Платежи за водопользование. В соответствии с ФЗ "О плате за пользование
водными объектами" плата за водопользование
взимается с объектов, применяющих сооружения,
технические средства или устройства
в зависимости от целей пользования:
- забор воды из водных объектов; сброс сточных вод в водные объекты; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде;
- использование акваторий водных объектов
для лесосплава в плотах, для добычи полезных
ископаемых, организованной рекреации,
размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования,
зданий, сооружений, установок для буров,
строительства и иных работ.
Рассмотрим некоторые действующие ставки
за водопользование:
Виды водопользования |
Размер ставки, руб. /м3 |
|
мин. |
Макс. |
Забор из поверхностного водного объекта |
60 |
370 |
Забор из территориального моря или внутренних
морских вод |
2 |
7 |
Выработка электроэнергии гидроэлектростанцией |
4 |
20 |
Сплав древесины на плотах на каждые
100 км. |
680 |
1400 |
Сброс сточных вод (руб. /тыс. м3) |
7 |
55 |
Платежи за лесопользование:
- лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании
лесным фондом;
- аренда за лесопользование устанавливаются на долгосрочной основе
с учетом действующих ставок лесных податей.
Экономические вопросы лесопользования
регулируются Лесным кодексом РФ. Ставки определяются органами исполнительной
власти субъектов РФ или по результатам
лесных аукционов.
В общей структуре ресурсно-природных
платежей доля платежей за лесопользование
составляет около 1%, что явно не соответствует
рыночным требованиям.
Оценка затрат на разработку
и внедрение СОЭБП представляет собой
инновационный и инвестиционный проект,
который можно отобразить в виде специального
документа - технико-экономического обоснования
(ТЭО). Рассмотрим следующие предпосылки,
которые позволяют решить задачу внедрения
СОЭБП в экологическую деятельность предприятия:
в основу создания и использования
СОЭБП могут быть положены принципы внедрения
системы управления охраной окружающей
среды предприятия;
прежде всего необходимо
рассмотреть структуру экономических затрат, методы и процессы
снижения загрязнения окружающей среды;
затем осуществить предварительную
экономическую оценку эффективности СОЭБП.
Виды финансовых расходов
на внедрение СОЭБП:
Капитальные вложения - единовременные затраты на разработку и внедрение новых и реконструкцию
действующих основных фондов, предотвращающих
вредное воздействие хозяйственной деятельности
на окружающую среду, а также затраты на
модификацию технологии производства
продукции.
Эксплуатационные расходы - текущие затраты на содержание и обследование
основных фондов природоохранного назначения,
текущие затраты на улучшение показателей
состояния элементов окружающей среды,
дополнительные затраты на эксплуатацию
основных производственных фондов и на
оплату услуг по охране окружающей среды.
Методы оценки затрат по внедрению
СОЭБП:
метод исключения затрат - исключение из общей суммы затрат себестоимости попутной продукции;
метод распределения - распределение затрат пропорционально действующим и оптовым ценам или пропорционально основным физическим параметрам
продуктов производственных процессов;
комбинированный метод.
Рассмотрим распределение
затрат на природопользование и охрану
окружающей среды ежегодно в среднем по
отношению к стоимости основных производственных
факторов природоохранного назначения.
Виды экологической деятельности |
Капитальные вложения |
Текущие затраты |
Охрана окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов
|
8 |
27 |
В том числе: |
|
|
Водных ресурсов |
3 |
17 |
Атмосферного воздуха |
2 |
6 |
Прочее |
2 |
4 |
Наибольшей эффективностью обладают
очистные и вентиляционные устройства
очистки газовых и водных потоков от твердых
примесей (фильтры), а также очистка с помощью
циклонов. Методы очистки сточных вод
позволяют либо повторно использовать
очищаемые сточные воды и извлекаемые
из них вещества, либо использовать только
извлекаемые вещества, либо только сточные
воды, либо ни то, ни другое. К ним относят
методы механической, физико-химической,
биологической, электрофизической очистки.
Удельные приведенные затраты на предотвращение
выброса основных загрязняющих веществ
в атмосферу определяются аналогично
оценке удельных затрат на очистку жидкостных
потоков и сбросов.
Оценка потребных финансовых ресурсов,
связанных с СОЭБП, рассматривается как
система финансовых рисков, требующих
применение компенсирующих действий,
т.к. информационные базы данных дают весьма
приблизительные сведения. Наиболее надежным
методом оценки финансовых затрат и снижения
рисков является предельное совмещение
ТЭО на производство и реализацию продукции
и ТЭО на внедрение СОЭБП. Издержки природоохранной
деятельности при этом можно отнести к
издержкам производства продукции.
В качестве достаточно убедительного
метода расчета затрат на создание СОЭБП
и ее внедрение с целью получения дополнительной
прибыли можно использовать зарубежный
метод прогноза эффективности обычных
инвестиционных проектов - метод использования коэффициента скорости возврата инвестиций. В основе метода лежит формула:
- Пр = П1/ (1+j) + П2/ (1+j) +. +Пп/ (1+j) п - К0, где
П1,2, п - чистая прибыль, полученная за 1, 2. п год;
j - коэффициент учетной процентной ставки
в расчетный год с инфляционной составляющей.
Чистая прибыль - разность между ожидаемыми доходами
за год использования проекта и суммарными
затратами, а ожидаемые доходы - это доля от общих доходов предприятия,
связанная с использованием проекта.
экономика экологический безопасность
загрязнение
3. Экономическая оценка вреда,
наносимого экосистеме экологическими
правонарушениями
Экологические правонарушения - неудовлетворительное экологичес-кое
состояние предприятия, возникновение
экологических нештатных ситуаций и экологических
аварий, приводящих к различным последствиям
состояния экосистемы.
Законодательного акта прямого
действия, регулирующего отношения в области
правонарушений, в России не создано. Действующие
законодательные акты России по-разному
определяют последствия экологических
правонарушений, используя термины ущерб, вред,убытки.
Экономический вред от неудовлетворительного
экологического состояния предприятия
компенсируется на основании исковых
заявлений в судебном порядке, которые
могут быть предъявлены к открытию судопроизводства
в течение 20 лет (ФЗ "Об охране окружающей
среды") Эта норма вынуждает предприятия
гарантировать стабильность экологического
состояния хозяйственной деятельности.
В России размер компенсации не превышает
0,05% доходной части федерального бюджета,
в то время как фактические затраты многократно
превышают этот размер. Экологическим
законодательством установлено, что нанесенный
вред окружающей среде подлежит полному
возмещению с учетом упущенной выгоды
от снижения плодородия почв и восстановления
биоресурсов водных объектов. В РФ действует
система нормативных документов, которая
до сих пор не имеет статуса обобщающего,
систематизированного единого нормативного
акта по экономике экологического менеджмента
предприятия и оценке экономического
вреда от неудовлетворительного состояния
предприятия.
Возмещение вреда, наносимого
окружающей среде, производится в соответствии
с расчетными данными, полученными на
основе ведомственного руководящего документа
"Методические указания по оценке и
возмещению вреда, нанесенного окружающей
среде в результате экологического правонарушения".Размер
взыскания за вред, причиненный окружающей
среде вследствие засорения поверхностных
водных объектов и поверхности земель,
в соответствии с Инструктивно-методическими
указаниями по взиманию платы за загрязнение
окружающей производится в зависимости
от массы, объема, состава, степени токсичности
загрязнения, которые установлены с помощью
инструментальных измерений или на основе
экспериментальных оценок. В случае аварийных
выбросов и сбросов нормативы платежей
повышаются в 25 раз. Оценка вреда от загрязнения
земель (в первую очередь химического)
производится по методам, содержащимся
в руководящих документах Роскомзема
России и Минприроды России.
Таким образом, в области
экономического регулирования экологических
правонарушений существует ряд недостатков:
правовая неурегулированность
методических материалов;
недостаточная научная обоснованность нормативов;
неадекватность применения
штрафных санкций;
отсутствие системного подхода
к комплексному взаимодействию видов
загрязнений;
низкий уровень финансовой
ответственности за неудовлетворительное
экологическое состояние предприятий;
приоритет фискальных вопросов
у федеральных и региональных органов
исполнительной власти, а не решение научно-методических
и организационно-технологических проблем
развития и устойчивости экосистем.
Для организации экономически
эффективного экологического менеджмента
необходимо исходить из следующих предпосылок:
воздействие загрязнений
на компоненты экосистемы обусловливает
ее переход на новый качественный уровень;
состояние экосистемы остается
устойчивым, если воздействия на каждый
из ее параметров не выводят их из равновесия;
применение математического
моделирования параметров экосистемы
и определение допустимых нормативов
загрязнения (в виде экологического кадастра
экосистем всех уровней) позволяют регулировать
экологические риски;
долговременная компенсация вреда способствует
восстановлению устойчивого равновесия
экосистемы;
необходимы система досудебных
решений о спорах и обязательная и обязательная
независимая экологическая экспертиза
исков по судебным решениям.