Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Северо-Кавказский экономический район расположен на юге европейской части Российской Федерации, между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским), Главным Кавказским хребтом, Кумо-Манычской впадиной и южной оконечностью Русской (Восточно-Европейской) равнины.
Его территория простирается от Нижнего Дона до Большого Кавказского хребта.

Содержание работы

1. Введение.
2. Географическое положение.
3. Природные условия и ресурсы.
4. Население.
5. Историко-географический очерк.
6. Общая характеристика хозяйства.
а) Промышленность.
б) Сельское хозяйство.
в) Лесное хозяйство.
г) Транспортная сеть.
7. Внешнеэкономические связи.
8. Перспективы развития региона.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

северо-кавказский район.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

 

  1. Историко-географический очерк.

 

История формирования Северо-Кавказского  региона в его нынешнем российском виде начинается с появления первых казачьих поселений на Дону и Тереке (XVI в.), но его юридическое закрепление  за Россией оформилось лишь после  окончания Кавказской войны. В XVIII в. закладываются основные города региона - Кизляр (1735), Ставрополь (1737), Ростов-на-Дону (1749), Моздок (1763), Владикавказ (1784). Включение  региона в состав Российской империи  привело к усилению в нем динамики миграционных потоков, которая не все  районы затрагивала равной степени: горные оставались практически не затронуты  и миграциями, и изменениями в  организации производства Равнинные  районы, напротив, после окончания  Кавказской войны, аграрной и судебно-административной реформ (60-е гг. XIX в.) подверглись  активным процессам социально-экономического развития: здесь начинается интенсивное  дорожное и железнодорожное строительство (в 1875 железнодорожная магистраль связала  Владикавказ с центральной Россией), расширяются города, создается промышленное производство, проводится гидротехническое строительство и пр. К началу ХХ в. промышленность Северного Кавказа  объединяла уже около 600 различных  предприятий, на которых были заняты более 73 тыс. рабочих 

 

В годы первых пятилеток  в регионе наблюдаются быстрые  темпы развития промышленности (машиностроение, энергетика, химия, нефтяная и угольная промышленность), размещенной в городах  .

 

Экономгеографы выделяют две территориальные линии хозяйственного освоения региона. Одна из них - автомобильная  и железнодорожная, протянувшиеся  с севера на юг (Миллерово - Ростов - Махачкала) - связывает промышленные узлы региона, другая, протянувшаяся  с запада на восток (Краснодар - Майкоп - Черкесск - Нальчик - Владикавказ) - представляет собой полосу предгорного сельскохозяйственного  освоения. Они пересекаются в Кавказских Минеральных Водах - географическом центре региона.. Достаточное развитие получило и животноводство, но оно  ориентировано преимущественно  на внутрирегиональное потребление.

 

На базе сельского хозяйства  выросла доминирующая в регионе  отрасль экономики - агропереработка, которая составляет четвертую часть  общерегионального объема промышленного  производства

 

В силу историко-экономического своеобразия формирования Северо-Кавказский регион не однороден: внутри него можно  выделить субрегионы, которые отличаются большей внутренней интегрированностью. Основная экономическая активность наблюдается на субрегиональном  уровне. Это можно объяснить, во-первых, наблюдающимся "размыванием" централизованных основ национального рынка в  условиях углубления кризиса крупной  промышленности и нарушения традиционных хозяйственных связей; во-вторых, нарастающим  стремлением к самодостаточности, что приводит к изолированности  региональных рынков, установлению избирательных, отвечающих специфике региона направлений  регулирования экономической активности населения. Подобная автаркия - своего рода следствие усиления неравномерности  социально-экономического развития регионов страны, которая наблюдалась и  ранее. В частности, неравномерность  развития на субрегиональном уровне в Северо-Кавказском регионе является следствием неравенства экономического развития, коренящегося в существенных различиях географических ландшафтов и их хозяйственного освоения.

 

  1. Общая характеристика хозяйства.

 

а) Промышленность.

 

Северный Кавказ выделяется высокоразвитым и многоотраслевым  сельским хозяйством, из отраслей промышленности – машиностроением, топливной и  пищевой промышленностью. Среди  других отраслей заметна роль цветной  металлургии и производства строительных материалов Развитию промышленности способствовало наличие минеральных ресурсов. Первая буровая скважина дала нефть в  западном Предкавказье еще в 1860 г., позднее  стали разрабатываться месторождения  в районе Грозного, и только в 1950-е  гг. началась добыча нефти и газа в Ставропольском крае. Топливными ресурсами богата также Ростовская область (восточное крыло Донбасса) – здесь добывают антрацит и коксующие  угли. Здесь развитие получили угольная и металлургическая промышленность, транспортное машиностроение. Нефтяная и газовая промышленность представлены в Краснодаре (НПЗ), Майкопе, Грозном (НПЗ), Туапсе (НПЗ).

Цветная металлургия представлена в Северной Осетии (Садон), Кабардино-Балкарии (Тырныауз). Пищевая промышленность полностью обеспечивает сырьем развитое сельское хозяйство района..

Промышленность. В советское  время район был одним из самых  крупных в стране по сельскохозяйственному  машиностроению (Ростов, Таганрог, Краснодар), но экономический кризис резко снизил показатели этой отрасли. Из других направлений  машиностроения следует выделить производство электровозов (Новочеркасск), атомных  реакторов (Волгодонск), паровых котлов (Таганрог). Выпускается малой численностью оборудование для пищевой и химической промышленности. Сейчас лидирующие позиции занимает химия (удобрения — Невинномысск, Бело-реченск, органическая химия — Каменск-Шахтинский, Буденновск, Волгодонск).

Электроэнергетика в основном представлена крупными тепловыми электростанциями. В связи с вводом в строй  в 2001 г. Ростовской АЭС резко возросло значение атомной энергетики.

Важное место занимает производство оборудования для нефтегазовой и пищевой промышленности.

Энергетическое машиностроение представлено в Таганроге (паровые  котлы) и Волгодонске (оборудование для АЭС).

Отраслью специализации  промышленности строительных материалов является производство цемента. Новороссийские цементные заводы, работающие на местных  мергелях, поставляют высококачественный цемент различных марок во многие районы России и на экспорт. В Дагестане  и Северной Осетии работают крупные  стекольные заводы. Остальные отрасли  промышленности строительных материалов (производство шифера, кирпича, асбестоцементных изделий и т. д.) имеют местное  значение

 

Крупнейший индустриальный центр Северо-Кавказского района – город Ростов-на-Дону.

 

б) Сельское хозяйство.

 

Северный Кавказ - важная продовольственная база России, поставщик  зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и плодов, винограда, и продуктов  животноводства.

В структуре посевных площадей района ведущее место принадлежит  зерновым - они занимают 58 %, 30 % занято под кормовыми культурами, 9 % под  техническими и 3 % - картофелем и овощебахчевыми.

Важнейшей отраслью сельскохозяйственного  производства является зерновое хозяйство. Зерновые культуры выращиваются повсеместно, но основными районами их возделывания служат Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, где производится около 90 % всего количества зерна. В  посевах преобладает озимая пшеница, которая занимает около половины общей площади зерновых культур. Северный Кавказ - главный производитель  кукурузы в Российской Федерации.

 Отраслью специализации  является и рисосеяние. Рисовые  системы созданы в Краснодарском  крае, в Ростовской области и  Дагестане. Крупнейший производитель  риса - Кубань.

 

Велико значение района в  производстве важных технических культур : подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства  и виноградарства. Здесь находится  около трети всех плодово-ягодных  насаждений и почти все виноградники РФ. Северный Кавказ - единственный в России район, где выращиваются субтропические культуры - чай, цитрусовые, хурма, инжир.

 

Велик удельный вес Северного  Кавказа и в производстве овощей. Общероссийское значение имеет плодоводство, особенно виноградарство. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка. Неслучайно Северному  Кавказу принадлежит ведущее  место в России по производству столовых и сухих вин, шампанского и  коньяков.

 

Важной отраслью сельского  хозяйства Северного Кавказа  является животноводство. Молочно-мясное животноводство развито в предгорьях и на Кубани На Нижнем Дону и на Кубани развито свиноводство, где оно  выгодно сочетается с зерновым хозяйством и свеклосеянием.

Овцеводство распространено главным образом в Ставропольском крае, Ростовской области и в Дагестане. Большое значение имеет здесь  тонкорунное овцеводство. Северный Кавказ занимает ведущее место в  России по настригу шерсти.

Развито на Северном Кавказе  и птицеводство. Известны в стране Адлерская птицефабрика, Лабинское  птицеводческое АО и др. предприятия.

 

в) Лесное хозяйство.

Северный Кавказ относится к  числу самых малообеспеченных лесными  ресурсами районов Российской Федерации (на его долю приходится лишь 0,5% лесопокрытой площади РФ). При оценке лесного  фонда важно учитывать его  особенности: 65% лесов - высокогорного  типа, каких больше в европейской  части России нет; здесь сосредоточены  все буковые леса России, а также  значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень.

г) Транспортная сеть.

В Северо-Кавказском экономическом  районе представлены следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Основные формы взаимодействия различных видов транспорта: железнодорожно-морской (поставка железнодорожным транспортом  грузов в морские порты), железнодорожно-трубопроводный (поставка грузов железнодорожным транспортом  от станций налива из магистральных  нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) автомобильно-железнодорожный (поставка грузов автомобильным транспортом  в места, где железная дорога не проложена). Состояние всех видов транспорта находится на среднем уровне. Вывоз из Северного Кавказа преобладает над ввозом. Вывозятся уголь, нефть, газ, хлеб, строительные материалы, овощи, фрукты, консервы, вино, продукция машиностроения. Ввозят на Северный Кавказ лес и пиломатериалы, прокат черных металлов, машины и оборудование, автомобили, тракторы, калийные и фосфорные удобрения, продукцию легкой промышленности.

В транспортно-дорожном комплексе  присутствует множество экологических  проблем (которые будут рассмотрены  ниже отдельно по видам транспорта).

Железнодорожный транспорт. Железные дорога для Северо-Кавказского района – основное звено в транспортной системе хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности.

Главная магистраль железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском районе – Северо-Кавказская с продолжением в Азербайджан. Кроме этой главной магистрали в районе проходит дорога, соединяющая Волгоград с Сальском, Краснодаром и Новороссийском, пересекая Кавказскую дорогу.

Эксплуатационная длина дороги – 6358 км. Управление дороги находится  в городе Ростов-на-Дону, несколько  отделений дороги (Ростовское, Краснодарское  и т.д.).

Главной особенностью Северо-Кавказского  региона является его гористая местность, в связи с чем формирование железнодорожной сети района затруднено.

Преобладающее направление железнодорожных  линий – меридиальное. Основной проблемой железнодорожного транспорта Северо-Кавказской железной дороги является то, что она не справляется с грузопотоком.

Интенсивное грузовое движение присутствует на участках Махачкала – Ростов, пассажирское движение – на участке  Адлер – Ростов.

Железнодорожный транспорт в Северо-Кавказском районе взаимодействует с морским, автомобильным  и трубопроводным транспортом.

Важнейшие транспортные узлы стыка железнодорожного с морским транспортом – Анапа, Новороссийск, Адлер, Махачкала, с автомобильным  транспортом – Ставрополь, Краснодар, Ростов, Махачкала, станции налива из магистральных нефтепроводов и  нефтепродуктопроводов – Махачкала, Грозный.

На долю возросших требований по охране окружающей среды на железнодорожном  транспорте сложилась напряженная  экологическая обстановка. Основными направлениями природоохранных работ в отрасли являются: 

  • сокращение  сброса загрязненных сточных вод действующими предприятиями железнодорожного транспорта в поверхности сточных вод; 
  • строительство обще узловых и локальных очистных сооружений; 
  • нормирование расхода воды на технические нужды предприятий.

В целях улучшения решения  вопроса охраны водных ресурсов необходимо подобрать более эффективные  средства для очистки деталей  и узлов подвижного состава эти  средства облегчают очистку сточных  вод и улучшают условия труда.

Речной транспорт. В Северо-Кавказском районе крупные реки – Терек, Кубань, нижняя часть Дона.

Северный Кавказ – преимущественно  горный район, соответственно здесь  много горных рек. В связи с  этим навигационные условия рек  неблагоприятны, речной транспорт не развит. Исключение составляет Ростовская область, где речной транспорт функционирует  по реке Дон. Крупнейший порт – Ростов.

В Северо-Кавказском регионе  остро стоит проблема загрязнения  рек, которая требует своевременного решения.

Морской транспорт. Северо-Кавказский экономический район омывается тремя морями – Черным, Азовским и Каспийским. Морской транспорт здесь достаточно развит.

Грузооборот морского транспорта представлен в основном нефтью и  нефтепродуктами, а также строительными  материалами. Крупнейшие порты – Анапа, Новороссийск, Туапсе, Махачкала.

Наиболее разнообразна география  морских перевозок в Черном море, где из порта Новороссийска морские  пути следует в Стамбул, Батуми, Керчь  и далее в другие государства. Порт города Махачкала связан морскими путями с Астраханью, Баку (не стоит  забывать, что Каспийское море на самом  деле озеро, поэтому пути здесь ограничивается только акваторией Каспия).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района