшей, технически сложной и высококачественной продукции этих секторов;
- организация производства высококачественной продукции с ориентацией ее на внешние рынки;
- создание обширной системы дочерних предприятий и перемещение на них производств специализированной продукции;
- стремление использовать на них высококвалифицированную рабочую силу.
В мировой экономике сложились такие условия, в результате которых для формирования своей политики государства, особенно развивающиеся малые страны, используют рекомендации международных организаций, ЕС, опыт развитых малых и крупных стран. Правительства малых стран могут оказывать и оказывают некоторое воздействие на экономику совокупностью инструментов регулирования. Однако их роль в общей системе государственного регулирования неодинакова по странам и зависит от уровня экономического развития, индустриализации и специализации экономики каждого государства в отдельности, интеграции в мировую экономику.
Одной из важнейших особенностей экономического развития малых стран является характерное для них государственное воздействие на экономику. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению данного воздействия, особенно в периоды проведения существенных структурных преобразований экономики и в период кризиса.
В малых странах капиталистического мира методы государственного воздействия на экономику уже устоялись, в то время как в странах бывшего соцлагеря поиск эффективных методов управления экономикой продолжается.
Как ни странно, но одним из важнейших стратегических направлений развития малых стран является экспорт капитала, который способствует формированию эффективной специализации этих стран. По удельному объему вывоза капитала малые страны занимают ведущее положение по сравнению с крупными.
Кроме того, характерной особенностью экономического развития малых стран является высокий удельный вес экспортных услуг в их экономиках. Исследования показывают, что в конечном счете все малые страны приходят к экспортной ориентации экономики. Иными словами, они развиваются по пути развитых стран.
Опираясь на опыт экономического развития малых стран в Европе, можно сделать важный вывод: в связи с тем, что такие страны не могут существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, они вынуждены приспосабливаться к изменяющимся направлениям развития мирового хозяйства. Основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности этих стран разрабатываются и совершенствуются, исходя из степени "привязки" их экономических систем с опорой на так называемые "центры силы", т.е. на наиболее мощные в экономическом отношении государства. Таков механизм развития и мировой цивилизации в целом.
Итак, экономическая безопасность каждой отдельной страны, входящей в тот или иной экономический союз, обеспечивается как собственными усилиями, так и коллективной безопасностью, формируемой наднациональными органами этого союза. Перед любым развивающимся государством стоит первостепенная задача — выйти из экономического кризиса, обеспечить стабильное экономическое развитие, а затем путем различных экономических преобразований отыскать свою нишу в развивающейся мировой экономике. Эта сложнейшая проблема может быть решена только в тесном сотрудничестве с другими государствами в контексте интеграционных процессов.
Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. Главными приоритетными направлениями развития политики в Республике Беларусь относительно экономической безопасности является: разработка проблемы национальной экономической безопасности, поиск наиболее уязвимых для экономики мест, которые представляют угрозу для устойчивого развития республики в целом, а так же интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
Сегодня экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет способность реализации государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения.
Субъектами обеспечения экономической безопасности являются государство и его структуры, юридические и физические лица, иные субъекты хозяйствования. Основным субъектом экономической безопасности, обеспечивающим ее реализацию на национальном, общественном, государственном уровне, а также оказывающим большое влияние на реализацию экономической безопасности личности (граждан), является государство, осуществляющее управленческие функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Субъектами системы обеспечения экономической безопасности являются Президент, Совет Министров, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия и учреждения различных форм собственности, юридические и физические лица. Каждый из субъектов обеспечения экономической безопасности выполняет свои функции в определенной сфере хозяйственной, управленческой или организационной деятельности, реализуя меры экономического, правового, аналитического, оперативно-розыскного и иного характера в соответствии с компетенцией, возложенной на него законодательством Республики Беларусь.
Исходя из приоритета государства в управлении экономикой как субъекта, наиболее важными задачами механизма обеспечения экономической безопасности на современном этапе, которые при их реализации существенно способствовали бы повышению эффективности экономической деятельности и обеспечению экономической безопасности, могут быть:
Используя эти критерии и ряд других аспектов, государство как активный субъект хозяйственной деятельности в состоянии обеспечить роль регулятора в организации, управлении и повышении эффективности осуществляемых мер по формированию системы экономической безопасности и ее адаптации к модели белорусского варианта социально-экономического развития страны.
Модель механизма обеспечения экономической безопасности в общем виде должна включать в качестве элементов субъекты, а также факторы, отражающие проблемы:
Информация о работе Экономическая безопасность страны Республике Беларусь