Экономико-географическое положение Нидерландов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести экономико-географическую характеристику королевства Нидерланды. Оценить общие физико-географическая характеристики такие как: географическое положение, государственно - политическое устройство, административное деление и история страны. Произвести хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, рельефа, климата, флоры и фауна.

Содержание работы

Часть 1 4
Введение 4
Часть 2 5
Общая физико-географическая характеристика 5
2.1 Географическое положение 5
2.2 Государственно - политическое устройство 8
2.3 Административное деление 14
2.4 История Страны 15
Часть 3 19
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов 19
3.1 Рельеф 19
3.2 Климат 21
3.3 Флора 23
3.4 Фауна 24
Часть 4 25
Население 25
4.1 Численность, плотность и состав населения 25
4.2 Религия 27
4.3 Культура 28
4.4 Язык 29
Часть 5 30
Экономическая характеристика 30
5.1 Экономика 30
5.2 Промышленность 32
5.3 Полезные ископаемые 36
5.4 Энергетика 37
5.5 Сельское хозяйство 42
5.6 Транспорт и связь 46
5.7 Экспорт и импорт 50
Часть 6 53
Россия и Нидерланды 53
6.1 Отношения 53
6.2 Торгово-экономическое сотрудничество 53
Часть 7 56
Заключение 56
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

Экрномико_географичекое_положение_Нидерландов.doc

— 2.86 Мб (Скачать файл)

(Табл. 2)

 

В 2008 г. бюджет субсидии SDE был достаточным для покрытия 18 МВт запросов на солнечную электроэнергию. На новом этапе субсидирования (SDE 2009) обстановка несколько изменилась. Во-первых, субсидия стала теперь доступна не только для малых систем (до 3,5 кВт включительно), но и для несколько больших систем (до 100 кВт включительно). Во-вторых, максимальный период между утверждением заявки на субсидирование и действительной установкой сократился до полутора лет. Общий бюджет остался примерно тот же и позволил льготно ввести еще 20 МВт.

Солнечное отопление

В табл. 3 показан вклад  солнечного отопления в возобновляемую энергетику крытыми и открытыми системами. Общий вклад солнечного отопления в возобновляемую энергетику Нидерландов (с учетом ограниченного использования первоначальной энергии) составляет 0,8%.

 

 

 

 

 

(Табл.3)

 

Как и для солнечной  электроэнергии, субсидии для солнечного отопления были установлены в 2008 г.: субсидии для возобновляемого отопления в уже существующих домах. Планируется, что субсидия продлится до 2012 г. и ее бюджет обеспечит примерно 50…60 тыс. систем солнечного отопления.

Тепло окружающей среды

Получение энергии из тепла и холода окружающей среды  сравнительно быстро растет. Тем не менее вклад в общую возобновляемую энергетику все еще ограничен  примерно 5%.

Примечательно, что рост этого источника энергии не связан со строгим порядком выплаты субсидий, таким как MEP (качество окружающей среды при производстве электричества) для возобновляемой электроэнергии. Основная финансовая поддержка государства – это налоговые льготы по инвестициям в энергетику (EIA), по которым 44% количества инвестиций не облагаются налогом. Если предприятие дает значительную прибыль, это значит, что грант от общего количества инвестиции составит 11%. Энергетические стандарты для зданий также продвигают использование тепла окружающей среды.

Тепловые насосы

В соответствии с Протоколом мониторинга возобновляемой энергетики тепловые насосы считаются источником возобновляемой энергии в том  случае, если тепло, которое они используют, не образовано путем сжигания природных  ископаемых. На практике возобновляемые тепловые насосы главным образом используются в жилых и нежилых зданиях, а также в сельском хозяйстве. В табл. 4 представлен темп роста использования тепловых насосов в качестве возобновляемых источников энергии. Резкий скачок количества тепловых насосов произошел в 2006 году (рост более чем на 4 тыс.) до 12,3 тысяч. Общая установленная мощность по выработке тепла составляет почти 400 МВт. Общий вклад тепловых носов в вырабатываемую альтернативную энергию примерно 4%.

(Табл. 4)

Большинство тепловых насосов установлены в нежилых помещениях и в теплицах. Резкий рост в последние годы большей частью коснулся нежилых зданий. Это в основном реверсивные тепловые насосы, многие из них типа воздух–воздух, которые покупаются главным образом для охлаждения зданий.

Часть тепловых насосов применяются в сочетании с аккумулятором тепла/охлаждающей камерой. Это стандартные тепловые насосы и реверсивные насосы типа вода-вода. Количество возобновляемой энергии, получаемой за счет аккумуляторов тепла/охлаждающих камер, также сильно увеличилось в последние годы, что объясняет рост продажи тепловых насосов.

Примечательно, что новая  установленная мощность тепловых насосов  в быту в 2008 году увеличилось в  два раза.

В бытовых условиях используется одна шестая всей установленной мощности. Порядок выплаты субсидий на установку тепловых насосов в уже построенных домах был установлен в сентябре 2008 года. Он касается только тех тепловых насосов, которые поставляют свое тепло в центральную отопительную систему, из которой затем энергия передается по воде (например, в радиаторы или для напольного обогрева). По состоянию дел на апрель 2009 года было подано только лишь 100 заявок.

5.5 Сельское хозяйство

 

Несмотря на индустриализацию Нидерландов, важную роль в экономике  государства продолжает играть агропромышленный комплекс. Однако сельское хозяйство в Нидерландах из-за неблагоприятных природных условий имеет весьма избирательный и высокоспециализированный характер. Предпочтение отдается племенному животноводству, производству молочных продуктов и выращиванию овощных и садовых культур на экспорт. 
 
Сельское хозяйство Нидерландов – высокопродуктивное, с резко выраженной экспортной направленностью. По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Нидерланды занимают первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в стоимостном выражении в три раза больше, чем в среднем по странам ЕЭС. Под сельскохозяйственные угодья отведено 50% территории страны. 
 
За почвой осуществляется тщательный уход, неосвоенных (бросовых) земель нет. Все хозяйства электрифицированы, во многих из них используются компьютеры и системы автоматизации. По применению минеральных удобрений Нидерланды занимают 1-е место в мире и одно из первых - по темпам прироста сельскохозяйственной продукции.

Основой сельскохозяйственного  сектора экономики Нидерландов  являются семейные фермерские хозяйства. Голландские хозяйства характеризуют  высокий уровень интенсификации и наукоемкости производства, организованности и эффективности труда, что обеспечивает даже мелким фермерам достаточные доходы. Кроме того, семейные фермерские хозяйства сохраняют свои устойчивые позиции благодаря существованию сильных кооперативов. Большое внимание нидерландские фермеры уделяют селекционной работе, в стране функционируют многочисленные сельскохозяйственные школы. Самая первая в Европе усовершенствованная сельскохозяйственная школа была создана в 1918 г. в Вагенингене. 
 
Основной формой землевладения является частная собственность (65% с/х земель). Земля приобретается на основе рыночных цен, ее стоимость определяется преимущественно эконом. факторами (плодородие, местоположение, наличие инфраструктуры). Одной из функций земли, находящейся во владении фермера, является ее использование в качестве залога для получения банковского кредита от фермерского кооперативного банка «Рабобанк». Важную роль в с/х играют арендные отношения. Аренда, которая может быть бессрочной и ограниченной по времени, способствует росту масштабов производства в фермерских хозяйствах и тем самым — повышению его экономической эффективности. 
 
Растениеводство представлено зерновыми (посевные площади - 806 тыс. га). Пшеницу и ячмень возделывают на глинистых почвах в северных и западных районах. В этих же районах и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. Выращиваются также кукуруза на силос как кормовая база для животноводства, картофель, лук. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий.  
 
Почти 25% продукции сельского хозяйства обеспечивают огородничество, цветоводство, садоводство. Овощная продукция очень разнообразна: цветная и брюссельская капуста, цикорий, морковь, разнообразные салаты; в теплицах - снимают большие урожаи винограда и томатов, также выращивают огурцы, перец, шампиньоны.  
 
Чтобы защитить растения от болезней и вредных насекомых, в настоящее время используется большое количество природных средств (естественных врагов), благодаря чему применение химических средств защиты растений может быть ограничено. При биологически чистом ведении сельского хозяйства почти не используются химически синтезированные средства защиты растений и искусственных удобрений. Объем биологически чистого земледелия довольно скромен, хотя можно наблюдать определенный его рост. Чтобы добиться усиления этой тенденции, ведется работа по улучшению системы сбыта, по достижению конкурентоспособных цен на биологически чистые продукты и по повышению качества ведения хозяйства. 
 
Сельскохозяйственная торговля предоставляет возможность занятости почти 80000 человеко-лет, значительная часть из них непосредственно в сфере международной торговли.

Объемы экспорта сельхозпродукции и продуктов питания Нидерландов  значительно превышают объемы импорта. Среди экспорта наряду с земледельческой  продукцией большую долю имеют растениеводство  и животноводство. Почти половину экспорта составляют переработанные продукты. Другая половина приходится на непереработанную продукцию (продукцию растениеводства) и неголландские продукты.

В торговле сельхозпродукцией  в ЕС Нидерланды занимают лидирующую позицию. В отличие от Нидерландов ЕС является чистым импортером сельхозпродуктов.

В последнее время  активно развивается сотрудничество Голландии и России в агропромышленном комплексе. Нидерланды планируют расширить  свои инвестиции в российский агробизнес. Это связано с перспективностью российского рынка и значительным потенциалом сельского хозяйства в России. И несмотря на значительные различия в законодательствах России и Нидерландов и большие трудности, возникающие в процессе таможенного оформления при ввозе, голландские компании намерены расширить свои представительства в России.

Цветоводство

Выращивание цветов всегда имело огромное значение для экономики  Нидерландов. В стране существуют давние традиции цветоводства. Опыт и технологии передаются из поколения в поколение. В этом секторе существует высокая конкуренция. Цветоводство для многих - семейный бизнес. В Нидерландах существует эффективная система распространения, которая поощряет специализацию в этом секторе и способствует производству огромного количества цветов, которые всегда пользуются спросом на внутреннем и мировом рынках.

 
Индустрия цветоводства Нидерландов  занимает ведущее место в мире как по объему, так и по ассортименту. Основной объем производства приходится на луковичные цветы (тюльпаны, гладиолусы, нарциссы, лилии, гиацинты). Их площади в открытом грунте составляют 16,4 тыс.га. В теплицах (5,2 га) выращиваются цветы на срез (хризантемы, розы, фрезии, гвоздики). Только тюльпанов в стране выведено около 800 видов, астр - 250 видов. Предметом экспорта являются также семена и рассада. «Царство цветов» находится около Харлема, на осушенном в XX в. морском дне. 
 
С 16 оптовых цветочных аукционов срезанные цветы отправляются во многие страны Европы, включая РФ. Цветочные луковицы различных сортов продаются почти во всех странах мира. Вывоз цветов из Голландии составляет 65% от мирового экспорта цветов, что дает стране значительные доходы.

Птицеводство

Специализированные птицеводческие хозяйства начали развиваться в  Нидерландах в 50-60-х годах. Снятие ограничений со стороны правительства на количество животных, которое может содержать фермер, а также ведомственная свобода привели к значительным успехам птицеводства как специализированного сектора сельского хозяйства. Выведение новых пород, новых методов ведения хозяйства, механизация и компьютеризация позволяют увеличить эффективность птицеводческих хозяйств.

Овощеводство 

Овощи, выращиваемые в  условиях теплиц, составляют 7,5% от общей  продукции сельскохозяйственного  сектора. Три четверти этой продукции  экспортируется по всему миру. Широкий ассортимент овощей выращивается в теплицах в соответствии со спросом. При этом используются экологически чистые методы выращивания при сохранении высокого качества и низкой цены. Такие результаты были достигнуты благодаря многовековому опыту голландских производителей тепличных культур. Также большое внимание уделяется эффективной доставке, благодаря которой потребители в любой части мира могут наслаждаться изобилием свежих овощей, выращенных в теплицах Нидерландов.

Нидерландские овощи отличаются высоким качеством и на европейских рынках пользуются не меньшим спросом, чем овощи из средиземноморских стран. Основные районы овощеводства - Северная и Южная Голландия. Северный Брабант и Лимбург. Наиболее распространенные плодовые культуры - яблоня, груша, вишня и слива, а из ягодных культур - земляника, малина, смородина. В теплицах выращивают виноград, персики, сливы. Фруктовые сады сосредоточены главным образом в западных и южных частях страны - на запале Северного Брабанта, юге Гелдерланда (район Белове) и в Лимбурге.

Животноводство

Важнейшее направление  развития аграрной сферы – молочное животноводство на мощной естественной кормовой базе, определяемой благоприятными природными ресурсами. Кроме того, ведётся  активная селекционно-племенная работа, направленная на повышение продуктивности скота. Породы голландского крупного рогатого скота отличаются очень высокой продуктивностью (средние надои - свыше 9 тыс. л). Существенная часть молока перерабатывается сыроваренной, маслодельной промышленностью, идёт на производство сухого и сгущённого молока. В мясном животноводстве преобладает свиноводство (13,1 млн. голов) и птицеводство (106 млн. бройлерных цыплят). Сохраняется значение овцеводства (1,3 млн. голов).

Нидерландские фермеры  постоянно стремятся оптимизировать продуктивность и здоровье своего скота. В данное время значительную долю в голландский экспорт вносит интенсивное животноводство, но в последнее время наметилась тенденция к переходу к менее интенсивным, или альтернативным, системам. 

 

Рыболовство

В рыболовстве главными направлениями являются морское  и прибрежное. Наряду с этим ведется  культивирование моллюсков, рыболовство  на внутренних водоемах, разводятся водные культуры. Морское и прибрежное рыболовство  ведется с помощью современного флота, состоящего из катеров и судов-морозильников (траулеров). Флот катеров ведет промысел морского языка, камбалы, трески, мерлана, сельди и креветок. В экономическом отношении наиболее важным в рыболовстве является промысел камбалы. Траулерный флот ведет промысел сельди, макрели (скумбрии) и хорсмакрели. Наряду с этим определенное значение имеет промысел моллюсков, которым занимаются, главным образом, в водах Зеландии (на юго-западе Нидерландов) и в Ваддензее (на севере). 
 
Для каждого члена Европейского Союза ежегодно устанавливается квота улова. Для определения размеров этой квоты Европейская Комиссия ежегодно заслушивает рекомендации биологов – специалистов по рыболовству, которые проводят исследования по определению запасов рыбы, то есть, превышают ли они так называемый Безопасный Биологический Минимум. Последние годы все больше внимания уделяется возобновляемому рыболовству. Так, например, побочный улов может быть ограничен посредством лучшего подбора сетей или благодаря использованию для промысла электрических возбудителей, позволяющих направлять рыбу в сети. При таком способе лова обеспечивается уменьшение вредного воздействия рыболовства на жизнь морского дна.

 

5.6 Транспорт и связь

 

Нидерланды всегда стремились играть важную роль в мировой торговле, тяготея, в основном, к посредническим операциям. Расположение на побережье Северного моря, три впадающие в него большие реки – Рейн, Маас и Шельда – все это позволило превратить страну в ворота Европы. Образование Европейского сообщества очень выгодно сказалось на нидерландской экономике. Центральное положение Нидерландов в европейской дистрибутивной системе привлекает в страну международные предприятия, открывающие здесь свои офисы. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным «распределительным» центром Западной Европы, они превратились в важнейший в Европе перевалочный пункт нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов.  
 
Голландия располагает передовой транспортной системой, основой которой являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в мире) и Амстердам, а также международный аэропорт "Схипхол" (самый быстро развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли около 300 млн. т. грузов. 
 
Водный транспорт занимает в стране центральное место. Тоннаж морского флота составляет 4,5 млн. тонн. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти. Роттердам стал главными воротами благодаря его благоприятному расположению - вблизи Северного моря, а также благодаря наличию отличной связи с континентом через Маас, Шельду и Рейн. В результате страна обладает превосходной водной транспортной сетью длиной в 3500 км

Внутренние судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим  водоизмещением около 5 млн. т. Голландский  флот на внутренних водах является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках составляет 65% грузооборота Нидерландов.  
 
При перевозке грузов в Нидерландах используется сложная система искусственно созданных водных путей трех основных категорий: двух огромных портов Роттердама и Амстердама; каналов, связывающих эти порты с Северным морем, и каналов, соединяющих разные районы страны.  
 
Для улучшения подходов с Северного моря к двум крупнейшим портам – Амстердаму и Роттердаму – еще в конце 19 в. были построены два канала. Нордзе-канал обеспечивает кратчайший выход из Амстердама в Северное море. Широкий и глубокий канал Ньиве-Ватервех протяженностью 27 км соединяет Роттердам с морем, прорывая дюнный пояс у Хук-ван-Холланда. 
 
В Амстердаме общая длина причалов составляет 39 км, половина из них предназначена для океанских судов. Порт подразделяется на две основные части: на востоке старый порт, который в прошлом открывался к Зёйдер-Зе (Эйсселмеру), и на западе – новый порт с более крупными, широкими и глубокими затонами, непосредственно связанными с Нордзе-каналом. 
 
Порт Роттердам состоит из одного небольшого затона на северном берегу канала Ньиве-Ватервег и трех крупных – на южном. Самая западная и наиболее современная часть порта Европорт, находится на осушенном участке дна Северного моря. Он был создан для доступа океанских судов, включая гигантские танкеры. В Роттердаме ежегодно разгружается приблизительно 200 млн. т грузов. Он является крупнейшим в мире портом по обслуживанию контейнеров и обеспечивает около трети всего морского фрахта стран ЕС. 
 
Для связи районов и крупных городов, не охваченных водными путями сообщения с реками Лек и Ваал (рукав Рейна), было принято решение о строительстве каналов. Именно такое назначение имеют каналы, созданные между реками Рейн и Эйссел на востоке и Маас и Ваал на северо-западе. Самым важным считают Амстердам-Рейн-канал, завершенный в 1952 г., который впервые обеспечил связь столицы Нидерландов с бассейном Рейна. 
 
Нидерланды обладают развитой сетью дорог — 120 тыс.км, из них 2100 км — скоростные автомагистрали, 2300 км — шоссейные дороги. Грузы перевозят 1,1 млн грузовиков; 18% перевозок — комбинированные. 
 
Объём перевозок голландского авиатранспорта в 2001 составил 73,5 млн пассажиро-км и 12,9 ткм грузов. Основная часть приходится на международный аэропорт Схипхол (Амстердам). 
 
Важным транспортным средством в Нидерландах по-прежнему является велосипед. В особенности, в больших городах велосипед является дешевым, здоровым и, к тому же, более быстрым альтернативным средством передвижения. Инструментом регулирования интенсивности использования автомобильного транспорта является система совместного использования одного автомобиля несколькими пассажирами и организация парковок у городской черты, к которым подведена сеть общественного транспорта. 
 
Протяжённость железнодорожной сети ок. 3000 км; примерно 77% электрифицировано. Железные дороги Н. осуществляют преимущественно пассажирские перевозки (в 2002 — 16 400 млн пассажиро-км и 4200 млн ткм грузов). 
 
Безопасность является важным аспектом в перевозке грузов. На сегодняшний день расширено сотрудничество между различными инспекционными службами, ужесточены требования, предъявляемые к транспортным перевозкам по воздуху, воде, железным и автомобильным дорогам. Предприняты особые меры по выведению транспортных узлов с повышенной опасностью за пределы густонаселенных зон. Такой подход используется в отношении сортировочных станций, туннелей и морских причалов. Контроль за осуществлением требований безопасности выполняет Инспекция по транспорту и водному хозяйству. 
 
Обязательным стало использование на грузовиках зеркал без мертвого угла. Такое зеркало позволяет водителю лучше видеть велосипедистов и пешеходов. Разработана система предупреждения водителей, срабатывающая в ситуации, когда водитель близок к засыпанию. Создана специальная технология эффективной загрузки грузовых машин, обеспечивающая снижение вероятности их опрокидывания. 
 
Нидерланды располагают наряду с международным аэропортом Схипхол еще несколькими аэропортами: Зестинховен под Роттердамом и Бейк под Маастрихтом. Воздушный транспорт продолжает расти. Важную экономическую роль в качестве главного аэропорта играет Схипхол. Возможное расширение и развитие Схипхола является в Нидерландах постоянным предметом общественных дискуссий. Столкновение интересов экономических с интересами окрестного населения и экологических организаций, оказывает большое влияние на планы развития аэропорта. Все большую роль в воздушном транспорте играют местные аэропорты. 
 
После террористических актов в США 11 сентября 2001 года приняты дополнительные меры по повышению безопасности. Это касается как оборудования аэропортов, так и диспетчерских центров и самих самолетов. Также и здесь важную роль в вопросах контроля и соблюдения мер безопасности играет Инспекция по транспорту и водному хозяйству.

Информация о работе Экономико-географическое положение Нидерландов