Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Для системного анализа и диагностики социально-экономического положения регионов, для осуществления задач государственной региональной политики существует типологизация регионов по различным классификационным признакам:
по уровню экономического развития:
по текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы и природной среды регионов;
по природно-географическим и геополитическим характеристикам.

Файлы: 1 файл

Семенова.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Региональной экономике на тему:

 

 

 

Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила студентка

Факультета ФиК по

Специальности БЭ

Личное дело № 11флб01207

Семенова Замира Ивановна

 

Проверил:

Силантьев Вадим  Борисович

 

 

 

Уфа 2013

Внутреннее территориальное устройство страны  играет важную роль в эффективной организации и управлении экономикой и социальным устройством населения. Одним из направлений территориального устройства страны является ее районирование.

Экономическое районирование – это расчленение хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы с определенной специализацией, способствующей массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка. В основе экономического районирования лежит территориальное разделение труда.

Экономическое районирование  делит страну на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями развития и условиями жизни людей.

Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда.

Экономический район  – это часть территории  страны с определенной специализацией хозяйства, прочными внутренними экономическими связями.

На практике экономическое районирование  необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства.

Основные принципы районирования:

  • экономический – рассматривает район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств;
  • административный – определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны; создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда в России;
  • национальный – учитывает национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Для системного анализа  и диагностики социально-экономического положения регионов, для осуществления  задач государственной региональной политики существует типологизация регионов по различным классификационным признакам:

  1. по уровню экономического развития:
  2. по текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы и природной среды регионов;
  3. по природно-географическим и геополитическим характеристикам.

Для определения типа региона следует использовать комплексную  оценку, состоящую из экономических, социальных, институциональных, инвестиционно-финансовых, экологических, научно-технических, природных показателей.

К числу регионов, нуждающихся в  разработке и реализации программ государственной поддержки, относятся:

  • регионы со сложными, часто экстремальными условиями хозяйственного развития (например, Крайний Север и приравненные к нему территории);
  • регионы экологического бедствия;
  • регионы с высоким уровнем безработицы, сложными демографическими и миграционными проблемами;
  • приграничные.

В ходе осуществления  экономических реформ возникла такая  ситуация, когда субъекты Федерации в большинстве своем оказались дотационными. Критерием отнесения регионов к «донорам» и «реципиентам» может служить отношение собранных налогов к сложившимся бюджетным расходам по каждому субъекту РФ в отдельности. «Регионами-донорами» называют те, в которых разность между собранными на территории региона и зачисленными в федеральный бюджет доходами и суммой финансовой помощи и прямых расходов федерального бюджета положительна.

Современное экономическое  пространство РФ неоднородно по уровню экономического развития и уровню жизни и включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. Такие территории в региональной экономике принято называть проблемными регионами. Проблемные регионы не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы и ли реализовать свой высокий потенциал; они требуют активной поддержки со стороны государства.

В России к  проблемным регионам могут относиться как субъекты РФ в целом, так и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов РФ и даже территории, вмещающие несколько субъектов РФ (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.д.).

Есть множество регионов, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические или же другие проблемы и их сочетания. Исходя из этого, существует три типа проблемных регионов: 1) отсталые (слаборазвитые), 2) депрессивные; 3) приграничные. В РФ особую проблемную зону образуют территории Севера, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот.

Для нашей страны существенную роль играют особенности экономического и социального развития приграничных районов: вследствие изменившейся геополитической ситуации более трети всех субъектов РФ оказались пограничными.

Особое внимание в  региональной политике уделяют депрессивным регионам – регионам с низкими  темпами экономического роста, высоким уровнем безработицы, низкими доходами в расчете на душу населения, низким уровнем развития социальной инфраструктуры.

Современные экономические  районы России

Распад СССР и переход  России к рыночным отношениям оказали  существенное влияние на отраслевую структуру экономики. Произошли большие изменения в социально-экономическом положении регионов России, ослабли экономические связи между ними, усилилась дифференциация в уровне экономического и социального развития.

В настоящее время в России функционируют 11 крупных экономических районов, и как отдельный подрайон рассматривается Калининградская область. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и государственного управления, в основном в форме координации.

Существующая сетка  экономического районирования была сформирована в условиях централизованно-плановой советской экономики. Переход к рыночным отношениям сопровождался изменением целей и параметров экономического районирования, изменением направлений региональной политики.

Районы

Состав района

1. Северный

Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и  Карелия

2. Северо-западный 

Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области

3. Центральный

Москва, Московская область

области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская

4. Центрально-Черноземный

Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская

5. Волго-Вятский

Нижегородская, Кировская  области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл

6. Поволжский

Республики: Татарстан; Калмыкия; Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская

7. Северо-Кавказский

Ростовская область; Краснодарский  край; Ставропольский край;

Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня

8. Уральский

Республики Башкортостан; Удмуртия; области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская

9. Западно-Сибирский

Республика Алтай; области  Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); Кемеровская; Новосибирская; Томская; Омская.

10. Восточно-Сибирский

Республики: Тува; Хакасия; Бурятия; области: Иркутская; Читинская; Красноярский край

11. Дальневосточный

Республика Саха (Якутия); Приморский край; Хабаровский край (с Еврейской АО); области: Амурская; Камчатская (с Корякским АО); Магаданская (с Чукотским АО); Сахалинская

Российский полуанклав

Калининградская область


Таб.1 Экономические районы России

Переход к рыночным отношениям выдвигает к экономическому районированию новые требования, появляются новые задачи: удовлетворение спроса на товары и услуги, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей, формирование единого экономического пространства. По инициативе властей субъектов РФ было создано 8 региональных ассоциаций экономического взаимодействия для координации хозяйственной деятельности, которые отражают реальные процессы формирования новой системы территориальных экономических взаимосвязей и межрегиональных рынков:  1) «Северо-Запад», 2) «Центральная Россия», 3) «Черноземье», 4) «Большая Волга», 5) «Северный Кавказ», 6) «Уральский регион», 7) «Сибирское соглашение», 8) «Дальний Восток и Забайкалье».

Региональные ассоциации экономического взаимодействия в определенной мере отражают реальные процессы формирования новой системы территориальных экономических взаимосвязей и межрегиональных рынков.

Экономические районы могут  объединяться в макрорегионы или  экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития. В Российской Федерации можно выделить два крупных макрорегиона: Западную (8 крупных экономических районов) и Восточную (3 крупных экономических района) экономические зоны.

Сложившиеся территориальные  пропорции в хозяйстве России основаны прежде всего на разделении труда и взаимных связях между ее западной зоной (европейской частью) и восточными районами. Европейская часть страны, занимая только 1/4 ее территории, сосредоточивает почти 4/5 всего ее населения. Здесь исторически накоплены самые значительные интеллектуальные и материальные ценности. По степени экономической, в том числе транспортной освоенности территории она намного опережает восточные районы.

Европейская часть производит более 2/3 промышленной и свыше 3/4 сельскохозяйственной продукции страны. Именно в ее пределах сложились старопромышленные районы, развитие которых в большей мере было связано с реализацией выгод, обусловленных благоприятным экономико-географическим положением и наличием трудовых ресурсов. Восточные же районы относятся преимущественно к территориям пионерного индустриального освоения, где развитие производительных сил изначально опиралось на вовлечение в оборот богатейших сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

 

Современное административно-территориальное деление России

Административно-территориальное  деление представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части – административно-территориальные единицы. Для России с ее огромной территорией сетка административно-территориального деления и принцип устройства самого административно-территориального деления являются одной из главных основ ее государственности.

Все субъекты резко различаются  по площади территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз), но все имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации. Российская Федерация состоит из следующих субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • одна автономная область;
  • 7 автономных округов.

Административно-территориальное  деление страны – структура относительно консервативная. Оно не может изменяться достаточно часто. Сегодня административно-территориальное устройство России, сформированное в период директивно-плановой экономики, требует широкомасштабной реформы, которая должна учитывать следующие моменты:

-  соблюдение общегосударственных  интересов РФ, ее целостности;

- соблюдение принципов  федерализма между центром и  регионами, между самими регионами  как равноправными субъектами  Федерации;

- сложившиеся географические, исторические, хозяйственные и иные  особенности;

- конкретную общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию.

На территории России существуют Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

ЗАТО – это населенные пункты, где расположены закрытые предприятия, военные и иные объекты, для которых необходимы особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, а также специальные условия проживания граждан.

В конце 1980-х годов  в России были созданы свободные  экономические зоны. Это часть территории государства, имеющая полную свободу в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и льготные условия для местных предприятий и иностранных фирм.

Для СЭЗ устанавливается  система льгот, позволяющая стимулировать хозяйственную деятельность: внешнеторговые льготы; льготы, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей; финансовые льготы (различные формы субсидий); административные льготы (упрощение процедуры регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан).

До недавнего времени  в России насчитывалось более 30 СЭЗ различных типов. Созданные в России СЭЗ отличались своей политизированностью в ущерб экономической сути.

Информация о работе Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации