Экономико-географическое положение Нидерландов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести экономико-географическую характеристику королевства Нидерланды. Оценить общие физико-географическая характеристики такие как: географическое положение, государственно - политическое устройство, административное деление и история страны. Произвести хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, рельефа, климата, флоры и фауна.

Содержание работы

Часть 1 4
Введение 4
Часть 2 5
Общая физико-географическая характеристика 5
2.1 Географическое положение 5
2.2 Государственно - политическое устройство 8
2.3 Административное деление 14
2.4 История Страны 15
Часть 3 19
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов 19
3.1 Рельеф 19
3.2 Климат 21
3.3 Флора 23
3.4 Фауна 24
Часть 4 25
Население 25
4.1 Численность, плотность и состав населения 25
4.2 Религия 27
4.3 Культура 28
4.4 Язык 29
Часть 5 30
Экономическая характеристика 30
5.1 Экономика 30
5.2 Промышленность 32
5.3 Полезные ископаемые 36
5.4 Энергетика 37
5.5 Сельское хозяйство 42
5.6 Транспорт и связь 46
5.7 Экспорт и импорт 50
Часть 6 53
Россия и Нидерланды 53
6.1 Отношения 53
6.2 Торгово-экономическое сотрудничество 53
Часть 7 56
Заключение 56
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

Экрномико_географичекое_положение_Нидерландов.doc

— 2.86 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет»

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра «Мировая экономика»

 

 

 

Курсовая работа

по теме «Экономико-географическое положение Нидерландов»



Специальность:  080100 «Мировая экономика»

Выполнил студент           в2078/40                                                  Капецкий Е.А.


Преподаватель         ст.преподаватель                                          Шагурин С.В.


Оценка/зачет


 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1

  Введение

 

Цель работы - провести экономико-географическую характеристику королевства Нидерланды.  Оценить  общие физико-географическая характеристики такие как: географическое положение, государственно - политическое устройство, административное деление и история страны. Произвести хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, рельефа, климата, флоры и фауна. Рассмотреть численность, плотность и состав населения, религии, культуры и языки, использующиеся на территории страны. Дать характеристику для: экономики, промышленности, добычи полезных ископаемых, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, экспорта и импорта. А также разобрать существующие отношения между Россией и Нидерландами.

Объектом исследования является государство Нидерланды. Оценки площади Нидерландов существенно различаются. С учетом внутренних вод, рек, озер и каналов-она составляет 41473 квадратных километра, а без крупных акваторий ( шириной свыше 6 метров )-33923 квадратных километра. Имеется и промежуточный показатель-площадь общин страны-37291 квадратный километр. По результатам эта страна немного превышает соседнюю Бельгию, но уступает таким европейским государствам, как Дания и Швейцария.

Площадь Нидерландов постоянно  увеличивается путем осушения прилегающих  частей шельфа. На землях, отвоеванных  у моря, проживает значительная часть  населения страны. Недавно осушенные  районы озера Эйсселмер в 1986 г. объявлены 12-й провинцией Нидерландов. Во владении Нидерландов обширный южный сектор Северного моря с богатыми запасами нефти и природного газа. Положение морских границ в этом районе утвержденно решением Международного суда в 1969 году.

Нидерланды являются высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством и входят в первую десятку промышленно развитых западных стран. В последние годы валовой внутренний продукт (ВВП) превышает 550 млрд. гульденов, что обеспечивает доход на душу населения выше среднего в Европейском Союзе. Хотя население Нидерландов составляет всего 4,5% от общего населения ЕС, на долю валового внутреннего продукта этой страны приходится 5,1 % от всего ВВП Европейского Союза.

Уровень инфляции в Нидерландах - один из самых низких среди западноевропейских стран: в 1993 и 1994 гг. он не достигал 3%. Это свидетельствует, в частности, о том, что голландская экономика лучше многих других выдержала испытания в процессе циклического кризиса начала 90-х годов. Важную роль в экономике страны играют вывоз капитала, внешняя торговля и морской транспорт. По экспорту капитала в расчете на душу населения Нидерланды занимают 3-4 место в мире. Нидерландский внешнеторговый оборот составляет 13,5% суммарного объема внешней торговли стран ЕС.

Часть 2

Общая физико-географическая характеристика

2.1 Географическое положение

 

(рис. 1) Географическое положение.

Нидерланды - довольно маленькая страна. По площади она меньше Московской области , и сейчас занимает занимает территорию порядка 41,5 тыс. кв. км , 40% которой  ниже уровня моря. Государство состоит из западноевропейской части и территории Антильских островов Бонайре, Саба и Синт-Эстатиус. В Западной Европе территория омывается Северным морем (длина береговой линии — 451 км) и граничит с Германией (577 км) и Бельгией (450 км). Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый статус, Нидерланды составляют государство -Королевство Нидерландов. Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерландов, принятой в 1954 году.

Нидерланды часто называют «Голландией», что официально неверно. Южная и Северная Голландия —  это лишь 2 из 12 провинций Нидерландов. Исторически это были две самые  развитые провинции и самые известные  за пределами Нидерландов, поэтому  на многих языках Голландией часто называли всю страну. В русском языке широкое распространение это название получило после визита Петра I и его свиты в Нидерланды. Интересы высоких гостей по понятным причинам касались только самой технически развитой части страны — Голландии, только её они и посетили; рассказывая дома о визите, сплошь и рядом его цель называли именно так, не упоминая названия государства в целом.

По площади  Нидерланды (кроме микро-государств) превосходят только Албанию, Бельгию  и Люксембург. Протяженность с Запада на Восток составляет примерно 200, а с Севера на Юг 300 километров. Примечательно, что площадь Нидерландов - величина не постоянная. Ее  заболоченные территории постоянно осушаются и отвоевываются у моря новые земли. В 1950 году территория страны занимала 32,4 тысячи, в 1980 - 37,5 тысячи, на сегодняшний момент - 41,5 тысячи квадратных километров. И на такой небольшой площади проживает  16,35 миллиона человек (2010 г.).

 

Название «Нидерланды» в переводе означает «нижние земли», однако переводить его буквально неправильно, поскольку, по историческим причинам, этим термином принято называть территорию, примерно соответствующую сегодняшним Нидерландам, Бельгии и Люксембургу (Бенилюкс). В конце Средневековья, область, которая располагалась в низовьях рек Рейн, Маас, Шельда, вдоль побережья Северного моря стали называть «Приморскими низинными землями» или «Низинными землями».

Официальной столицей государства, согласно конституции Нидерландов, является Амстердам, где монарх приносит присягу на верность Конституции. Однако, фактической столицей является Гаага, где расположены парламент и правительство, а также большинство посольств иностранных государств. Другие важные города: Роттердам — самый большой порт страны и один из крупнейших портов мира, Утрехт — центр железнодорожной системы страны и Эйндховен — центр электроники и высоких технологий. Гаага, Амстердам, Утрехт и Роттердам составляют агломерацию Рандстад, где проживает примерно 7,5 миллионов человек.

(рис. 2) Система дамб.

По сути своей Голландия – уникальная страна. Человек, путем огромных усилий отвоевал у моря, шаг за шагом большую часть суши, и продолжают ее отвоевывать, создавая так называемые польдеры – осушенные участки земли. Делается польдер очень сложно и долго. Насыпью отгораживают часть моря, озера или болота. Затем откачивают соленую воду и снимают верхний слой грунта. Вместо этого привозят новую землю. Старую землю оставлять нельзя, так как почва просолена, и грунтовые воды могут подняться и уничтожить все живое.

 

Статистика:

 

Площадь:

  •     Общая площадь — 41 526 км²
  •     Суша — 33 883 км²
  •     Внутренние воды — 7 643 км²

 

Территориальные воды:

  •     Территориальные воды — 12 морских миль
  •     Специальная морская зона — 24 морских миль
  •     Исключительная рыболовная зона — 200 морских миль

 

 Границы:

  • Общая протяжённость границы — 1 027 км

        с Бельгией — 450 км

        с Германией — 577 км

  • Береговая линия — 451 км

 

 Крайние  точки:

  •     Самая низкая точка — Зёйдпласпольдер −7 м
  •     Самая высокая точка — Ваалсерберг 322 м
  •     Самая северная точка — остров Роттюмерплат
  •     Самая западная точка — город Синт-Анна-тер-Мёйден

2.2 Государственно - политическое устройство

 

Государственное устройство

 

              

(рис. 3) Флаг и герб Нидерландов.

Королевство Нидерландов  – конституционная монархия с демократической парламентской системой. Ныне действующая конституция принята парламентом 17 февраля 1983 года, и заменила конституцию 1814 года. Глава государства – королева Беатрикс (династия Оранских-Нассау), вступила на престол 30 апреля 1980 г.  
 
Главой государства является Король (Королева). Королевское звание передается по наследству. Наследником Короля считается старший сын. Если окажется, что прямых наследников нет, глава государства может быть назначен актом парламента. Подобное решение принимается на объединенной сессии обеих палат.  
 
В соответствии с Конституцией монарх назначает главу исполнительной власти — премьер-министра - лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах, и по его представлению - других членов кабинета, принимает также отставку кабинета, открывает ежегодные парламентские сессии. Каждый год в третий вторник сентября в День принцев, на объединенной сессии парламента Королева произносит «Тронную речь». В ней излагаются основные направления политики правительства на предстоящие годы. После этого Министр финансов вносит на рассмотрение Второй палаты Генеральных Штатов государственный бюджет.  
 
Кроме того, монарх утверждает законопроекты, руководит внешними сношениями, обладает правом помилования. Однако полномочия Короля во многом носят формальный характер, так как значительное число его функций осуществляет правительство. Особа Короля неприкосновенна. Монарх глава консультативного органа - Государственного совета. Это старейший учрежденный в 1531 году и один из наиболее важных государственных органов. В состав Совета кроме монарха входят заместитель председателя и 28 членов, по рекомендации министра внутренних дел и после совещания с министром юстиции.

Правительство должно заслушивать  мнение этого совета по каждому законопроекту и проекту каждого всеобщего административного распоряжения, а также по каждому договору, выносимому на утверждение парламента. Государственный Совет может также и сам выдвигать предложения по вопросам законодательства и исполнительной власти. Впрочем, рекомендации Государственного Совета не являются для правительства обязательными. Совет разделен на отделы, каждый из которых связан с каким-либо министерством. 
 
Могут также назначаться еще максимально пятьдесят «специальных» государственных советников. Государственные советники, имеющие особые заслуги перед обществом, могут назначаться Королевой на эту должность пожизненно.  
 
Руководство деятельностью Совета осуществляет вице-председатель. Наследный принц или принцесса являются членами Совета с восемнадцати лет. Если в случае кончины Королевы наследник престола или регент отсутствует, Государственный Совет осуществляет королевские полномочия в период их отсутствия. Помимо этого, Совет выступает в роли высшей юридической инстанции в вопросах административного права. 
 
Законодательную власть совместно с Королем осуществляет парламент – Генеральные штаты, состоящий из 2 палат (Первой и Второй). В составе Первой (верхней) палаты — 75 депутатов, избираемых провинциальными штатами (советами) на основе пропорционального представительства на 4 года. Вторая палата (150 депутатов) избирается путем прямых выборов по партийным спискам при всеобщем, равном и тайном голосовании на основе пропорционального представительства на четыре года.  
 
Парламент собирается на очередные сессии не реже одного раза в год. В случае необходимости Король может созвать чрезвычайную сессию. Заседания палат проводятся публично, однако по требованию депутатов может быть объявлено закрытое заседание. Все решения принимаются абсолютным большинством голосов депутатов, участвующих в голосовании. Полномочия палат неодинаковы: Вторая палата играет более важную политическую роль в государственном механизме. Премьер-министр (глава правительства) должен получить поддержку большинства ее членов. Cформировав правительств, Премьер-министр представляет во Вторую палату декларацию правительства. Она выносит декларацию на голосование. И если кабинет получает доверие палаты, то он может приступать к своей деятельности. Министры располагают доверием парламента до тех пор, пока палата не принимает предложение о вынесении вотума недоверия.  
 
Вторая палата может вносить поправки в конституцию и утверждать законы. Первая палата может только принять или отклонить законопроект. Любой законопроект, внесенный правительством или депутатом парламента, должен быть принят обеими палатами. Затем он направляется на утверждение Королю. Законопроект, получивший королевское утверждение, вступает в силу через 20 дней после опубликования. Обе палаты могут вести рассмотрение каких-либо вопросов независимо от правительства.  
 
Кроме того, обе палаты имеют право: утверждения всех доходов и расходов государства согласно внесенному правительством бюджету. Каждый год в правительство представляет парламенту государственный бюджет на предстоящий год; право запроса, т.е. любой член палаты, который хочет провести обсуждение с тем или иным министром по интересующему его вопросу, должен запрашивать согласие на это со стороны палаты. Кроме того, право задавать вопросы министрам и государственным секретарям. В Первой палате вопросы и ответы представляются в письменном виде. Право задавать вопросы для членов Второй палаты предусматривает, наряду с письменной формой, также и очный вариант, дающий возможность проведения кратких дебатов. На поставленные вопросы должен быть представлен ответ. Министр может отказаться предоставить запрошенную информацию только, если это связано с национальными интересами; также парламент может по определенным делам проводить независимое от правительства расследование. Он может поручить его проведение парламентской следственной комиссии.  
 
Исполнительная власть осуществляется кабинетом во главе с премьер-министром, который формирует правительство, руководит его деятельностью и несёт за неё ответственность. Премьер-министр обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны, представляет Нидерланды на международной арене. Обычно каждый министр получает свой портфель (в Нидерландах функционируют 14 министерств) или отдел правительства, который находится в его ведении. Министр по сотрудничеству с развивающимися странами, Министр по административным реформам и Королевскому Дому и Министр по делам иностранцев и интеграции являются министрами без портфеля, то есть, в их ведении нет министерств. Первый из них связан по роду своей деятельности с министерством Иностранных Дел, второй – с министерством Внутренних Дел и Королевского Дома, а третий – с министерством Юстиции. 
 
Также существует должность Государственный Министр, но он является не должностным лицом, а носителем почетного титула, в исключительных случаях присваиваемого Королевой, как правило, бывшим министрам. 
 
Министры имеют право присутствовать на заседаниях палат и принимать участие в дискуссиях. 
 
В 1982 году в Нидерландах введена должность национального омбудсмана. Независимый орган, контролирующий отношения между органами власти и гражданами. Каждый может обратиться непосредственно к омбудсману с просьбой о проведении расследования действий того или иного органа власти. Омбудсман может проводить расследования и по собственной инициативе. Отчет о результатах расследования он придает гласности, сопровождая его своим заключением о действиях властей. Отчет может также содержать определенные рекомендации. Омбудсман назначается Второй палатой парламента на срок шесть лет. Он действует совершенно независимо и отчитывается перед палатой. 
 
Контроль за использованием государственных финансовых средств осуществляет всеобщая Счетная палата. Палата ведет контроль поступлений и расходов правительства, министерств, предприятий полугосударственного сектора и юридических лиц, в финансовой деятельности которых участвует государство. Критериями при осуществлении контроля являются правомерность и целесообразность финансовой деятельности. Счетная палата состоит из трех членов, одного из которых правительство назначает ее президентом. Эти назначения являются пожизненными. Годовой отчет Счетной палаты представляется на рассмотрение правительства и парламента, а затем публикуется. 
 
Охарактеризовав государственное устройство Королевства Нидерландов, следует подчеркнуть его устойчивость и четкое взаимодействие различных звеньев государственного аппарата, строгое соблюдение законов, прав и свобод личности, что нередко дает основания считать Нидерланды образцом демократического правового государства.

 

Политическая  устройство

 

Партийно-политическая система  Нидерландов характеризуется высокой  степенью стабильности и консенсуса. Крупных партий насчитывается 16; 7 из них в последние 20 лет были хотя бы раз представлены в парламенте.  
 
В Нидерландах большое количество политических партий, что связано, в частности, с низким избирательным барьером в рамках системы пропорционального представительства. 
 
Крупнейшая политическая партия страны – Христианско-демократический призыв. Образована в 1980 г. в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной, Антиреволюционной (протестантской) и Христианско-исторического союза (реформаторского). ХДП отстаивает традиционные ценности, частную собственность и свободное предпринимательство. Призывает к ограничению государственного вмешательства в экономике при продолжении активной социальной политики. Входит в международные объединения христианско-демократических партий и Европейскую народную партию. 
 
Праволиберальная партия Народная партия за свободу и демократию (НПСД) была образована в январе 1948 г. Партия выступает за развитие свободного рынка, сокращение государственного вмешательства в экономику и поддержку свободного предпринимательства. Входит в международное и европейское объединения либеральных партий.

«Демократы-66» – леволиберальная  политическая партия, созданная в  октябре 1966 г. Выступает с позиций  социального либерализма и радикальной  демократии. Партия призывает к проведению политических реформ, к сочетанию либеральных принципов индивидуальной свободы с активной социальной политикой и солидарностью.  
 
Социал-демократическая партия - партия труда (ПТ), которая оформилась в феврале 1946 г., выступает за проведение прогрессивных реформ конституционными методами, расширение социальной политики государства с целью обеспечить большее социальное, политическое и экономическое равноправие всех граждан. В настоящее время начала пересматривать прежние позиции в пользу усиления государственного регулирования.  
 
В результате объединения небольших левых организаций в 1989 г. возникла партия «Зеленые левые». Политическая партия, выступавшая под лозунгами социализма, пацифизма и защиты окружающей среды. Политической партии радикалов (основанной в 1968 г.), Пацифистской социалистической партии (образованной в 1958 г.), Коммунистической партии Нидерландов (основанной в 1918 г.) и Евангелической народной партии (созданной в 1981 г.). О своей приверженности леволиберальным принципам, в частности принципу «мультикультурного» общества в 2004 г. заявило руководство партии. 
 
В 2001 г. в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза был основан Христианский союз (ХС). Придерживается консервативной позиции по вопросам абортов, эвтаназии и гомосексуальных браков, при этом выступает с социал-демократических позиций в вопросах экономики и защиты окружающей среды. 
 
Помимо основных политических партий, в Нидерландах действуют местные Фризская национальная партия, Партия Нового Лимбурга, Партия Севера; «Интернациональные социалисты», Социалистическая рабочая; а также: Альянс за обновление и демократию; «Жизнеспособные Нидерланды», «Устойчивые Нидерланды», Гуманистическая партия и др. 
 
Особенность Нидерландов - постоянное отсутствие у какой-либо одной партии абсолютного парламентского большинства, обусловливающее создание коалиционных правительств. Они включают обычно 2, реже 3 партии.  
 
Партии, составляющие коалиции, далеко не всегда близки друг другу по политической ориентации. Но национальная традиция консенсуса, умение уважать разные интересы и увязывать их в переговорном процессе, каким бы трудным он ни был, позволяли создавать устойчивые и работоспособные правительства. Исключением стал Список Пима Фортейна – правая организация, выступающая против иммиграции. Основана в 2002 г. убитым вскоре правоэкстремистским политиком П. Фортейном под лозунгами прекращения притока иммигрантов, «не интегрирующихся» в нидерландскую культуру (особенно мусульман), более решительной борьбы с преступностью, сокращения бюрократии в государственном управлении, улучшения работы школ и медицинских учреждений. На выборах 2002 г. партия добилась крупного успеха, став второй по величине политической силой страны. На выборах 2003 г. партия смогла получить лишь 5,7% голосов. В 2004 между депутатами партии и руководством организации произошел раскол. 
 
Что касается финансирования партий, то они должны сами обеспечивать свое финансирование. Их доходы определяются взносами, которые платят их члены. Иногда партии получают дарственные взносы со стороны предпринимателей. Информация об этих взносах должна предаваться гласности. Политические партии получают субсидию от государства, предназначенную для финансирования трех специальных видов деятельности: научно-исследовательские бюро, которые публикуют научные журналы и организуют конгрессы; учебные и культурно-образовательные учреждения, в том числе для братских партий в Центральной и Восточной Европе; политические молодежные организации. 
 
Премьер-министром с 22 июля 2002 года по 14 октября 2010 года являлся лидер Христианско-демократического призыва Ян-Петер Балкененде. 22 февраля 2007 года он сформировал свой четвёртый кабинет министров: коалицию Христианско-демократического призыва, Партии за труд и малой партии Христианский союз (6 мест в парламенте). Заместителями Балкененде в правительстве стали лидер Партии за труд Ваутер Бос и лидер Христианского союза Андре Раувут.

Информация о работе Экономико-географическое положение Нидерландов