Экономические классификации природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Природные ресурсы – это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используется или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальной форме это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями; по своему экономическому содержанию это потребительские стоимости, полезность которых определяется степенью изученности, уровнем научно-технического прогресса, экономической и социальной целесообразностью использования.
В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.

Содержание работы

1 Экономические классификации природных ресурсов 3
2 Таблица и диаграмма, характеризующие динамику
производства легковых и грузовых автомобилей
в России (2000-2010гг.) 12
3 Центры по производству автомобилей и автобусов
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМ. ГЕОГРАФИЯ.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Хорошо известен факт практической неисчерпаемости водных ресурсов в планетарном масштабе. Однако на поверхности суши запасы пресных вод сосредоточены неравномерно, и на обширных территориях ощущается дефицит вод, пригодных для употребления в системах водопользования. Особенно сильно страдают от недостатка воды аридные и субаридные районы, где нерациональное водопотребление (например, водозабор в объемах, превышающих объем естественного восполнения свободных вод) сопровождается быстрым и зачастую катастрофическим истощением водозапасов. Поэтому необходим точный учет количества допустимого изъятия водного ресурса по регионам.

Б. Неисчерпаемые ресурсы. Среди тел и явлений природы ресурсного значения имеются и такие, которые практически неисчерпаемы, К ним относятся климатические и водные ресурсы.

1. Климатические ресурсы.

Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, хотя в среднем для Земли температура воздуха равна примерно + 15°С. Суша в целом неплохо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность ежегодно выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км. осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях На суше известны районы, получающие ежегодно более 12000 мм. осадков, к обширные местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем многолетнем выражении и запасы тепла и объемы выпадающей атмосферной влаги довольно постоянны, хотя от года к году могут наблюдаться существенные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.

2. Водные ресурсы планеты.

Земля обладает колоссальным объемом воды -около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км. - пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. Ежегодно возобновляемые запасы пресных вод не столь велики, по разным оценкам они колеблются от 41 до 45 тыс. куб. км (ресурсы полного речного стока). Мировое хозяйство расходует для своих нужд около 4-4,5 тыс. куб. км, что равно примерно 10% общего водозапаса, и, следовательно, при условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно «дарит» человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Динамика производства легковых и грузовых автомобилей в России (2000-2010гг.)

С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, легковых автомобилей на треть.

На сегодняшний же день Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Производство – всего,

в том числе:

969,24

1021,98

980,68

1010,03

1110,08

1068,76

1176,34

1293,09

1469,9

595,81

800,00

отечественные модели

969,24

1015,34

969,55

956,36

977,28

911,03

897,44

834,71

877,09

316,87

450,00

иностранные модели, всего

 

6,66

11,15

53,64

132,8

157,73

278,90

458,38

592,81

278,94

350,00

из них промышленная сборка

         

14,09

190,29

268,77

376,64

193,26

250,00




         Динамика производства легковых автомобилей в России в 2000-2010 годах, тыс. ед. представлена в таблице:

 

Более наглядно тенденция производства легковых автомобилей прослеживается на диаграмме:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как можно заметить производство легковых автомобилей с 2001 г. имело небольшую тенденцию к снижению. Небольшой взлет в производстве наблюдается в 2004 г., затем производство то постепенно сокращается, то постепенно поднимается (2008 г.). Исключением можно считать лишь производство легковых автомобилей иностранных моделей на предприятиях, работающих по схеме промышленной сборки, оно с 2005 г. имело строгую тенденцию роста.

Кризис в производстве наблюдается в 2009 г. Так, производство легковых автомобилей в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилось на 59,4%, в том числе: по отечественным легковым автомобилям снижение составило 63,9%.

Объем выпуска в России легковых автомобилей иностранных моделей сократился в целом на 52,7%, а на предприятиях, работающих по схеме промышленной сборки - на 46,8%.

Но уже в 2010 году заметен резкий подъем в производстве. Так, производство легковых автомобилей в 2010 составило 800,0 тыс. шт., с ростом на 34,0%, в том числе: отечественные автомобили 450 тыс.шт.(+ 42,0%), иностранные модели 350 тыс. шт. (+25,0%), из них промышленная сборка 250 тыс. шт.(+30,0%).

Что касается производства грузовых автомобилей в России в 2000 - 2010 годах, то результаты следующие:

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Производство – всего,

в том числе

187,11

174,39

173,63

194,55

202,36

207,00

248,74

290,46

256,71

91,09

100,00

отечественные модели

187,11

174,28

173,56

193,65

201,83

204,06

239,74

273,46

238,28

83,99

90,00

иностранные модели

 

0,11

0,07

0,90

0,53

2,94

9,00

17,00

18,43

7,10

10,00




 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма производства грузовых автомобилей в России в 2000-2010 годах, тыс. ед.

 

Как видим, схожая ситуация наблюдается и в производстве грузовых автомобилей. Начиная с 2000 года, производство грузовых автомобилей постепенно падает, но уже с 2002 года оно набирает обороты, а с 2005 года стремительно идет вверх.

Но уже с 2007 года производство грузовых автомобилей постепенно начинает падать. Переломный момент приходится на кризисный 2009 год.

По сравнению с 2008 годом, в 2009 году имело место снижение производства грузовых автомобилей на 36,5% (всего произведено автомобилей в 2008 году - 256,71 тыс. шт., в 2009 году - 91,09 тыс. шт.), в том числе отечественных моделей произведено в 2008 году - 238,28 тыс. шт., в 2009 году – 83.99 тыс. шт., (снижение на 35,2%), а иностранных моделей произведено в 2008 году - 18,43 тыс. шт., в 2009 году - 7,10 тыс. шт., (снижение на 40,5%).

Производство грузовых автомобилей в 2010 год составляет 100 тыс. шт., рост на 9,4%, а также:

- отечественные автомобили 90 тыс. шт., рост на 7,2%.

- иностранные модели 10 тыс. шт., рост на 35,1%.

Итак, с 2008 года российский рынок автомобилестроения показывал интенсивные темпы роста, и представлял собой стабильно развивающуюся отрасль. Мировой экономический кризис, случившийся в 2009 году, был одним из самых сложных периодов для автомобильной промышленности России в целом. В 2010 году можно было наблюдать начало процесса постепенного восстановления отрасли после кризиса. В частности, в настоящее время наблюдается существенный рост уровня показателей по многим базовым параметрам.

Что касается дальнейших прогнозов автомобилестроения, то по оценкам экспертов министерства, в 2015 рост производства легковых машин в России составит 36,6 процента, а грузовых - 13,6 процента. Таким образом, к 2015 году Минэкономразвития прогнозирует увеличение доли легковушек российского производства на внутреннем рынке до 62,8 процента. Количество грузовых автомобилей российской сборки сократится до 58,3 процента. На развитие производства отечественных машин в 2012-2015 году будет выделено 220 миллиардов рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то среднегодовой рост рынка легковых автомобилей в России в период 2012-2015 годов составит около 5,9 процента, а грузовых автомобилей - 4,5 процента. Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития России, опубликованном на сайте Минэкономразвития.

Как отмечается в прогнозе, данная тенденция обусловлена ростом доходов населения и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса физических и юридических лиц. Также на рост рынка влияет увеличение объемов экспортных поставок автомобилей из России на рынки ближнего зарубежья и развитие промышленной сборки иномарок в России.

 

 

 

Если верить экспертам, то российский рынок автомобилей в ближайшие четыре года (в период с 2012 по 2015) будет лишь расти – среднегодовое увеличение ориентировочно составит около 5,9% для легковых автомобилей, и около 4,5% – для грузового автотранспорта. Такие статистические данные содержаться в обновленном прогнозе социально-экономического развития России, который совсем недавно опубликовало «Минэкономразвития».

Как отмечается в этом пресс-релизе, такая тенденция в первую очередь обусловлена увеличением доходов населения и, как следствие, ростом платежеспособного спроса со стороны физических лиц. На позитивную динамику российского авторынка еще влияют и такие факторы – увеличение объемов экспортных поставок автомобилей из России на рынки ближнего зарубежья, а также развитие промышленной сборки «иномарок» в России.

Рост автомобильного рынка России, согласно сделанному прогнозу, в свою очередь приведет к увеличению импорта «иномарок». В 2015 году, по предварительным оценкам специалистов, импорт легковушек вырастет на 12,2% по сравнению с 2011 годом, а грузовых машин – на 37,0%.

При этом стоит отметить тот факт, что увеличение производства легковых машин в России составит 36,6%, а грузовиков – всего лишь 13,6%. Таким образом, к 2015 году ожидается увеличение доли легковушек российского производства на внутреннем автомобильном рынке России до 62,8%. В тоже время доля грузовиков российской сборки снизиться – примерно до 58,3%.

В 2012-2015 годах на развитие производства отечественных автомашин правительством России будет выделено аж 220 миллиардов рублей.

Кстати, буквально недавно стало известно, что по итогам первых восьми месяцев 2012 года продажи автомобилей в России увеличились на 14,0% в сравнении с соответствующим периодом 2011 года, достигнув отметки в 1,92 миллиона машин. При этом в августе этого года рост российского автомобильного рынка составил 15,0% – было продано 258,7 тысяч легковых и легких коммерческих машин. Таким образом, Россия впервые с 2008 года обошла по продажам автомашин Германию, заняв первое место в Европе. Но и это еще не предел – эксперты прогнозируют, что по итогам 2014 года объем рынка автомобилей в России может достичь отметки в 3,42 миллиона машин.

Министерство экономического развития РФ ожидает среднегодового темпа роста рынка легковых автомобилей до 2016 года около 5,9%, сообщает "Интерфакс".

По расчетам Минэкономразвития, в 2015 году по сравнению с показателем 2011 года производство легковых автомобилей вырастет на 36,7%, грузовых - на 13,6%.

При этом в 2011 году производство легковых автомобилей, по данным Минэкономразвития, возросло на 43,9% по сравнению с 2010 годом (по данным Росстата - на 44,5%, до 1,7 млн единиц - ИФ).

Министерство в 2012 году ожидает роста рынка на 12,4%, в 2013 году - на 6,2%, в 2014 и 2015 годах - на 7%.

Информация о работе Экономические классификации природных ресурсов