Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, реферат
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой литературы
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая
характеристика Северо-Западного
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный
баланс и транспортно-
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой
литературы
Введение
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5 пассажирооборота страны. По грузообороту он уступает только трубопроводному (более 52 %), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной (2,5%) и воздушный.
Ведущая роль железнодорожного
транспорта в транспортной системе
России обусловлена не только природными,
экономическими и др. особенностями
страны (протяжённость и природно-
В транспортную сеть
России входит 162 тыс. км магистральных
железнодорожных линий и
Транспортно-дорожный комплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной экономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует, наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности.
Целью данной работы
является оценка уровня развития транспортной
системы Северо-Западного
Раздел 1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги (экономического района)
Северо-Западный экономический
район занимает северо-западную часть
европейской территории России и
включает Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую
области и город Санкт-
Северо-Западный экономический
район занимает удобное экономико-
Население Северо-Западного
района-7,99 млн. чел., или 5,4% общей численности
населения России. За 1992-1997 гг. численность
жителей, проживающих на его территории,
сократилась на 3,5%, при этом наибольшее
снижение отмечается в Санкт-Петербурге-5,2%.
Сокращение численности населения вызвано
неблагоприятной демографической ситуацией
во всех административно-
Размещено население
неравномерно: 80,4% жителей района приходится
на Санкт-Петербург и
Основная часть населения Санкт-Петербурга - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Северо-Западный экономический район отличается высоким уровнем урбанизации в Российской Федерации. 86,7% населения его проживает в городских поселениях, при этом 80% сконцентрировано в крупнейших в стране Санкт-Петербургской городской агломерации. Наименьшая часть городского населения отмечается в Псковской области-65,3%, где в наибольшей степени развито сельское хозяйство района. Уменьшение общей численности населения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. Экономически активное население за последние 4 года уменьшилось на 200,6 тыс. чел., а численность занятых в различных отраслях экономики снизилась на 6,7%, что вызвано не только общим снижением численности, но и продолжающимся экономическим кризисом, спадом промышленного производства и ростом безработных. Уровень безработных здесь достиг 10% от общей численности экономически активного населения, превысив на 0,7% показатель по России. В современных условиях это способствует социальной напряжённости, особенно в Псковской и Новгородской областях.
Рельеф Северо-Западного района представляет всхолмленную низменную равнину со следами деятельности ледника в пределах Валдайской возвышенности и многочисленными озёрами. Климат формируется под влиянием морских воздушных масс Атлантики и отличается повышенной влажностью, сравнительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняя температура января от -6гр. Цельсия на юго-западе до -10 гр. Цельсия на северо-востоке; средние июльские - от 16,5 до 18 гр. Цельсия. Вегетационный период не превышает 160 дней. Осадков выпадает от 500 до 650 мм в год, максимум их приходится на Валдайскую возвышенность. Небольшое поступление тепла и слабая испаряемость способствуют образованию большого числа болот, рек и озёр. Озёра служат естественными водохранилищами, регуляторами более равномерного стока рек. Единые озёрно-речные системы представляют собой важные водные транспортные артерии. Здесь берут начало Волго-Балтийская и Беломорско-Балтийская водные транспортные системы. На территории района находятся крупные озёра России: Ладожское, Онежское, Ильмень. Протекают такие реки, как Нева, Волхов, Свирь, Ловать, Мста. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Вуокса, Нарва и Волхов.
Распространенные по всей территории района подзолистые почвы малоплодородны и требуют значительного ухода и внесения органических и минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Леса занимают почти 1/3 всей территории района и представлены в северной части района хвойными - ель, сосна, в южной - смешанными хвойно-широколиственными породами. Наибольшие запасы лесных ресурсов приходятся на Ленинградскую область, где лесные массивы занимают почти 40 % территории.
Район относительно
беден полезными ископаемыми. Наибольшую
ценность представляют промышленные запасы
бокситов Тихвинского месторождения
(Ленинградская область) с высоким
процентным содержанием глинозёма
(до 54-55%), в районе Кингисеппа залегают
фосфориты с невысоким
Природный ландшафт
в сочетании с уникальными
рекреационными ресурсами, выдающимися
памятниками архитектуры и
Гидроэнергетические
ресурсы составляют 11,5 млрд. КВт/ч. Но
вовлечение в промышленную эксплуатацию
гидроэнергетических ресурсов затруднено
из-за равнинного и низменного характера
рельефа, преобладающего в бассейнах
основных рек Северо-запада. От полного
запаса энергии рек вырабатывается
41, 2% энергии ежегодно. Значительная
часть экономически эффективных гидроэнергоресурсов
уже освоена в настоящее время. Наряду
с отраслями специализации в районе получили
развитие отрасли, дополняющие хозяйственный
комплекс. Среди них выделяется электроэнергетика,
на долю которой приходится 15,8% объёмов
производимой продукции. Электроэнергетическое
хозяйство представлено атомной, тепловыми
и гидроэлектростанциями малой и средней
мощности. Наибольшее значение имеет одна
из крупнейших АЭС страны Ленинградская
АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и
ГРЭС построены в Санкт-Петербурге, Кириши
и областных центрах. Гидроэлектростанции
построены на реках Волхов, Свирь, Вуокса.
Все электростанции объединены в единую
энергетическую систему Северо-запада
и связаны с ЕЭС европейской части страны.
Для укрепления энергетического баланса
ведется строительство гидроаккумулирующей
электростанции в Ленинградской области.
К отраслям рыночной
специализации Северо-
Среди отраслей топливной промышленности выделяется сланцевая. В Ленинградской области работает комбинат «Сланцы». Этот комплекс имеет внутрирайонное значение.
Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс. Чёрная металлургия представлена отдельными цехами крупных машиностроительных производств и ориентируется на выпуск сортового проката (Кировский и сталепрокатный заводы в Санкт-Петербурге), а также труб и метизов в (Ижорский завод).
Цветная металлургия выступает важным звеном хозяйственного комплекса Северо-запада и представлена выплавкой алюминия на Волховском заводе, а также производством глинозёма на базе Тихвинского месторождения бокситов (г. Бокситогорск) и глинозёма на Пикалёвском заводе, работающем на нефелинах Кольского полуострова. Обработка цветных металлов производится в Санкт-Петербурге, где выпускают прокат лёгких и тяжелых металлов и фольгу.
Развитие цветной
металлургии в районе сдерживается
напряжённостью топливно-энергетического
баланса и недостаточной
Информация о работе Экономическая географика и регионалистика района