Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:07, контрольная работа
Для системного анализа и диагностики социально-экономического положения регионов, для осуществления задач государственной региональной политики существует типологизация регионов по различным классификационным признакам:
по уровню экономического развития:
по текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы и природной среды регионов;
по природно-географическим и геополитическим характеристикам.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Региональной экономике на тему:
Экономическое
районирование и
Факультета ФиК по
Специальности БЭ
Личное дело № 11флб01207
Семенова Замира Ивановна
Проверил:
Силантьев Вадим Борисович
Уфа 2013
Внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации и управлении экономикой и социальным устройством населения. Одним из направлений территориального устройства страны является ее районирование.
Экономическое районирование – это расчленение хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы с определенной специализацией, способствующей массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка. В основе экономического районирования лежит территориальное разделение труда.
Экономическое районирование делит страну на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями развития и условиями жизни людей.
Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда.
Экономический район – это часть территории страны с определенной специализацией хозяйства, прочными внутренними экономическими связями.
На практике экономическое районирование необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства.
Основные принципы районирования:
Для системного анализа
и диагностики социально-
Для определения типа региона следует использовать комплексную оценку, состоящую из экономических, социальных, институциональных, инвестиционно-финансовых, экологических, научно-технических, природных показателей.
К числу регионов, нуждающихся в разработке и реализации программ государственной поддержки, относятся:
В ходе осуществления экономических реформ возникла такая ситуация, когда субъекты Федерации в большинстве своем оказались дотационными. Критерием отнесения регионов к «донорам» и «реципиентам» может служить отношение собранных налогов к сложившимся бюджетным расходам по каждому субъекту РФ в отдельности. «Регионами-донорами» называют те, в которых разность между собранными на территории региона и зачисленными в федеральный бюджет доходами и суммой финансовой помощи и прямых расходов федерального бюджета положительна.
Современное экономическое пространство РФ неоднородно по уровню экономического развития и уровню жизни и включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. Такие территории в региональной экономике принято называть проблемными регионами. Проблемные регионы не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы и ли реализовать свой высокий потенциал; они требуют активной поддержки со стороны государства.
В России к проблемным регионам могут относиться как субъекты РФ в целом, так и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов РФ и даже территории, вмещающие несколько субъектов РФ (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.д.).
Есть множество регионов, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические или же другие проблемы и их сочетания. Исходя из этого, существует три типа проблемных регионов: 1) отсталые (слаборазвитые), 2) депрессивные; 3) приграничные. В РФ особую проблемную зону образуют территории Севера, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот.
Для нашей страны существенную роль играют особенности экономического и социального развития приграничных районов: вследствие изменившейся геополитической ситуации более трети всех субъектов РФ оказались пограничными.
Особое внимание в региональной политике уделяют депрессивным регионам – регионам с низкими темпами экономического роста, высоким уровнем безработицы, низкими доходами в расчете на душу населения, низким уровнем развития социальной инфраструктуры.
Современные экономические районы России
Распад СССР и переход России к рыночным отношениям оказали существенное влияние на отраслевую структуру экономики. Произошли большие изменения в социально-экономическом положении регионов России, ослабли экономические связи между ними, усилилась дифференциация в уровне экономического и социального развития.
В настоящее время в России функционируют 11 крупных экономических районов, и как отдельный подрайон рассматривается Калининградская область. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и государственного управления, в основном в форме координации.
Существующая сетка экономического районирования была сформирована в условиях централизованно-плановой советской экономики. Переход к рыночным отношениям сопровождался изменением целей и параметров экономического районирования, изменением направлений региональной политики.
Районы |
Состав района |
1. Северный |
Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия |
2. Северо-западный |
Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области |
3. Центральный |
Москва, Московская область области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская |
4. Центрально-Черноземный |
Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская |
5. Волго-Вятский |
Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл |
6. Поволжский |
Республики: Татарстан; Калмыкия; Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская |
7. Северо-Кавказский |
Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край; Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня |
8. Уральский |
Республики Башкортостан; Удмуртия; области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская |
9. Западно-Сибирский |
Республика Алтай; области Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); Кемеровская; Новосибирская; Томская; Омская. |
10. Восточно-Сибирский |
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия; области: Иркутская; Читинская; Красноярский край |
11. Дальневосточный |
Республика Саха (Якутия); Приморский край; Хабаровский край (с Еврейской АО); области: Амурская; Камчатская (с Корякским АО); Магаданская (с Чукотским АО); Сахалинская |
Российский полуанклав |
Калининградская область |
Таб.1 Экономические районы России
Переход к рыночным отношениям выдвигает к экономическому районированию новые требования, появляются новые задачи: удовлетворение спроса на товары и услуги, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей, формирование единого экономического пространства. По инициативе властей субъектов РФ было создано 8 региональных ассоциаций экономического взаимодействия для координации хозяйственной деятельности, которые отражают реальные процессы формирования новой системы территориальных экономических взаимосвязей и межрегиональных рынков: 1) «Северо-Запад», 2) «Центральная Россия», 3) «Черноземье», 4) «Большая Волга», 5) «Северный Кавказ», 6) «Уральский регион», 7) «Сибирское соглашение», 8) «Дальний Восток и Забайкалье».
Региональные ассоциации экономического взаимодействия в определенной мере отражают реальные процессы формирования новой системы территориальных экономических взаимосвязей и межрегиональных рынков.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития. В Российской Федерации можно выделить два крупных макрорегиона: Западную (8 крупных экономических районов) и Восточную (3 крупных экономических района) экономические зоны.
Сложившиеся территориальные пропорции в хозяйстве России основаны прежде всего на разделении труда и взаимных связях между ее западной зоной (европейской частью) и восточными районами. Европейская часть страны, занимая только 1/4 ее территории, сосредоточивает почти 4/5 всего ее населения. Здесь исторически накоплены самые значительные интеллектуальные и материальные ценности. По степени экономической, в том числе транспортной освоенности территории она намного опережает восточные районы.
Европейская часть производит более 2/3 промышленной и свыше 3/4 сельскохозяйственной продукции страны. Именно в ее пределах сложились старопромышленные районы, развитие которых в большей мере было связано с реализацией выгод, обусловленных благоприятным экономико-географическим положением и наличием трудовых ресурсов. Восточные же районы относятся преимущественно к территориям пионерного индустриального освоения, где развитие производительных сил изначально опиралось на вовлечение в оборот богатейших сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Современное административно-
Административно-
Все субъекты резко различаются по площади территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз), но все имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации. Российская Федерация состоит из следующих субъектов:
Административно-
- соблюдение
- соблюдение принципов
федерализма между центром и
регионами, между самими
- сложившиеся географические, исторические, хозяйственные и иные особенности;
- конкретную общественно-
На территории России
существуют Закрытые административно-
ЗАТО – это населенные пункты, где расположены закрытые предприятия, военные и иные объекты, для которых необходимы особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, а также специальные условия проживания граждан.
В конце 1980-х годов в России были созданы свободные экономические зоны. Это часть территории государства, имеющая полную свободу в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и льготные условия для местных предприятий и иностранных фирм.
Для СЭЗ устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать хозяйственную деятельность: внешнеторговые льготы; льготы, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей; финансовые льготы (различные формы субсидий); административные льготы (упрощение процедуры регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан).
До недавнего времени в России насчитывалось более 30 СЭЗ различных типов. Созданные в России СЭЗ отличались своей политизированностью в ущерб экономической сути.