Экономическая безопасность страны Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить механизм обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь и изучить динамику некоторых показателей мониторинга экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понятие и структуру экономической безопасности страны;
– определить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
– выявить механизм обеспечения экономической безопасности в РБ.

Файлы: 1 файл

К.р. Экон. безоп 2013! МогГУПрод.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения экономической безопасности субъектами системы обеспечения экономической безопасности реализуется система мер (правового, экономического, организационного, аналитического, оперативно-розыскного и иного характера), необходимого для защиты их экономических интересов, включающая:

  • разработку экономических механизмов регулирования системы экономических отношений в обществе;
  • принятие правовых, нормативных актов, закрепляющих сложившуюся систему экономических отношений и регулирующих практику хозяйственной деятельности по обеспечению экономической безопасности;
  • осуществление организационных и управленческих действий, обеспечивающих функционирование всех субъектов хозяйствования и эффективную, эквивалентную реализацию их интересов.

Приоритетные направления деятельности в исследуемой сфере должны формулироваться в разрабатываемых программах по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь [7, с. 110].

Еще на этапе становления белорусского государства был избран фундаментальный подход — обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Впервые он нашел отражение в Концепции национальной безопасности, утвержденной в 1995 г. В целом она достаточно полно определила направления государственной политики в этой сфере, создала методологическую основу построения и функционирования системы национальной безопасности. В 2001 г., исходя из развития внутриполитической и международной обстановки, ряд положений Концепции был скорректирован [8, с. 3].

Действующая Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (далее Концепция), утверждена указом президента Республики Беларусь от 9.11.2010 г. № 575 и закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя такие составляющие, как политическая, военная, экономическая, информационная и др. виды безопасности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Однако вся система безопасности базируется на экономической составляющей, так как производство и воспроизводство материальных благ, удовлетворение материальных потребностей субъектов любой общественной формации является основой и необходимым условием их существования и жизнедеятельности

Согласно Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Новой Концепцией определены роль и место Беларуси в современном мире. Республика Беларусь рассматривается как состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.

Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов. В связи с этим основными внешними источниками угроз национальной безопасности в Республике Беларусь в экономической сфере являются:

  • ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
  • принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;
  • развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь;
  • дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.

Внутренними источниками угроз национальной безопасности в экономической сфере являются:

  • устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;
  • отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;
  • структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;
  • низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;
  • высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;
  • несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;
  • неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
  • низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;
  • рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования [9].

В настоящее время в Республике Беларусь организован мониторинг экономики, целью которого является выявление угроз, а значит, их предотвращение, и прогнозирование последствий в случае их осуществления. Основными индикаторами (показателями) состояния национальной безопасности выступают:

  • доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
  • уровень инновационной активности промышленных предприятий;
  • внутренние затраты на научные исследования и разработки;
  • платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета;
  • индекс развития человеческого потенциала;
  • децильный коэффициент;
  • суммарный коэффициент рождаемости;
  • коэффициент депопуляции;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования;
  • уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;
  • обеспеченность военными кадрами;
  • оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;
  • коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.

В основной капитал инвестировано за семь месяцев 2013 г. 102,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период 2012 года и на 4,2 процентного пункта выше прогнозного показателя (таблица 3.1).

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП повысилась до 30,2 процента (в январе-июле 2012 г. - 25,3 процента).

Доля валовой добавленной стоимости строительной отрасли в структуре ВВП по видам экономической деятельности повысилась до 8,8 процента (6 процентов).

Таблица 3.1 – Динамика инвестиций в основной капитал

 

Показатели

Январь-июль 2013 г. (в текущих ценах), млрд. рублей

Темп роста в сопоставимых ценах, процентов

январь-июль 2013 г. к январю-июлю 2012 г.

июль 2013 г. к

справочно январь-июль 2012 г. к январю-июлю 2011 г.

всего

в том числе июль 2013 г.

Июль 2012 г.

июню 2013 г.

Инвестиции в основной капитал

Из общего объема инвестиций

102599,6

17324,7

110,2

118,4

80,9

83,4

строительно-монтажные работы

52409,6

8966,9

104,9

116,7

70,8

84,1

затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств

39179,9

6999,3

114,8

123,5

101,5

78,8

прочие работы и затраты

11010,1

1358,5

117,0

107,2

73,9

78,8

Объем подрядных работ

47753,2

8840,4

99,8

102,8

93,2

80,1


 

Основными факторами, определившими динамику роста инвестиций в основной капитал в 2013 году, можно считать низкую базу сравнения в связи со значительным сокращением объема капиталовложений годом ранее (рисунок 3.1) и освоение больших объемов капиталовложений организациями Минэнерго.

Несмотря на динамику роста инвестиций в основной капитал недостаток собственных источников финансирования капитальных расходов и низкая платежеспособность субъектов хозяйствования при высокой стоимости кредитов в национальной валюте, а также ускоренный рост цен в сфере инвестиций по сравнению с ростом цен в экономике, ограничивают инвестиционные возможности.

В этих условиях при отсутствии значимых поступлений средств прямых иностранных инвесторов в сферу инвестиций в основной капитал сохраняется зависимость инвестиционной деятельности от финансовой поддержки за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Организации без ведомственной подчиненности увеличили свои капитальные расходы на 5,8 % (при их росте на 8,5 % в этот период годом ранее). С учетом инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственных программ, капиталовложения организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, увеличились на 9 %, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам - на 15 % в сопоставимых ценах (на фоне сокращения в январе-июле 2012 г. на 17 % и 27,1 % соответственно).

Рисунок 3.1 – Темп роста ВВП и инвестиций в основной капитал (к соответствующему периоду предыдущего года, %)

 

Внешнеэкономическая деятельность характеризовалась следующими данными. В январе- июне 2013 г. экспорт товаров и услуг составил 22 271,6 млн. долларов США, импорт товаров и услуг - 21 885,4 млн. долларов США, сократившись по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 20,6 и 10,6 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 386,2 млн. долларов США (в январе-июне 2012 г. чистый экспорт составил 3 588,8 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно 1,2 и 12,1 процента. При этом дефицит торгового баланса составил 1105,2 млн. долларов США, а положительное сальдо операций с услугами - 1491,4 млн. долларов США (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Внешняя торговля Республики Беларусь в январе-июне 2013г.

 

млн. долларов США

 

Январь-июнь 2012 г.

Январь-июнь 2013 г.

Январь-июнь 2013 г. к январю-июню 2012 г., %

Справочно

январь-июнь

2012 г. к январю - июню

2011 г., %

Баланс товаров и услуг

3 588,8

386,2

10,8

х

экспорт товаров и услуг

28 055,7

22 271,6

79,4

131,6

импорт товаров и услуг

24 466,9

21 885,4

89,4

104,0

Торговый баланс

2 417,3

-1 105,2

х

х


Снижение динамики экспортно-импортных операций в январе-июне 2013 г. связано со снижением физических объемов экспортных поставок промежуточных товаров, как энергетических, так и неэнергетических, а также инвестиционных товаров. В импорте в натуральном выражении сократились объемы поставок энергетических товаров. Условия торговли ухудшились по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 1,3 процента (без учета энергетических товаров - на 0,2 процента). По данным Национального статистического комитета темпы снижения стоимостных объемов экспорта товаров были на 13,5 процентных пункта выше темпов снижения стоимостных объемов импорта.

Экспорт товаров в январе-июне 2013 г. по сравнению с январем-июнем 2012 г. в стоимостном выражении снизился на 24,9 процента, при этом экспорт энергетических продуктов сократился на 27,9 процента, остальных товаров - на 23,1 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню января-июня 2012 г. снизился на 22,3 процента, в том числе неэнергоносителей - на 21,8 процента, а энергоресурсов - на 20,9 процента.

Импорт товаров в январе - июне 2013 г. относительно января - июня 2012 г. в стоимостном выражении сократился на 12 процентов, в том числе в натуральных по-казателях - на 9,7 процента. Объем закупок энергетических продуктов снизился на 39,7 процента, остальных товаров - вырос на 11,7 процента. При этом физический объем импорта энергоносителей уменьшился на 38 процентов, а совокупности остальных товаров - увеличился на 13,1 процента. В целом снижение физических объемов обусловило около 91,5 процента уменьшения стоимостного объема импорта.

Государственный внутренний долг по состоянию на 1 июля 2013 г. составил 30,5 трлн. рублей (лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 25 трлн. рублей), увеличившись с начала 2013 г. на 4,6 трлн. рублей, или на 17,8 процента (с учетом курсовых разниц). Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,9 млн. долларов США, или 5,1 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 г. составило 0,8 трлн. рублей.

Государственный основной внешний долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2013 г. составил 12,4 млрд. долларов США (лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 16,3 млрд. долларов США), увеличившись с начала 2013 г. на 438,7 млн. долларов США, или на 3.7 % (с учетом курсовых разниц). В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму 1 375,4 млн. долларов США. Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 г. составило 864,1 млн. долларов США.

Информация о работе Экономическая безопасность страны Республике Беларусь