Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:02, реферат
Швейцария — технологически высокоразвитая страна с рыночной экономикой. Хозяйство ориентировано на выпуск высококачественной специализированной продукции (в рамках собственной «производственной ниши»), большая часть которой предназначена для сбыта на мировом рынке (собственная «маркетинговая ниша»). Страна продолжает оставаться одним из крупнейших финансовых мировых центров, ориентированных на обслуживание иностранных инвесторов. Темпы экономического роста страны традиционно более устойчивые и умеренные по сравнению со средними европейскими показателями — 1,5—2% в год.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНМИКА ШВЕЙЦАРИИ ДО КРИЗИСА 2008 ГОДА 3
1.1 Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП 3
1.2 Отраслевая структура Швейцарии 4
1.3 Экономическая и социальная политика 8
1.4 Мировой рынок, как фактор хозяйственного цикла 9
1.5 Антикризисные меры правительства Швейцарии 10
2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008 ГОДА 12
2.1 Влияние кризиса на банковскую систему 12
2.2 Действия для стабилизации ситуации 13
2.3 Реализация правительственных антикризисных мер 14
2.4 Основные направления стимулирования экономики 15
2.5 Последствия кризиса 16
3. ЭКОНОМИКА ШВЕЙЦАРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
3.1 Машиностроение 18
3.2 Часовая промышленность 19
3.3 Сельское хозяйство 20
3.4 Проблемы современной Швейцарии 22
3.5 Энергетическая политика 22
3.6 Рынок труда 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Следующей проблемой является высокая оплата труда в Швейцарии. Многие фермеры жалуются на то, что не могут позволить нанять местных и западноевропейских работников на время сбора урожая, и вынуждены нелегально приглашать людей из Восточной Европы, согласных работать за минимальную плату.
Экологически чистому
производству уделяется в Швейцарии
большое внимание. Жители страны стремятся
потреблять безопасные для здоровья
продукты. В 2005 г. на общем референдуме
был принят пятилетний мораторий
на использование генетически
Швейцария - маленькая страна в центре Европы, поэтому в области энергетической политики она вынуждена сотрудничать с другими соседними странами. Она является членом Западноевропейской единой энергосистемы. В летнее время года Швейцария экспортирует электроэнергию, но зимой она вынуждена ее импортировать.
Энергетическая политика Швейцарии преследует две главные цели:
1. экономное и рациональное использование энергии;
2.содействие использованию возобновляемых источников энергии.
К самым дешевым энергоносителям принадлежат ископаемые виды топлива (нефть и каменный уголь). В результате либерализации рынка энергетики цены на эти виды топлива постепенно падают, что, в свою очередь, вредит экологической устойчивости планеты. В этой связи особо важным считается использование возобновляемых источников энергии.
В Швейцарии уровень потребления энергии на душу населения чуть выше, чем в соседних странах, но намного ниже, чем в Скандинавии, США и Канаде. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве стран основная доля электроэнергии потребляется крупными промышленными предприятиями, которыми Швейцария не располагает. Если гипотетически она не смогла бы импортировать товары, выпускаемые подобными предприятиями, и стала бы производить их сама, то потребление электроэнергии на душу населения была бы намного выше.
Как любая другая страна мира, Швейцария использует для производства электроэнергии различные ресурсы.
В 2010 г. их доля составила: гидроэнергия - 58,8%, атомная энергия - 38%, тепловые электростанции - 6,1%, возобновляемые источники энергии (ветровая и солнечная) - менее 1%.
В Швейцарии за последние 40 с лишним лет количество работающих в промышленном секторе сократилось в 4 раза. В то же время доля занятых в сфере обслуживания увеличилась с 39% до 71%.
Подобная тенденция, имеющая место во всех промышленно развитых странах, обусловлена, с одной стороны, автоматизацией процессов производства, с другой - мировой глобализацией. Как известно, на сегодняшний день стало выгоднее налаживать производство товаров в странах, где производственные издержки намного ниже.
В Швейцарии остается все
меньше рабочих мест, где требуется
неквалифицированный труд. Все большее
значение приобретают готовность к
изменениям, гибкость и стремление
к постоянному повышению
По результатам опроса, проведенного в 2010 г., 53% из всего работающего населения были не удовлетворены условиями работы, 52% недовольны уровнем заработной платы. В ходе опроса была выявлена следующая закономерность: чем выше уровень образования работающего, тем меньше он удовлетворен работой.
Самая высокая доля работников,
удовлетворенных условиями
Долгое время безработица
в Швейцарии практически
· Спрос на рабочую силу на рынке труда был уравновешен с предложением;
· Политика привлечения иностранной рабочей силы проводилась с учетом изменений конъюнктуры рынка труда, т.е. во времена экономического подъема допускалось больше иностранных рабочих, чем в период рецессии;
· В период экономического кризиса работодатели старались сохранить рабочие места в целях избежания роста безработицы;
· В Швейцарии представлены в небольшом количестве проблемные отрасли (горная и металлургическая), которые в наибольшей степени подвержены конъюнктурным колебаниям.
Несмотря на вышеперечисленные факторы в начале 90-х гг., в период рецессии экономики, количество безработных стало быстро увеличиваться, достигнув в феврале 1997 г. рекордно высокого числа - 5,7%. Следствием рецессии стала реорганизация многих предприятий и учреждений, повлекшая за собой сокращение большого числа рабочих мест.
Благодаря отмеченному в конце 90-х гг. общему экономическому подъему, в 2001 г. удалось снизить уровень безработицы до 1,7%. К сожалению, эта фаза длилась недолго. В середине 2009 г. показатель безработицы составил 2,8%, а к концу 2011г. составил 2,9%. Масштабы безработицы не одинаковы в различных регионах страны. В большей степени ею охвачены франко и итало-говорящие регионы. В разных социальных группах уровень безработицы также различен, среди женщин он обычно выше. Количество безработных иностранцев, как правило, больше, чем швейцарцев.
Большинству из безработных граждан удается найти работу приблизительно в течение 12-ти месяцев со дня их регистрации.
В Швейцарии средняя
Положение страны на перекрестке
многих европейских дорог, горный рельеф
страны, необходимость обеспечивать
бесперебойную переброску грузов, ввозимых
и вывозимых Швейцарией, - все
это сыграло большую роль в
развитии транспорта. Общая длина
железных дорог свыше 5 тыс. км, все
электрифицированы; магистральных
автодорог 18, 4 тыс. км, канатных дорог -
58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги
приходится основная часть перевозок.
Самая важная железнодорожная магистраль
страны Базель-Цюрих-Берн-Лозанна-
Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает морскими торговыми судами. По внутренним водам курсируют исключительно прогулочные теплоходы. Судоходство осуществляется по р. Рейн. Главный порт страны - Базель. Горным рельефом страны объясняется большое число зубчато-канатных и канатно-подвесных дорог. Благодаря им большое количество желающих может попасть на те вершины, которые доступны только профессиональным альпинистам. Наиболее высокая железнодорожная станция расположена почти на отметке 4 км над уровнем моря.
Экономика Швейцарии очень тесно связана с мировым рынком и следовательно в большой степени зависит от него. В составе швейцарского экспорта свыше 9/10 по стоимости занимают готовые промышленные изделия (продукция машиностроения и металлообработки), химические, текстильные товары, лекарства (составляют 12% экспорта капиталистических стран), часы (половина экспорта капиталистических стран), продовольствие (сыры, молочные продукты, детское питание и пр. ). В импорте преобладают продовольственные товары, сырье для промышленности и топливо.
Среди очень широкого круга торговых партнеров Швейцарии первым является Германия, на долю которой приходится примерно 15-17% всего швейцарского экспорта и около 30% импорта. Затем идут Франция, Италия, США и Великобритания.
Швейцария - член Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), однако ее торговля со странами "Общего рынка" (ЕЭС) более интенсивна. Из стран ЕЭС она импортирует 3/5 всех нужных ей товаров и ввозит туда около 2/5 своих экспортных изделий.
В экономике Швейцарии большую роль играет обслуживание туристов, каждый год в стране бывает свыше 7 млн. человек . Туристический сезон здесь длится почти круглый год. Обслуживание туристов - отели, кемпинги, рестораны, кафе, служба проводников, обучение горнолыжному спорту, продажа сувениров и прочее - дает стране крупные доходы. Такой размах обусловлен прежде всего выгодным географическим положением страны. На вершинах Альп снег лежит почти круглый год. Швейцария является одним из самых лучших горнолыжных курортов.
1. В. Баранов. БИКИ
№116 (9514), 10 октября 2009 года
2. М. Смирнова. БИКИ № 117(9515), 13 октября 2009 года
3. М. Смирнова. БИКИ 25. VII. 2009 EM
4. С. Розина. БИКИ №26 (9421), 5 марта 2010 г.
5. БИКИ № 45 (9440), 21 апреля 2011 г.
6. Сикорская Н. Швейцарские банки полезны для общества // Наша газета. 9. Швейцарские новости на русском. 21.10.2010.
7. Сикорская Н. Швейцарские банки полезны для общества // Наша газета. 9. Швейцарские новости на русском. 21.10.2010.
8. http://www.bfs.admin.ch/bfs/
9. Официальный
информационный портал министерства иностранных
дел
Швейцарии (на русском), http://www.swissworld.org/ru/
10. <http://www.nashagazeta.ch/