Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа
Цель работы: выявить механизм обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь и изучить динамику некоторых показателей мониторинга экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понятие и структуру экономической безопасности страны;
– определить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
– выявить механизм обеспечения экономической безопасности в РБ.
Для обеспечения экономической безопасности субъектами системы обеспечения экономической безопасности реализуется система мер (правового, экономического, организационного, аналитического, оперативно-розыскного и иного характера), необходимого для защиты их экономических интересов, включающая:
Приоритетные направления деятельности в исследуемой сфере должны формулироваться в разрабатываемых программах по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь [7, с. 110].
Еще на этапе становления белорусского государства был избран фундаментальный подход — обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Впервые он нашел отражение в Концепции национальной безопасности, утвержденной в 1995 г. В целом она достаточно полно определила направления государственной политики в этой сфере, создала методологическую основу построения и функционирования системы национальной безопасности. В 2001 г., исходя из развития внутриполитической и международной обстановки, ряд положений Концепции был скорректирован [8, с. 3].
Действующая Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (далее Концепция), утверждена указом президента Республики Беларусь от 9.11.2010 г. № 575 и закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз. Национальная безопасность включает в себя такие составляющие, как политическая, военная, экономическая, информационная и др. виды безопасности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Однако вся система безопасности базируется на экономической составляющей, так как производство и воспроизводство материальных благ, удовлетворение материальных потребностей субъектов любой общественной формации является основой и необходимым условием их существования и жизнедеятельности
Согласно Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Новой Концепцией определены роль и место Беларуси в современном мире. Республика Беларусь рассматривается как состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.
Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов. В связи с этим основными внешними источниками угроз национальной безопасности в Республике Беларусь в экономической сфере являются:
Внутренними источниками угроз национальной безопасности в экономической сфере являются:
В настоящее время в Республике Беларусь организован мониторинг экономики, целью которого является выявление угроз, а значит, их предотвращение, и прогнозирование последствий в случае их осуществления. Основными индикаторами (показателями) состояния национальной безопасности выступают:
В основной капитал инвестировано за семь месяцев 2013 г. 102,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период 2012 года и на 4,2 процентного пункта выше прогнозного показателя (таблица 3.1).
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП повысилась до 30,2 процента (в январе-июле 2012 г. - 25,3 процента).
Доля валовой добавленной стоимости строительной отрасли в структуре ВВП по видам экономической деятельности повысилась до 8,8 процента (6 процентов).
Таблица 3.1 – Динамика инвестиций в основной капитал
Показатели |
Январь-июль 2013 г. (в текущих ценах), млрд. рублей |
Темп роста в сопоставимых ценах, процентов | ||||
январь-июль 2013 г. к январю-июлю 2012 г. |
июль 2013 г. к |
справочно январь-июль 2012 г. к январю-июлю 2011 г. | ||||
всего |
в том числе июль 2013 г. |
Июль 2012 г. |
июню 2013 г. | |||
Инвестиции в основной капитал Из общего объема инвестиций |
102599,6 |
17324,7 |
110,2 |
118,4 |
80,9 |
83,4 |
строительно-монтажные работы |
52409,6 |
8966,9 |
104,9 |
116,7 |
70,8 |
84,1 |
затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств |
39179,9 |
6999,3 |
114,8 |
123,5 |
101,5 |
78,8 |
прочие работы и затраты |
11010,1 |
1358,5 |
117,0 |
107,2 |
73,9 |
78,8 |
Объем подрядных работ |
47753,2 |
8840,4 |
99,8 |
102,8 |
93,2 |
80,1 |
Основными факторами, определившими динамику роста инвестиций в основной капитал в 2013 году, можно считать низкую базу сравнения в связи со значительным сокращением объема капиталовложений годом ранее (рисунок 3.1) и освоение больших объемов капиталовложений организациями Минэнерго.
Несмотря на динамику роста инвестиций в основной капитал недостаток собственных источников финансирования капитальных расходов и низкая платежеспособность субъектов хозяйствования при высокой стоимости кредитов в национальной валюте, а также ускоренный рост цен в сфере инвестиций по сравнению с ростом цен в экономике, ограничивают инвестиционные возможности.
В этих условиях при отсутствии значимых поступлений средств прямых иностранных инвесторов в сферу инвестиций в основной капитал сохраняется зависимость инвестиционной деятельности от финансовой поддержки за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Организации без ведомственной подчиненности увеличили свои капитальные расходы на 5,8 % (при их росте на 8,5 % в этот период годом ранее). С учетом инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственных программ, капиталовложения организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, увеличились на 9 %, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам - на 15 % в сопоставимых ценах (на фоне сокращения в январе-июле 2012 г. на 17 % и 27,1 % соответственно).
Рисунок 3.1 – Темп роста ВВП и инвестиций в основной капитал (к соответствующему периоду предыдущего года, %)
Внешнеэкономическая деятельность характеризовалась следующими данными. В январе- июне 2013 г. экспорт товаров и услуг составил 22 271,6 млн. долларов США, импорт товаров и услуг - 21 885,4 млн. долларов США, сократившись по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 20,6 и 10,6 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 386,2 млн. долларов США (в январе-июне 2012 г. чистый экспорт составил 3 588,8 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно 1,2 и 12,1 процента. При этом дефицит торгового баланса составил 1105,2 млн. долларов США, а положительное сальдо операций с услугами - 1491,4 млн. долларов США (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Внешняя торговля Республики Беларусь в январе-июне 2013г.
млн. долларов США
Январь-июнь 2012 г. |
Январь-июнь 2013 г. |
Январь-июнь 2013 г. к январю-июню 2012 г., % |
Справочно январь-июнь 2012 г. к январю - июню 2011 г., % | |
Баланс товаров и услуг |
3 588,8 |
386,2 |
10,8 |
х |
экспорт товаров и услуг |
28 055,7 |
22 271,6 |
79,4 |
131,6 |
импорт товаров и услуг |
24 466,9 |
21 885,4 |
89,4 |
104,0 |
Торговый баланс |
2 417,3 |
-1 105,2 |
х |
х |
Снижение динамики экспортно-импортных операций в январе-июне 2013 г. связано со снижением физических объемов экспортных поставок промежуточных товаров, как энергетических, так и неэнергетических, а также инвестиционных товаров. В импорте в натуральном выражении сократились объемы поставок энергетических товаров. Условия торговли ухудшились по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 1,3 процента (без учета энергетических товаров - на 0,2 процента). По данным Национального статистического комитета темпы снижения стоимостных объемов экспорта товаров были на 13,5 процентных пункта выше темпов снижения стоимостных объемов импорта.
Экспорт товаров в январе-июне 2013 г. по сравнению с январем-июнем 2012 г. в стоимостном выражении снизился на 24,9 процента, при этом экспорт энергетических продуктов сократился на 27,9 процента, остальных товаров - на 23,1 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню января-июня 2012 г. снизился на 22,3 процента, в том числе неэнергоносителей - на 21,8 процента, а энергоресурсов - на 20,9 процента.
Импорт товаров в январе - июне 2013 г. относительно января - июня 2012 г. в стоимостном выражении сократился на 12 процентов, в том числе в натуральных по-казателях - на 9,7 процента. Объем закупок энергетических продуктов снизился на 39,7 процента, остальных товаров - вырос на 11,7 процента. При этом физический объем импорта энергоносителей уменьшился на 38 процентов, а совокупности остальных товаров - увеличился на 13,1 процента. В целом снижение физических объемов обусловило около 91,5 процента уменьшения стоимостного объема импорта.
Государственный внутренний долг по состоянию на 1 июля 2013 г. составил 30,5 трлн. рублей (лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 25 трлн. рублей), увеличившись с начала 2013 г. на 4,6 трлн. рублей, или на 17,8 процента (с учетом курсовых разниц). Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц в размере 582,9 млн. долларов США, или 5,1 трлн. рублей, и снижением официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.
Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 г. составило 0,8 трлн. рублей.
Государственный основной внешний долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2013 г. составил 12,4 млрд. долларов США (лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 16,3 млрд. долларов США), увеличившись с начала 2013 г. на 438,7 млн. долларов США, или на 3.7 % (с учетом курсовых разниц). В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму 1 375,4 млн. долларов США. Погашение внешнего государственного долга с начала 2013 г. составило 864,1 млн. долларов США.
Информация о работе Экономическая безопасность страны Республике Беларусь