Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:18, доклад
Сочетание холодной зимы и теплого лета - отличительная черта финского климата. Средняя годовая температура в Хельсинки составляет плюс 5,3 градуса. Несмотря на северное положение, Финляндия испытывает отепляющее воздействие Атлантики. В течение года в стране преобладают западные ветры с частыми циклонами. Средние температуры всех сезонов гораздо выше, чем в восточных районах на тех же широтах. На юге Финляндии зима относительно мягкая, с частыми оттепелями, лето довольно теплое, тогда как на севере зима более снежная и затяжная, а лето прохладное. Летом различия температур на севере и юге не велики.
По числу работающих в
промышленности и по объему валовой
промышленной продукции Финляндия
занимает второе место среди стран
северной Европы
(после Швеции). Промышленности Финляндии,
как и Швеции, преобладают две группы отраслей:
одна из них связана с обработкой и переработкой
древесины другая - с выплавкой и обработкой
металла. Но если в Швеции издавна преобладала
металлопромышленность, то в Финляндии
долго доминировала лесопромышленность
Топливно-энергетическая промышленность.
Снабжение энергией — одна из наиболее
сложных экономических проблем
Финляндии. Перед второй мировой войной
3/4 потребности страны в энергии покрывалось
собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического
баланса составляла древесина, на которую
падало более 3/5 общего потребления энергии,
на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4
потребление энергии покрывалось ввозом
минерального твердого и жидкого топлива,
собственные ресурсы которого в стране
отсутствуют.
Быстрый рост спроса на энергию, прежде
всего со стороны весьма энергоемкой
целлюлозно-бумажной промышленности,
и одновременно ограничение потребления
дров в связи с более интенсивным
использованием древесины в лесобумажном
производстве вызвали резкую перестройку
топливно-энергетического
Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии
покрывается за счет собственных ресурсов.
Остальное же топливо поступает из-за
рубежа. Ежегодно ввозится
13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около
4 млн. т. каменного угля и кокса и около
1 млрд. куб. м. природного газа. Главный
поставщик твердого и жидкого топлива
в Финляндию — Россия.
Природный газ также поступает
из
России по проложенному через Карельский
перешеек газопроводу.
Нефтеперерабатывающие заводы расположены
на южном и юго-западном побережье страны
в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ
Турку.
Электроэнергетика Финляндии долгое
время использовала преимущественно
гидроэнергетические ресурсы. Большое
гидроэнергетическое
Были сооружены каскады электростанций
в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.
Общая мощность возведенных на этих двух
богатых гидроэнергией реках 15 электростанций
достигает 1300 МВт. и превышает половину
мощности всех гидроэлектростанций страны.
К концу 1960-x годов наиболее мощные и
выгодные в технико-экономическом
отношении водопады были уже освоены,
и лидерство в финской
800 МВт.), расположенной на берегу Финского
залива юго-западнее Хельсинки, вторая
по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится
рядом с нефтеперерабатывающим заводом
в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны
сооружена электростанция, топливом для
которой служит природный газ, подаваемый
из России.
Новый этап в развитии электроэнергетики
Финляндии начался после того,
как в
1977 г. вступило в строй первая АЭС близ
города Тивисы на берегу Финского залива.
Электростанция построена при техническом
содействии СССР и работает на российском
уране.
Только после второй мировой войны в значительной
мере в результате хозяйственных связей
с Россией в Финляндии быстро стали развиваться
металлургия, металлообработка и машиностроение.
Лесная промышленность.
Лесобумажная промышленность обладает
богатой сырьевой базой - обширными таежными
лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют
в зависимости коньюктуры на мировом рынке
от 32-45 млн. куб. м. Древесины, главным образом
еловой и сосновой.
Финляндия - один из крупнейших производителей
в мире пиломатериалов, бумажной массы,
фанеры. Лесопильные заводы ежегодно
производят до 8 млн. куб. м. пиленных и
струганных досок. По экспорту пиломатериалов
занимает третье место после России
и Канады. Наиболее крупные центры
лесопиления расположены в
Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города
Котка на побережье Финского залива, Поре,
Оулу, Кеми на побережье Ботнического
залива. Крупным центром лесопиления относятся
также Ланпенранта, расположенная на южном
берегу озера Сайма, у начало Сайменского
канала. Размещение лесопильных и других
деревообрабатывающих предприятий. На
реках и озерах имеет в основном исторический
характер, так как сплавом теперь идет
лишь одна треть потребляемой древесины,
а около 2/3 ее доставляется на предприятия
из леса автомобильным транспортом.
Ныне металлопромышленность заняло ведущее
место по числу занятых, объему капиталовложений
и стоимости выпускаемой продукции. Тем
не менее, лесобумажная промышленность
продолжает доминировать в финском экспорте
и определять важную роль страны в международном
разделении труда и ее место в мировой
торговле.
Черная металлургия.
Финляндия располагает значительной
сырьевой базой для черной металлургии.
Железная руда месторождения Отанмяки,
расположенного южнее оз. Оулуярви, хотя
и требует обогащения, но зато содержит
ценные легирующие металлы — титан и ванадий,
высоким содержанием железа отличается
руда заполярных месторождений Кярвясвара,
близ города Рованиеми, и Колари, у самой
границы со Швецией. Открыты довольно
крупные железорудные месторождения на
дне прибрежной части Балтийского моря
— Юсcape, близ полуострова Ханко, и
Нюхамн, у Аландских островов. В целом
запасы железной руды оцениваются в
200—300 млн. т.
Предприятия черной металлургии выплавляют
около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн. т. стали
и выпускают 2 млн. т. стального готового
проката. Главный центр черной металлургии
— город Рахе на берегу Ботнического
залива. Здесь в 60—
70-х годах при участии СССР построен крупнейший
во всей Северной Европе металлургический
завод “Раутарукки”. Он производит 4/5
всего выплавляемого в стране чугуна и
2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной
лист используется в судостроении и частично
идет на экспорт. Руда поступает в основном
из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также
ввозится из Швеции.
Одним из главных поставщиков
Цветная
металлургия.
Цветные металлы — главное минеральное
богатство страны. Запасы меди составляют
около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее
известного месторождения Оутокумпу
на востоке Озерного плато содержит
также цинк, кобальт, серу, железо, серебро,
золото. Из руды находящегося в этом
же районе месторождения Коталахти
одновременно с медью извлекается
никель.
Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная
его добыча вместе с медью и свинцом ведется
из месторождения полиметаллических руд
Виханти, расположенного южнее Оулу. По
добыче меди и цинка Финляндия занимает
одно из ведущих мест в Зарубежной Европе.
На севере страны, близ Кеми, начата разработка
одного из крупнейших в мире месторождений
хрома, содержащего до 30 млн. т. металла.
По запасам хромовой руды Финляндия занимает
третье место в мире после ЮАР и Зимбабве,
а по добыче — четвертое место, уступая
лишь названным странам и Турции. Хромовая
руда после ее переработки и концентрат
на заводе в Торнио экспортируется.
Предприятия цветной металлургии размещены
на побережье Ботнического залива или
вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и
там же обогащенная руда поступает и виде
концентратов на завод в Харьявалте, где
из нее выплавляются черновые медь и никель,
которые затем перерабатываются электролитическим
методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших
в Европе цинковых заводов в Коккола из
концентратов, поступающих из Виханти
и с других рудников, изготовляются электролитический
цинк и кобальт.
Машиностроение.
Машиностроение за послевоенные годы
из отрасли, работавшей только на внутренний
рынок, превратилось в отрасль, продукция
которой занимает в финском экспорте
по стоимости второе место после
лесобумажного производства. Главные
машиностроительные предприятия сосредоточены
преимущественно на юго-западе страны.
Крупнейшие города страны — Хельсинки.
Турку и Тампере - одновременно важнейшие
машиностроительные центры.
В машиностроении выделяются, прежде всего,
судостроение и изготовление оборудования
для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности.
С участием шведских концернов “Вольво”
и “СААБ-Скания” создана
Швеции.
Химическая промышленность.
Большая потребность целлюлозно-
Текстильная промышленность.
Текстильная промышленность — одна из
старейших промышленных отраслей страны,
развитие которой было связано с емким
русским рынком. Еще середине прошлого
иска в Тампере сложилось крупное льняное
и хлопчатобумажное производство. Позже
в Хельсинки и его окрестностях возникли
шерстяные фабрики. Текстильную промышленность
дополняют многочисленные швейные и трикотажные
предприятия.
Широкую известность во многих отраслях
мира получила фарфоровая посуда и художественная
керамика фабрики “Арабия” в Хельсинки.
В пищевой промышленности наиболее развито
находящееся под контролем кооператива
“Валио” производство молочных продуктов.
Часть сливочного масла и сыра идет на
экспорт.
Сельское хозяйство продолжает
играть важную роль в экономике страны,
хотя доля занятого в нем (вместе с
лесным хозяйством) экономически активного
населения за последние два десятилетия
уменьшилась почти втрое. Сельское
хозяйство полностью
Финляндия — страна мелких и средних ферм.
Хозяйства, имеющие участки пашни размером
до 10 га, составляют более 3/5 общего числа
ферм и владеют более
2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками
в 10—20 га, которые в условиях Северной
Европы считаются средними, составляют
более 1/4 общего числа хозяйств и имеют
более 1/3 пахотной земли. Таким образом,
мелкие и средние хозяйства, составляющие
9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной
земли. Идет систематическое разорение
мелких фермеров, в результате общее число
хозяйств из года в год сокращается.
Подавляющее большинство мелких и средних
хозяйств поддерживают свое существование
продажей леса с принадлежащих им лесных
участков, размеры которых в несколько
раз превышают размеры пахотных угодий.
В среднем по стране на каждую ферму приходится
лишь 11 га пашни и в то же время более 50
га продуктивных лесов. Выручка за проданный
лес дает в среднем более четверти доходов
фермеров, а во многих мелких хозяйствах
— до половины всех денежных доходов.
В обширных районах Центральной и Северной
Финляндии лесное хозяйство служит основным
источником существования крестьян, а
сельское хозяйство — лишь дополнительным.
Своеобразие отраслевой структуры
сельского хозяйства наряду с
характерным для всех стран Северной
Европы преобладанием животноводства
над земледелием состоит в
Финляндии, как и в Дании, в
исключительно большой роли молочного
производства. Примерно 4/5 всех доходов
финского сельского хозяйства дает
животноводство, а доходы от реализации
молока составляют 3/5 доходов от животноводства.
Близкое к полуостровному
положение страны в сочетании
с изобилием глубоких заливов
способствует развитию морских перевозок.
Морем идет 4/5 импортных и около
9/10 экспортных грузов. По сравнению
с соседними
Скандинавскими странами торговый флот
невелик — его тоннаж несколько больше
2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов,
среди которых преобладает минеральное
топливо, вдвое превышает вес отправляемых
из финских портов грузов, состоящих преимущественно
из лесопромышленной продукции. Среди
многочисленных портов на побережье финского
и Ботнического заливов выделяются размерами
грузооборота Хельсинки, куда поступает
больше всего импортных грузов, и Котка,
откуда отправляется больше всего экспортных
грузов. Порт Турку отличается интенсивным
развитием автопаромного сообщения со
Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен
крупнейший в Финляндии нефтеимпортный
порт.
Среди развитых в юго-восточной озерной
части страны внутренних водных путей
выделяется Сайменский канал, соединяющий
одноименную систему озер с Финским заливом
и проходящий частично по территории России.
Внутри страны грузы перевозятся главным
образом автомобильным и железнодорожным
транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая
6 тыс. км, принадлежит государству. Она
сложилась, еще, когда Финляндия входила
в
Россию.
В стране насчитывается более 1 млн. легковых
и 130 тыс. грузовых автомобилей. Наряду
с проложенными между городами автомагистралями
повсеместно развита сеть поддерживающихся
круглый год грунтовых дорог.
Внутренние различия городов.
Отличительная черта размещения
населения и хозяйства
Финляндией, и северную, или Неосвоенную
Финляндию. Границу между “югом” и
“севером” обычно проводят от города
Йоэнсу на востоке страны в северо- западном
направлении к городу Оулу на побережье
Ботнического залива. В южной половине
Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт
сочетается со сравнительно мягкими климатическими
условиями, проживает около 9/10 населения,
производится более 9/10 промышленной и
сельскохозяйственной продукции, проложена
густая сеть автомобильных и железных
дорог. В северной же части страны с довольно
суровыми природными условиями лишь после
второй мировой войны началось серьезное
использование богатых лесных, гидроэнергетических
и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось
и сельскохозяйственное освоение территории.
В целом, однако, обширная
Северная Финляндия продолжает все еще
оставаться экономически слабо освоенной
и редконаселенной. Если на юг страны можно
выделить два уже в основном сложившихся
экономических района — Юго-запад и Приозерье,
то север как район еще только формируется.
Информация о работе Экономико-географическое положение Финляндии