Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:33, реферат
В обеспеченности природными ресурсами Россия считается уникальнейшей страной мира. В стране сосредоточен большой и в то же время разнообразный потенциал природных ресурсов, который может обеспечить как внутренние, так и экспортные потребности. На территории РФ разведано и открыто порядка 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Россия лидирует или входит в первую тройку среди прочих стран мира по запасам природного газа, каменного и бурого угля, руд черных и цветных металлов, фосфоритов, апатитов, торфа, земельных, лесных и водных ресурсов.
1.Характеристика природных условий, ЭГП РФ общих особенностей размещения в ней природных ресурсов………………………………………………………………...................…….3
2.ЭГ характеристика земельных, водных, лесных и промысловых ресурсов РФ…………………5
3.ЭГ характеристика топливно-энергетических ресурсов и их ресурсных баз в РФ…………….7
4.ЭГ характеристика металлорудных ресурсов и их ресурсных баз в РФ……………………….9
5.ЭГ характеристика нерудных ресурсов и их ресурсных баз в РФ……………………………...11
6.ЭГ характеристика динамики численности, половозрастного и этнорелигиозного состава населения РФ……………………………………………………………………………………….13
7.ЭГ характеристика плотности, территориального расселения и миграций населения РФ…..15
8.ЭГ характеристика экономически активного населения и трудовых ресурсов РФ…………..17
9.ЭГ характеристика нефтяной промышленности в составе ТЭК РФ……………………………19
10.ЭГ характеристика угольной промышленности в составе ТЭК РФ……………………………21
11.ЭГ характеристика газовой промышленности в составе ТЭК РФ………………………………23
12.ЭГ характеристика электроэнергетики в составе ТЭК РФ……………………………………...25
13.ЭГ характеристика черной металлургии и ее металлургических баз РФ………………………27
14.ЭГ характеристика цветной металлургии и ее металлургических баз РФ……………………..29
15.ЭГ характеристика машиностроения РФ…………………………………………………………31
16.ЭГ характеристика химического комплекса РФ…………………………………………………33
17.ЭГ характеристика лесного комплекса отраслей промышленности РФ……………………….35
18.ЭГ характеристика комплекса отраслей товаров народного потребления в РФ………………37
19.ЭГ характеристика строительного комплекса РФ…………………………………………….…39
20.ЭГ характеристика сельскохозяйственных зон, земледелия и животноводства в составе АПК РФ……………………………………………………………………………………………………41
21.ЭГ характеристика транспорта РФ………………………………………………………………..43
22.ЭГ характеристика внешнеэкономических связей РФ…………………………………………..45
Факторы размещения сельского xозяйства:
Сельское xозяйство состоит из двуx взаимосвязанныx отраслей: земледелия и животноводства. Они дают соответственно 40 и 60% сельскоxозяйственной продукции.
Земледелие. В состав земледелия вxодит несколько подотраслей.
Зерновое xозяйство. Это ведущая отрасль земледелия России, обеспечивающая потребности населения в xлебопродуктаx , а животноводства- в высококачественныx кормаx.
По производству зерновыx и зернобобовыx культур Россия занимает четвертое место в мире после Китая, США и Индии.
В 1990-x гг. в связи с проблемами в экономике России производство зерна в стране сильно уменьшилось. Так, в среднем за 1986- 1990гг. оно составляло 104,3 млн т, в 1990г. -116,7, а в 1995г. – 63,4млн т. Только с 2001 г. производство зерна начало постепенно увеличиваться и в 2008 г. составило 108,1 млн т.
К теxническим культурам относятся:
Картофелеводство. Картофель по объему производства занимает второе место после зерна и используется не только для питания, но и на корм скоту и для теxническиx целей; 9096 посевов картофеля сосредоточено в европейской части России
Овощеводство. Оно включает выращивание широкого ассортимента культур. Наиболее распространенные по площади посевов и производимой массе- капуста, столовая свекла, морковь, лук, помидоры, огурцы.
Садоводство виноградарство. Развиты в основном в южныx районаx страны.
Животноводство. Эта отрасль сельского xозяйства дает более 60% всей продукции сельского xозяйства России, и его доля постоянно повышается.
В составе животноводства выделяется несколько отраслей:
21.ЭГ характеристика транспорта РФ.
Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров.
С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.
Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.
По этим главным магистральным
направлениям идут основные грузопотоки
страны, тесно взаимодействуют
Основные виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.
Длина всех путей сообщения составляет в России 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации достаточно низкая – 5 км. на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряжённость железных дорог..
Сначала транспортная сеть страны состояла из гужевых дорог, затем была дополнена железными, позже – автомобильными путями. В советские годы ¾ новых путей были проложены в слабо освоенных восточных районах и союзных республиках. Распад СССР оставил за пределами России более половины общей длины всех дорог и нарушил единство транспортной сети. Поэтому межрайонные перевозки российских грузов частично идут по дорогам стран СНГ: с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Северный Кавказ через Украину, в Калининградскую область – через Белоруссию и Литву.
Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно, её плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Если в Центральном районе плотность дорог соответствует европейскому уровню, то в северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще нет дорог круглогодичного действия. В целом в Европейском регионе плотность дорог выше, чем в Азиатском, в 10 раз.
Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Главная задача железных дорог в нашей стране заключается в обеспечении надёжной транспортной связи северной части с восточными районами. Такой транспорт особенно важен для дальних перевозок тяжёлых грузов – металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и д.р. Основными грузами железнодорожного транспорта также являются кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения. По величине грузооборота железные дороги занимают 2-е место, хотя объём железнодорожных перевозок за последние 15 лет упал почти наполовину. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвлённой железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.
Автомобильный транспорт представляет собой повсеместную сеть, доставляющую любые грузы от производителя до потребителя в любую точку экономического пространства. Общая протяжённость автодорог в России составляет порядка 880 тыс.км, что в 10 раз больше, чем железных, но только 73% из них с твёрдым покрытием. Москва – самый крупный автодорожный узел России, из которого расходятся автомобильные дороги в 12 направлениях. Основными из них являются Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань, Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Москва – Тамбов – Волгоград и др.
Трубопроводный транспорт
Морской транспорт осуществляет международные перевозки главных экспортных грузов страны – нефти, металлов, удобрений, зерна; занимается рыбным промыслом; обслуживает по договорам перевозки других стран. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс.км.
Речной транспорт используется для перевозки массовых дешевых грузов, либо в районах лишенных других транспортных путей. Общая длина речной сети – более 500 тыс.км.
Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров и дорогостоящих грузов, как в зарубежные страны, так и отдалённые районы России, особенно на её северные и восточные окраины. Самый крупный воздушный порт страны – Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в том числе более 50% в международном сообщении. Большие объёмы пассажиро- и грузооборота имеют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Красноярск, Самара, Владивосток и другие региональные центры.
22.ЭГ характеристика внешнеэкономических связей РФ.
Основной формой внешнеэкономических отношений России является внешняя торговля (экспорт и импорт). В 2005 г. объем внешнеторгового оборота страны составил 370 млрд дол., в том числе экспорт — 245,2 млрд дол., импорт — 125,1 млрд дол., положительное сальдо торгового баланса составило 120 млрд дол. По размерам внешнеторгового оборота Россия значительно уступает не только ведущим торговым державам мира — США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и другим, но и некоторым из развивающихся, новых индустриальных стран, таких как, например, Южная Корея.
Доля России в мировом товарообороте составляет лишь 1,8%. Несмотря на небольшой удельный вес в мировой торговле, ее значение для самой России очень велико, так как товарный импорт и полученные от внешнеторговой деятельности доходы создают финансовую и материальную основу структурной перестройки и дальнейшего развития экономики страны.
На мировом рынке Россия выступает в качестве одного из ведущих поставщиков топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка.
Товарная структура российского экспорта имеет ярко выраженную топливно-сырьевую направленность. Ведущую роль в нем играют нефть, нефтепродукты и природный газ (их доля в экспорте страны в 2005 г. составляла 57%), далее идут черные и цветные металлы, драгоценные камни и изделия из них, продукция химической промышленности, лес и лесоматериалы, при незначительной доле машин и оборудования, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, текстиля и текстильных изделий (1%) и пр.Низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте является следствием низкой конкурентоспособности продукции машиностроения России на внешних рынках (за исключением военной техники и некоторых других видов высокотехнологичных производств).
В импорте России, напротив, преобладает продукция машиностроения (легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудования), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.В российском импорте продовольственных товаров основное место занимают мясо и мясопродукты, сухое молоко, сливочное масло, кондитерские изделия, цитрусовые, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, растительное масло, сахар-песок.
В распределении российской внешней торговли по регионам преобладают страны дальнего зарубежья. На их долю во внешнеторговом обороте страны приходится 85%. По сравнению с ними удельный вес стран СНГ невелик и составил 15% российского внешнего товарооборота.
Среди стран дальнего зарубежья доминируют экономически развитые страны, которые и являются основными потребителями российских топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции. Особенно интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество России с европейскими странами. Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с этим низкие затрты на транспортировку товаров, развитая сеть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских выходов в зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России с европейскими странами приходится на страны ЕС (доля ЕС-15 составляет 45,1% в российском внешнеторговом обороте). Среди них крупнейшими партнерами России являются: Германия (9,7% внешнеторгового оборота РФ), Нидерланды (7,8%), Италия (6,9%), Великобритания (3,3%). Польша (3,3%), Финляндия (3,2%) (табл. 12.2).
В товарной структуре экспорта России в европейские страны преобладают минерально-сырьевые ресурсы: энергоносители (преимущественно нефть и природный газ), черные и цветные металлы (включая сталь, медь, алюминий, магний, никель и др.), круглый лес и некоторые лесоматериалы, продукция химической и нефтехимической отраслей промышленности. Незначительное место в структуре указанного экспорта продукции машиностроения из-за ее низкого качества и соответствующей низкой конкурентоспособности на европейском рынке. Также низка конкурентоспособность на внешнем рынке продукции легкой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, деревообработки, пищевой промышленности и сельскохозяйственных товаров.
Информация о работе Экономическая география и регионалистика России