Экономика Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Швейцария — технологически высокоразвитая страна с рыночной экономикой. Хозяйство ориентировано на выпуск высококачественной специализированной продукции (в рамках собственной «производственной ниши»), большая часть которой предназначена для сбыта на мировом рынке (собственная «маркетинговая ниша»). Страна продолжает оставаться одним из крупнейших финансовых мировых центров, ориентированных на обслуживание иностранных инвесторов. Темпы экономического роста страны традиционно более устойчивые и умеренные по сравнению со средними европейскими показателями — 1,5—2% в год.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНМИКА ШВЕЙЦАРИИ ДО КРИЗИСА 2008 ГОДА 3
1.1 Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП 3
1.2 Отраслевая структура Швейцарии 4
1.3 Экономическая и социальная политика 8
1.4 Мировой рынок, как фактор хозяйственного цикла 9
1.5 Антикризисные меры правительства Швейцарии 10
2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008 ГОДА 12
2.1 Влияние кризиса на банковскую систему 12
2.2 Действия для стабилизации ситуации 13
2.3 Реализация правительственных антикризисных мер 14
2.4 Основные направления стимулирования экономики 15
2.5 Последствия кризиса 16
3. ЭКОНОМИКА ШВЕЙЦАРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
3.1 Машиностроение 18
3.2 Часовая промышленность 19
3.3 Сельское хозяйство 20
3.4 Проблемы современной Швейцарии 22
3.5 Энергетическая политика 22
3.6 Рынок труда 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Готовый реферат. Швейцария.docx

— 74.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КРИЗИС 2008 ГОДА

2.1 Влияние кризиса на банковскую систему

 

  По данным Швейцарского национального банка, страна является одним из крупнейших экспортеров капитала. В I полугодии 2007 г. общий объем накопленных швейцарских инвестиций за рубежом составил 3,3 трлн. шв. фр., а накопленных иностранных инвестиций в Швейцарии - 2,7 трлн. Именно крупнейший швейцарский банк " UBS" первым (во II полугодии 2007 г.) пострадал от кризиса на американском рынке ипотечных кредитов, поскольку вложил значительные средства в ипотеку в США. В 2007 г. банк был вынужден списать ненадежные кредиты почти на 20 млрд. долл. и впервые за свою историю закончил 2007 год с чистым убытком в 4,5 млрд. шв. фр. От фактического банкротства банк спасло только одобренное швейцарской Федеральной банковской комиссией (ФБК) вливание в капитал "UBS" средств Сингапурского суверенного фонда "GIC" (обратимые облигации банка на сумму 11 млрд. долл.), который в феврале 2008 г. стал владельцем примерно 10% капитала банка. 
 Многомиллиардные списания потерь от "плохих" или так называемых токсичных кредитов продолжались в 2008 г. К концу 2008 г. банк списал более 50 млрд. долл. потерь, а чистый убыток от деятельности банка составил почти 20 млрд. шв. фр. 
 В 2008 г. финансовый кризис повлиял на другие швейцарские банки, включая второй по величине банк "Credit Suisse", который, хотя и не имел больших вложений в рынок ипотечных кредитов, но также понес в 2008 г. значительные потери в результате вторичных негативных эффектов на финансовых рынках. Чистый убыток от деятельности банка в 2008 г. составил 7,7 млрд. шв. фр. 
 

2.2 Действия для стабилизации ситуации

 

Правительство страны определило три основных направления действий для стабилизации ситуации: финансово-политические меры, меры по стимулированию экономического роста и активизация внешнеэкономической  деятельности. С октября 2008 г. Федеральный  совет (правительство) Швейцарии и  Швейцарский национальный банк (Центробанк) проводили активную политику по поддержанию  благоприятной конъюнктуры в  стране в условиях мирового экономического кризиса. 
 Первым шагом в антикризисных мерах швейцарского правительства стала экстренная финансовая помощь банку "UBS", который является базисным институтом банковской системы страны, в размере 60 млрд. долл. для выкупа неликвидных активов банка, в том числе 6 млрд. шв. фр. - в качестве вклада правительства в увеличение капитала банка. Банк "Credit Suisse" отказался от прямой правительственной помощи, но привлек к своей рекапитализации частных инвесторов. В октябре 2008 г. капитал банка был увеличен на 10 млрд. шв. фр., доля катарского холдинга "Qatar Holding LLC" в нем составила примерно 3,2 млрд. 
 Принятые меры по финансовому оздоровлению сняли остроту ситуации на швейцарском финансовом рынке, но не решили проблему полностью. Оба крупнейших банка страны закончили 2008 г. с большими убытками, сократили часть работников, приняли программы по экономии расходов. Главные менеджеры двух банков отказались от бонусов по итогам 2008 г. Швейцарский национальный банк в целях преодоления последствий кризисных явлений д: швейцарской экономики с октября 2008 г. начал смягчать денежно-кредитную политику. Целевой диапазон трехмесячной ставки "ли-бор" был снижен в три этапа с 2,5 -3% до 0,5 - 1%. В марте 2009 г. базовая процентная ставка была понижена еще на 0,25 процентного пункта. В условиях нарастания экономической рецессии в стране Швейцарский национальный банк с марта 2009 г. начал масштабные интервенции на международном валютном рынке с целью девальвирования швейцарского франка и повышения конкурентоспособности национальных экспортеров, а также стимулирования внутреннего производства. 
 В ноябре 2008 г. швейцарское правительство приняло пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости и загрузки предприятий в стране, и выделило на эти цели около 1,5 млрд. шв. фр. 
 В соответствии с законом "О бюджете" государственные расходы должны планироваться исходя из предполагаемых доходов с учетом конъюнктурных факторов, при этом в долгосрочной перспективе расходы бюджета должны равняться доходам. В результате, расходы бюджета страны в 2009 г. были увеличены почти на 1 млрд. шв. фр. (примерно 650 млн. евро).

2.3 Реализация правительственных антикризисных мер

 

Реализация правительственных  антикризисных мер была разделена  на три фазы. Первая фаза начала действовать с 1 января 2009 г., и расходы бюджета были повышены на 350 млн. шв. фр., из которых 205 млн. направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 66 млн. - на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий; 45 млн. - на поддержание жилищного строительства (плюс 400 млн. дополнительных частных инвестиций);   20 млн. - на программы реконструкции государственных общественных зданий и 5 млн. - на увеличение финансирования программ поддержки экспорта. Кроме того, косвенной правительственной мерой стимулирования экономического роста стало решение о возврате (начиная с 1 января 2009 г.) 650 предприятиям так называемых резервов трудоустройства, что дополнительно вовлекает в производство 550 млн. шв. фр. для реализации инвестиционных проектов. Указанные резервы добровольно перечислялись предприятиями на специальные счета и должны были быть использованы для поддержания необходимого уровня занятости и работоспособности предприятия в случае неблагоприятных конъюнктурных изменений. При этом сумма отчислений вычиталась из налогооблагаемой базы предприятия. Данная форма налоговых льгот была отменена в полугодии 2008 г.

  Второй пакет антикризисных мер предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 700 млн. шв. фр., из них 530 млн. планируется направить на финансирование инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью предотвращения увольнений на швейцарских предприятиях увеличен максимальный срок господдержки работников при неполной занятости с 12 до 18 месяцев. 
 Третья фаза антикризисных мер направлена на поддержание уровня частного потребления за счет снижения налогового бремени. Главная цель - стимулировать внутренний спрос. Реформа системы налогообложения принесла домашним хозяйствам Швейцарии дополнительно около 1,2-1,3 млрд. шв. фр.

 
  2.4 Основные направления стимулирования экономики

 
  Важным направлением стимулирования экономического развития швейцарской экономики правительство страны считает обеспечение свободного доступа швейцарских экспортеров на мировые рынки. Основные усилия в данной области в 2009 г. планируется направить на развитие переговорного процесса в рамках ВТО (Доха-раунд), заключение соглашений о свободной торговле на двусторонней основе между ЕАСТ и третьими странами, углубление сотрудничества с ЕС. Особое место уделяется развитию внешнеэкономических связей между Швейцарией и странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В феврале 2009 г. Швейцария подписала с Японией двустороннее соглашение о создании зоны свободной торговли, и в текущем году аналогичные соглашения будут подписаны со странами - членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. 
 Швейцария активно ведет переговоры с Евросоюзом по вопросам заключения соглашения о свободной торговле сельскохозяйственными товарами, поскольку в действующем двустороннем соглашении содержатся изъятия в отношении аграрной продукции. Страна также активизирует внешнеэкономические связи с различными государствами мира, ранее не входящими в число приоритетных, включая Иран, Венесуэлу, Турцию. 
 Вместе с тем принимаемые правительством антикризисные меры пока не позволяют преодолеть экономическую рецессию в Швейцарии. Все более серьезной проблемой в экономике становится дефляция, которая является тормозом для экономического роста. По недавнему прогнозу американского "Citybank", в июле 2009 г. снижение уровня цен в Швейцарии составило 1,7% по сравнению с 2008г. 
 Серьезной проблемой для банковского сектора страны является усилившееся давление со стороны США, Германии и Франции, которые настаивают на прекращении практики офшорного бизнеса, практикуемой швейцарскими банками. США и Германия считают, что это приводит к уводу от налогообложения многомиллиардных доходов, оседающих в швейцарских банках. Швейцария, включенная в так называемый серый список стран-офшоров (представлен странами ОЭСР на встрече лидеров стран "Большой двадцатки" в Лондоне в апреле 2009 г.), согласилась сотрудничать со странами ОЭСР в вопросах передачи банковской информации в случае, если страна происхождения капитала докажет его криминальную природу или приведет свидетельство того, что его владелец преднамеренно уклонился от налогообложения в своей стране.

2.5 Последствия кризиса

 

Хотя среди финансовых потрясений во всем мире Швейцария  остается тихой гаванью. В то время  как долги ее европейских соседей  достигли астрономических сумм, Швейцария  может похвастаться задолженностью всего в 39% ВВП, продолжающимся экономическим  ростом и уровнем безработицы, о  котором другие могут мечтать, передает Euronews.

В то же время Швейцария  стала жертвой собственного благополучия. Этим летом кризис швейцарского франка был среди заголовков во всех СМИ. Поскольку швейцарская валюта оказалась  чересчур сильной. И наравне с  золотом стала убежищем для инвесторов. За один год курс франка вырос на 20% по отношению к евро и на 18% к доллару.

«Сильный» франк привел к сокращению 100 тысяч рабочих мест. Поскольку прогноз экономического роста уже пересмотрен в сторону снижения, экспорт (60% которого идет в страны ЕС) падает с 7% в 2010 году до 2,6% в 2011. Особенно сильно страдают от этого машиностроение, текстильная промышленность, производство электрооборудования, металлургия. Но также и мелкие производители, к примеру снизился объем экспорта сыра.

В торговле все немногим лучше. Многие швейцарцы с выгодой  для себя используют силу франка и  с удовольствием покупают товары в еврозоне. Швейцарские же коммерсанты  терпят убытки, поскольку их клиенты  все чаще отправляются за покупками  к соседям.

И, наконец, туризм, третий по величине сектор швейцарской экономики, и до последнего времени один из самых конкурентоспособных, может  понести наиболее тяжелые потери. И уже несет за счет уменьшения числа туристов из Европы. Впрочем, эти потери частично компенсируются туристами из развивающихся стран.

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИКА ШВЕЙЦАРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 
  В Швейцарии преобладают малые и средние предприятия с количеством занятых до 250 человек. Они составляют 99% от общего числа зарегистрированных предприятий и обеспечивают рабочими местами две трети трудоспособного населения страны.

Самой большой промышленной компанией и крупнейшим в мире производителем пищевых продуктов  является Nestlé. В конце 2009 г. компания насчитывала около 278 000 сотрудников по всему миру, лишь 3% из которых было занято в Швейцарии.

В 2012 г. на долю Швейцарии в ежегодном рейтинге 500 крупнейших компаний мира американского журнала Fortune приходилось 15 компаний, одна из которых фармацевтический гигант Novartis, занимающий 160-е место.

3.1 Машиностроение

 

Машиностроение, электропромышленность  и металлопромышленность (сокращенно МЭМ, по-немецки «MEM-Industrie») являются ведущими отраслями швейцарской экономики. В конце 2009 г. в них было занято более 330 000 работающих. Предприятия МЭМ являются самым крупным работодателем в Швейцарии. Около 80% всей производимой продукции экспортируется за рубеж. Это означает, что данные отрасли зависят прежде всего от международного рынка. В связи с частичным переходом готовой продукции в страны с дешевой рабочей силой, предприятия МЭМ производят в первую очередь на европейском и азиатском рынках. Изменение территориальной организации промышленности, т.е. сдвиг индустрии на Восток (Китай, страны Тихоокеанского региона), стал давно реальностью и ставит перед предприятиями МЭМ новые испытания. Поэтому промышленность Швейцарии старается сфокусироваться на производстве высокоточных станках, как например, станки для производства секций пленочных конденсаторов, где алюминиевая фольга толщиной 50 микрон должна быть намотана на катушку без разрывов и пустот. Такой станок должен обеспечивать очень точную силу натяжения фольги. Пока только три страны: Швейцария, США и Англия способны выпускать такие станки.

В настоящее время предприятия  МЭМ выпускают большой ассортимент  продукции: от бытовой техники и  микроэлектронных приборов до машин  и механизмов для дорожного строительства  и самолетостроения.

3.2 Часовая промышленность

 

Производя 50% от общего объема часовой продукции в мире, Швейцария  является одним из признанных мировых  лидеров часовой промышленности. В 2006 г. средняя цена одних часов, экспортируемых из Швейцарии, составила 410 американских долларов. Здесь выпускаются  как дорогие часы класса "люкс", так и относительно дешевые, доступные  каждому пластиковые часы фирмы  Swatch.

Согласно экспортным данным ОЭСР, Швейцария экспортирует 95% производимых в стране часов.

Самыми сложными на сегодняшний  день в мире часов являются «Calibre 89» фирмы Patek Philippe, разработанные в 1989 г. к 150-ой годовщине компании. Часы состоят из 1728 частей, а на их создание потребовалось 9 лет. Обычные дорогие часы состоят более чем из 300 деталей. Для изготовления даже маленького часового механизма требуется очень много умственных усилий, а за кажущейся простотой дизайна скрывается кропотливый труд мастера. Для производства часов требуется совсем немного исходных материалов, но огромное количество времени. На дорогие изделия уходит около 150 часов ручной работы. Знаменитые часовые мастера тратили около 2000 часов на свои творения.

Высокое качество швейцарских  часов и часовых механизмов гарантирует  этой стране успех на мировом рынке. Швейцарцы имеют репутацию очень  усердных и прилежных работников, стремящихся к совершенству в любом виде деятельности.

Раньше часы изготавливались  долгими зимними вечерами, когда  в крестьянских хозяйствах было немного  работы. Но и сегодня эти чудеса микротехники и микроэлектроники творятся в сельских регионах: в знаменитой долине Валле де Жу (Vallée de Joux) и в маленьких городках Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds) и Ле Локль (Le Locle). Часовая продукция реализуются преимущественно в Женеве.

3.3 Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство является настолько важной отраслью экономики  Швейцарии, что ей уделен особый параграф в Конституции страны. Государство  обязано поддерживать сельское хозяйство  и вносить существенный вклад  в надежное снабжение населения, а также способствовать децентрализованному  заселению страны.

В стране "крестьян и коров", как часто называют Швейцарию, фермеры  занимают самый маленький процент  от общей численности населения  по сравнению с другими западноевропейскими  странами. В настоящее время в  сельском и лесном хозяйстве занято лишь 4 процента почти 8-миллионного  населения Швейцарии.

По состоянию на конец 2009 года, общая площадь сельскохозяйственных земель составила 1,056 млн. гектаров, а средняя площадь фермерского хозяйства в стране - 25,1 га (ср. в 1990 - 11,5 га). Общее число фермерских хозяйств равнялось 44 992, что на 47% меньше, чем в 1990 году.

В силу топографических условий  только три четверти сельскохозяйственных угодий заняты под луга и пастбища. Местами горный, местами холмистый  ландшафт и климат не позволяют засевать большие площади земли под  зерновые культуры. Хлеб и овощные  культуры выращиваются почти исключительно  в Средней полосе. В производстве зерна занята только одна треть всех фермерских хозяйств.

Животноводство - главная  отрасль сельского хозяйства. В 2010 г. в стране насчитывалось 1 591 233 голов  крупнорогатого скота, в том числе  молочных коров 700 315; 1 588 998 свиней и 8 943 676 кур.

На сегодняшний день более 2/3 фермерских и крестьянских хозяйств существуют за счет доходов от несельскохозяйственного  труда, потому что сейчас невозможно прожить только на доходы от сельского  хозяйства.

Большинство фермером получают от 50 до 90% прибыли от сельского хозяйства, но около одной пятой всех фермеров извлекают более половины своего заработка из других источников. Некоторые  пытаются повысить рентабельность своего предприятия за счет выращивания  экзотических культур или животных, например, страусов, яков, бизонов или  дикого рогатого скота. Другие фермеры  получают доходы, предлагая «экзотические» услуги (сельский туризм или езда в  запряженной ламой повозке).

Количество фермерств, существующих только на доходы от сельского хозяйства, постепенно сокращается. В 2009 г. доля фермерских хозяйств, применяющих органические методы, составила 11.1% от общего числа фермерских хозяйств в Швейцарии. По прогнозам их рост будет продолжаться. Особенно много фермерских хозяйств, перешедших на экологически чистое производство, в горных районах. По данным Федерального ведомства по статистике в 2009 г. на их долю приходилось 20%.

Натуральная сельхозпродукция может быть реализована на внутреннем рынке, если она соответствует определенным требованиям, содержащимся в законодательстве Швейцарии. BIO SUISSE, главная организация  экологически чистого сельского  хозяйства, выработала свои стандарты  и имеет собственный логотип: знак BIO SUISSE Knospe (белая распускающаяся почка в зеленом кругу). Если продукт маркирован знаком BIO SUISSE, он сертифицирован и полностью соответствует требованиям качества.

Естественному выращиванию  птиц и животных придается большое  значение. Швейцария стала первой страной в мире, запретившей в 1992 г. батарейную систему содержания птицы. Здесь также недопустимо  использование антибиотиков и гормонов в качестве пищевых добавок.

3.4 Проблемы современной Швейцарии

 

В Швейцарии цены на продукты намного выше, чем в любой соседней стране. Это, в частности, связано  с высокими расходами на реализацию. Согласно статистическим данным Союза  швейцарских фермеров, только 24% от общей стоимости продукта идет в казну фермера. Остальная сумма распределяется между поставщиками, перерабатывающими предприятиями и посредниками.

Информация о работе Экономика Швейцарии