Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:40, реферат
Исторически первым шагом, с которого началось строительство Европейского Союза, послужило выступление министра иностранных дел Франции Роберта Шумана 1950 года в Париже. Предложения, озвученные им от лица своего правительства, в настоящее время принято называть «планом Шумана», а дата его оглашения – 9 мая 1950 года – отмечают как «День Европы», официальный праздник Европейского Союза.
1. Создание Европейских сообществ (50-е годы 20 века)
2. Организационное объединение Европейских сообществ (60-е годы 20 века)
3. Европейское политическое сотрудничество (70-е годы 20 века)
4. Единый европейский акт (80-е годы 20 века)
5. Создание Европейского Союза (90-е годы 20 века)
6. Европейский Союз на современном этапе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Институт международного бизнеса и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Международная экономическая интеграция»
на тему: «Этапы формирования ЕС»
Выполнила: студентка 5 курса
очной формы обучения ИМБИП
гр. 5440, Курмаева Мария
Проверила: Кузьмова Ю.С.
Баллы_________________________
Подпись_______________________
2012
Основне этапы формирования Европейского союза.
1. Создание Европейских сообществ (50-е годы 20 века)
1.1. План Шумана 1950 г.
Исторически первым шагом, с которого началось строительство Европейского Союза, послужило выступление министра иностранных дел Франции Роберта Шумана 1950 года в Париже. Предложения, озвученные им от лица своего правительства, в настоящее время принято называть «планом Шумана», а дата его оглашения – 9 мая 1950 года – отмечают как «День Европы», официальный праздник Европейского Союза.
Реальным автором данного
плана, однако, был другой политический
деятель Франции Жак Моне, в
то время комиссар по планированию
Французской Республики, затем –
первый Председатель Верховного органа
ЕОУС. Именно он считается «главным
архитектором» Европейских
Суть данного плана заключалась в следующем: «Французское правительство предлагает передать все франко-германское производство угля и стали под управление общего Верховного органа, в рамках организации, открытой для участия других стран Европы».
Речь шла о добровольном
ограничении суверенитета европейских
стран, учреждении нового – надгосударственного
(наднационального) органа политической
власти, в ведении которого должны
были перейти две, в то время, ключевые
отрасли тяжелой
Инициатива Моне-Шумана не ограничивалась, однако, данным предложением. В ней была заложена программа последующего развития и углубления интеграции в Европе. Именно она определит дальнейшее развитие Европейских сообществ и Европейского Союза. Эта программа известна сейчас под названием «коммунитарный метод».
«Коммунитарный метод» включает четыре основных положения.
Федеративная цель. «Путем объединения основных производств и создания нового Верховного органа … настоящее предложение (план Шумана) обеспечит создание первых реальных устоев Европейской федерации, необходимой для сохранения мира».
Постепенность интеграции. Федерация как конечная цель интеграционного процесса не означает немедленного учреждения Соединенных Штатов Европы. Речь идет о постепенном движении в заданном направлении – федерализации, которая продолжается и посей день.
С учетом многообразия и противоречивости Европы необходимо в первую очередь обеспечить «слияние неотъемлемых интересов», прежде всего на основе экономического объединения.
Интеграция как способ решения общественных проблем. Одно из главных отличий плана Шумана от других планов европейской интеграции – его ориентированность на практические задачи. Объединять Европу необходимо не ради одной лишь «высокой идеи», а для того, чтобы сделать лучше жизнь людей независимо от их места жительства и государственной принадлежности.
Соответственно деятельность интеграционной организации должна быть сосредоточена на решении насущных проблем, которые страны и народы не могут решить поодиночке. Практическое решение насущных проблем должно способствовать появлению фактической солидарности народов Европы, т.е. солидарности основанной не на декларациях и уговорах, а солидарности основанной на реальном росте благосостояния людей.
Первым таким начинанием стал общий рынок.
Ограничение
государственного суверенитета и создание
наднациональных органов
Как писал Жак Моне, - «Европа, состоящая из суверенных государств сама по себе не способна, при всей доброй воле ее руководителей, принимать разумные решения, необходимые для общего блага. Зато все становится возможным, если право принимать решения получат институты, призванные заботиться об общих интересах в рамках единых правил и на основании воли большинства».
1.2. Парижский договор 1951 года, создание Европейского объединения угля и стали.
Практическая реализация «плана Шумана» заняла около двух лет. Вскоре после выступления 9 мая 1950 года начала работу межправительственная конференция по выработке текста соглашения, 18 апреля 1951 года в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали.
Сторонами договора выступили: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. К вступлению в ЕУОС активно приглашали Великобританию, однако правительство в тот момент не было готово уступить свои суверенные права.
Договор о ЕОУС охватывал
три важнейшие сферы
Экономическая сфера. Здесь предусматривалось слияние национальных хозяйств в общий рынок, который распространялся только на угледобычу и сталелитейное производство.
Договор о ЕОУС не только провозглашал создание рынка и установление его гарантий (например, устранение таможенных пошлин, запрет на количественное ограничение движения товара). Правовой режим общего рынка одновременно включал в себя также единое регулирование основных аспектов экономической деятельности:
- инвестиции и помощь предприятиям;
- регулирование производства;
- ценовая политика;
- правила конкуренции и т.д.
Таким образом, общий рынок создавался как регулируемый рынок, т.е. с применением механизмов плановой экономики.
Политическая сфера. Договор о ЕОУС предусматривал создание общих органов власти, для обозначения которых был избран термин «институты».
Главным из них стал Верховный орган (ныне - Европейская комиссия). Он был наделен как правотворческими, так и административными полномочиями. В финансовой сфере Верховный орган был наделен правом устанавливать сборы, возлагаемые непосредственно на предприятия, а в отдельных случаях и полномочиями налагать на них штрафы.
Другим институтом стал Специальный совет министров (ныне - Совет Европейского Союза). В отличие от Верховного органа, Совет был создан в качестве органа выражения интересов отдельных государств-членов. В его состав входило по одному министру от каждой страны, и наделялись они весьма ограниченными полномочиями.
В качестве представительского органа создавалась Ассамблея (ныне – Европейский парламент), состоявшая из делегатов национальных парламентов и обладавшая в основном консультативными функциями.
Органом судебной власти ЕОУС стал наднациональный Суд (ныне – Суд Европейского Союза), в который получили право обращаться с исками не только государства-члены, но и частные (юридические и физические) лица.
Институционный механизм, созданный Парижским договором 1951 года, сохранился и поныне, но уже в качестве политической власти для всего Европейского Союза.
Юридическая сфера. Именно Договор о ЕОУС стал первым источником и положил начало формированию новой правовой системы, которая получила название – право ЕС. Принципиальным отличием данного Договора от других международных договоров явилось то, что он учреждал наднациональные органы, которые обладали правом издания нормативных и индивидуальных правовых актов, обязательных не только для стран-участниц, но и для частных лиц.
С этого Договора берет свое начало и другая важная составляющая права ЕС – прецедентное право, источником которой являются решения Суда Объединения.
Кроме того, в соответствии с Договором ЕОУС получило международную правосубъектность, т.е. право заключать международные договора от имени Объединения с другими странами и международными организациями, что послужило основой появления еще одной группы источников права, вошедших в право ЕС.
1.3. Римские
договоры 1957 года. Создание Европейского
экономического сообщества и
Европейского сообщества по
Договор о ЕОУС дал старт
процессу экономической, политической
и правовой интеграции стран Западной
Европы. Опыт по созданию общего рынка
для угля и стали показал
Это произошло 25 марта 1957 года в Риме, где был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Договор подписали те же шесть стран, которые входили в ЕОУС.
Договор о ЕЭС основывался на тех же принципах, что и Договор о ЕОУС.
В экономической сфере создавался общий рынок, который теперь охватывал все отрасти и секторы хозяйства. Учитывая большие масштабы преобразований был установлен переходной период – 12 лет, в течении которого принципы общего рынка постепенно должны были вводится в действие.
В политической сфере для руководства общим рынком и осуществления общей политики были учреждены институты ЕЭС. Моделью для них послужили институты ЕОУС с небольшими изменениями:
- главным правотворческим
(законодательным) органом ЕЭС
стал Совет, состоящий из
- аналог Верховного органа
ЕОУС – Комиссия ЕЭС – стала
исполнять, главным образом,
- статус Ассамблеи и
Суда ЕЭС был аналогичен
В юридической сфере еще в большей степени открылся путь для наднационального нормотворчества благодаря необходимости регулирования более широкого круга общественных отношений (вся экономическая и часть социальной сферы) как внутри Сообщества, так и в отношениях с иностранными государствами и международными организациями. Расширение круга регулируемых отношений неизбежно вело к росту объема обращений в Суд ЕЭС для разрешения спорных ситуаций, что приводило к развитию прецедентного права.
Одновременно с Договором о ЕЭС был подписан Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Инициатором подписания этого договора выступила Франция, которая раньше других стран начала проводить исследования в области ядерной энергетики, но быстро убедилась, что в одиночку это осуществить нельзя.
С учетом того, что оба договора готовились и подписывались одновременно, они имеют много общего. Особенно это заметно если сравнивать структуру, статусы и порядок функционирования институтов Евратома и ЕЭС (Совет, Комиссия, Ассамблея, Суд).
Отличия имеются, главным образом, в экономической сфере. Евратом, как и ЕОУС, является узкоспециализированной организацией. И хотя одной из целей его деятельности было создание общего рынка атомной энергии, основной упор делался на научные исследования и промышленное использование ядерной энергии. Именно этим вопросам посвящено большинство норм учредительного договора.
К особенностям Договора о Евратоме относятся так же положения в области собственности на расщепляющиеся материалы (все права собственности принадлежат Евратому) и положения об исключительно мирном характере проводимых исследований.
Таким образом, в течении 1950-х годов шесть западноевропейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) создали три Европейских сообщества: ЕЭС – общеэкономической компетенции; ЕОУС и Евратом – специальной (узкоспециализированной) компетенции.
2. Организационное объединение Европейских сообществ (60-е годы 20 века).