Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Для системного анализа и диагностики социально-экономического положения регионов, для осуществления задач государственной региональной политики существует типологизация регионов по различным классификационным признакам:
по уровню экономического развития:
по текущему состоянию экономики, финансов, социальной сферы и природной среды регионов;
по природно-географическим и геополитическим характеристикам.

Файлы: 1 файл

Семенова.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

В июле 2005 г. был принят федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах», согласно которому под особой экономической зоной следует понимать определяемую правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические  зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Для ОЭЗ вводятся следующие ограничения: на их территории не должны вестись  добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, за исключением производства особо чистых металлов и сплавов. Кроме того, не будет допускаться производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. При создании ОЭЗ правительство РФ вправе определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ. Новые ОЭЗ, по мнению правительства, должны стать «инкубатором новых технологий», и они не имеют ничего общего с теми свободными экономическими зонами, которые ранее существовали на территории России.

Первой областью, которую Госдума  наделила статусом особой экономической зоны (ОЭЗ) стала Калининградская область. Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», который вступил в силу с 1 апреля 2006 г., создает благоприятные условия для ликвидации экономического отставания области и повышения ее инвестиционной привлекательности. Документ определяет условия создания и функционирования ОЭЗ с учетом специфического географического положения области, в том числе введение на ее территории таможенного режима свободной таможенной зоны. Срок действия режима данной ОЭЗ составляет 25 лет. Прогнозируется, что в течение трех лет доходы населения от создания данной ОЭЗ возрастут в два раза. Ожидается, что это обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами.

На территории РФ могут создаваться  особые экономические зоны следующих  типов:

1) промышленно-производственные особые  экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые  экономические зоны.

Также планируется создание особых экономических зон туристско-рекреационного и портового типов.

Промышленно-производственные зоны создаются  для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного  производства. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.

На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки.

Технико-внедренческие особые экономические  зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь  которых составляет не более двух квадратных километров.

На территории технико-внедренческой  зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается.

В январе 2007 г. Правительство РФ одобрило создание 7 особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм;
  • в Республике Бурятия - горнолыжный и экологический туризм;
  • в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, горнолыжный и оздоровительный туризм;
  • в Краснодарском крае и в Калининградской области  - развитие пляжного туризма на морском побережье,
  • в Ставропольском крае – развитие рекреационного туризма с бальнеологическим направлением.

В Республике Башкортостан с 1996 г. действовали зоны экономического благоприятствования «Агидель» и «Кумертау». В результате введения льготного режима хозяйственной деятельности наметились позитивные тенденции в социально-экономическом развитии этих городов.  В феврале 2001 г. была создана зона экономического благоприятствования на территории г. Белорецк и Белорецкого района «Белорецк и Белорецкий район» и две зоны экономического благоприятствования на базе промышленных предприятий: «Авангард» (г. Стерлитамак) и «Башсельмаш» (г. Нефтекамск).

В 2003 г. указы о создании зон экономического благоприятствования  в республике были отменены.

 

Федеральные округа России

Несоответствие экономического районирования реалиям 90-х годов отмечалось уже давно многими экспертами. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы новые единицы территориального деления страны – 7 федеральных округов. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда.

Границы федеральных  округов не совпадают с действующей  сеткой экономического районирования страны и с границами межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Территориальные границы федеральных округов в дальнейшем могут изменяться.

Федеральные округа

Субъекты Федерации

  1. Центральный

(центр –  г. Москва)

г.Москва; Белгородская, Брянская Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области

2. Северо-Западный (центр – г.Санкт-Петербург)

г.Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО

Южный

(центр –  г. Ростов-на-Дону)

Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская

Приволжский

(центр –  г. Нижний Новгород)

Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская

Уральский

(центр –  г. Екатеринбург)

Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО

Сибирский

(центр –  г. Новосибирск)

Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский, Бурятский

Дальневосточный

(центр –  г. Хабаровск)

Амурская, Магаданская, Сахалинская  области; Камчатский, Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Чукотский АО; Еврейская авт. обл.


Таб.2 Состав федеральных округов Российской Федерации

В каждом федеральном  округе президентом России назначается  полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом. В число функций и задач полномочных представителей входят следующие:

- укрепление вертикали исполнительной  власти и обеспечение национальной безопасности в регионах страны,

- государственное регулирование  социальным и экономическим развитием регионов страны (например, организация работы по реализации основных направлений внутренней политики, контроль за их выполнением, составление докладов о социальном и экономическом положении в округах, разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа, контроль за реализацией федеральных программ и другие важные цели).

В плане социально-экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая наиболее полно обеспечила бы потребности населения в пределах округа, способствовала бы рыночной специализации округа и его комплексному развитию, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепила экономические связи с другими федеральными округами Российской Федерации и зарубежными странами.

Федеральные округа и  их непосредственные руководители –  полпреды – экономической власти не имеют. В округах нет собственности, бюджетов и других атрибутов экономической власти.

Административно-территориальное  деление Башкортостана

Административный центр республики — город Уфа.

В Республике Башкортостан, как и во всех субъектах Российской Федерации, существует административно-территориальное деление и территориальное устройство муниципальных образований. Очень часто эти два понятия путают между собой. Границы административно-территориального деления и территориального устройства муниципальных образований в Республике Башкортостан практически совпадают. Различия между ними: внутригородские районы г. Уфы не являются муниципальными образованиями, 10 сельских советов в городах Уфе (5), Нефтекамске (2), Кумертау (2), Сибае (1) не являются сельскими поселениями. Городскими округами являются 9 городов из 21-го:  Уфа,  Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Межгорье, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, остальные города (12) и посёлки городского типа (2) являются городскими поселениями в составе муниципальных районов.

Административно-территориальное  деление (по состоянию на 1 января 2009 года):

Районов — 54

Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Аскинский,  Аургазинский, Баймакский,Бакалинский, Балтачевский,  Белебеевский, Белокатайский, Белорецкий, Бижбулякский,  Бирский, Благоварский,Благовещенский, Буздякский,  Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Давлекановский,  Дуванский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Илишевский, Ишимбайский,  Калтасинский, Караидельский, Кармаскалинский, КигинскийКраснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский,  Куюргазинский, Мелеузовский, Мечетлинский,МишкинскийМиякинский, Нуримановский,Салаватский,СтерлибашевскийСтерлитамакский, Татышлинский, Туймазинский, Уфимский Учалинский, Фёдоровский, Хайбуллинский, ЧекмагушевскийЧишминский, Шаранский, Янаульский

Городов — 21

Агидель, Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск,  Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай, Кумертау, Межгорье,  Мелеуз, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай,  Стерлитамак, Туймазы, Учалы, Янаул

город Межгорье — ЗАТО федерального подчинения

Поселков городского типа — 2

Приютово и Чишмы

Городских округов — 9

Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Уфа, Межгорье (ЗАТО)


  • Внутригорородских районов г. Уфы — 7,
  • Сельских населенных пунктов — 4532 (включая населенные пункты без населения),
  • Сельских советов — 828.

Территориальное устройство муниципальных образований (по состоянию  на 1 января 2009 года):

  • Муниципальных районов — 54,
  • Городских поселений — 14,
  • Сельских поселений — 818.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Территориальная организация населения: Учебно-методический комплекс. – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. -  158 с.
    2. http://ru.wikipedia.org   Федеративное устройство России
    3. http://www.terrus.ru/sources/books/id214_1.1.shtml
    4. http://www.bashkortostan.ru/republic/administrative_territorial_structure.php
    5. http://ru.wikipedia.org      Административно-территориальное деление Башкортостана

Информация о работе Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации