Этапы формирования ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Исторически первым шагом, с которого началось строительство Европейского Союза, послужило выступление министра иностранных дел Франции Роберта Шумана 1950 года в Париже. Предложения, озвученные им от лица своего правительства, в настоящее время принято называть «планом Шумана», а дата его оглашения – 9 мая 1950 года – отмечают как «День Европы», официальный праздник Европейского Союза.

Содержание работы

1. Создание Европейских сообществ (50-е годы 20 века)
2. Организационное объединение Европейских сообществ (60-е годы 20 века)
3. Европейское политическое сотрудничество (70-е годы 20 века)
4. Единый европейский акт (80-е годы 20 века)
5. Создание Европейского Союза (90-е годы 20 века)
6. Европейский Союз на современном этапе

Файлы: 1 файл

Этапы развития ЕС.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

5. Маастрихтский договор впервые на уровне учредительных договоров признал обязанность ЕС соблюдать основные права и свободы человека и гражданина, прежде всего те, которые закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Амстердамский  договор 1997 г.

Подписание Договора о  ЕС 1992г. ускорило процесс реформирования правовых основ Союза.

Непосредственно в самом  Маастрихтском договоре предусматривалось  проведение в 1996 г. конференции правительств государств-членов для внесения поправок в учредительные документы ЕС.

Результатом работы конференции  стало подписание в Амстердаме в 1997 г. документа под названием  «Амстердамский договор о внесении изменений в договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты» или кратко «Амстердамский договор 1997 г.»

Основные изменения и  дополнения, внесенные данным договором, следующие.

1. Был продолжен процесс расширения компетенции Европейских сообществ и Европейского Союза.

К сферам регулирования теперь стали относиться визовая, иммиграционная политика, вопросы предоставления убежища, политика занятости. Это произошло  благодаря включению в право ЕС положений Шенгенского и Дублинского соглашений, а также принятые на их основе нормативные акты и другие документы. Шенгенское право отныне превратилось в составляющую часть права Европейского Союза.

ЕС получил полномочия издавать нормативные акты по вопросам уголовного права и процесса.

Кроме того, отдельные государства-члены  Союза получили право делегировать институтам ЕС дополнительную компетенцию, не дожидаясь внесения поправок в  учредительные документы. Это стало  началом юридического закрепления, так называемого, «механизма продвинутого сотрудничества». Причиной появления такого механизма стали прецеденты отказа некоторых стран-членов Союза в осуществлении новых направлений сотрудничества в рамках ЕС. Самыми известными являются процесс подписания соглашения о социальной политике.

Соглашение о социальной политике, принято одиннадцатью  государствами-членами, за исключением Великой Британии, при подписании Маастрихтского договора. Стремление большинства государств-членов к углублению сотрудничества в социальной сфере через последующую передачу социальной политики в компетенцию Сообщества положениями Маастрихтского договора не было реализовано из-за сопротивления со стороны Великой Британии. Из-за этого государства-члены, за исключением Великой Британии, согласились на форму сближения социальных стандартов вне рамок Договора о Европейском сообществе, но с применением институционной системы Европейских сообществ. Договорной «мостик» от Соглашения о социальной политике к системе Сообщества был проложен Маастрихтским протоколом о социальной политике, положения которого делают возможным взаимодействие Соглашения с Договором через привлечение Совета, Комиссии, Европейского Парламента и Суда. Этот Протокол, приложен к Договору о Европейском Союзе по взаимному согласию всех государств-членов и является его неотделимой частью.

Этот прецедент явился основой появления так называемого партикулярного права Европейских сообществ («отдельное право Сообщества»), т.е. права положения которого распространяются не на все государства-члены Союза, но регулируется оно посредством институтов ЕС.

С появлением партикулярного права связано появление понятия «двухскоростная Европа». Это понятие отражает скорость и глубину интеграции отдельных стран-членов ЕС по сравнению с другими. Одни страны интегрируются быстрее, другие медленнее. 

2. Была продолжена институционная реформа.

Реформа направлена по пути расширения полномочий Европейского парламента и постепенная ликвидация права  вето представителей государств-членов при голосовании в Совете Европейского Союза.

3. Амстердамский договор впервые на уровне Союза закрепил общие принципы конституционного строя и установил санкции против государств-членов за их нарушение.

4. Амстердамский договор провел так называемое упрощение учредительных документов. Под «упрощением» понимают прежде всего устранение из текста Договора о ЕС устаревших положений, которые утратили свое значение на современном этапе, например о порядке создания общего рынка.

 

 

6. Европейский Союз на современном этапе

6.1. Хартия  Европейского Союза об основных  правах 2000 г. и Ниццкий договор 2001 г.

Во французском городе Ницца в 2001 г. состоялось подписание Соглашения о пересмотре Договора о Европейском Союзе и договор, учреждающих все три Европейские сообщества, получившего наименование Ниццкий договор 2001 г.

Целью договора было – завершить  начатый Амстердамским договором  процесс, который призван подготовить  институты ЕС к функционированию в расширенном Союзе.

Вступление новых государств в Союз требовало реформ от этой организации. Для этого, прежде всего, требовались изменения в механизме руководящих органов ЕС в плане укрепления наднациональных начал в его устройстве и деятельности. Речь шла, в частности, о дальнейшем сокращении количества допустимых случаев применения государствами-членами права вето на законопроекты и другие решения. При расширении ЕС, сохранение у каждого члена организации права вето может просто парализовать ее работу.

В соответствии с положениями Договора, вырос относительный вес голосов наибольших по количеству населения государств-членов против маленьких стран. Паритетность голосов между четырьмя большими государствами-членами (Германией, Францией, Италией и Великой Британией), невзирая на демографический вес Германии, была сохранена по настоянию Франции. В то же время Ниццкий договор предусматривает возможность проведения проверки относительного веса голосов (по требованию любой государства-члена), учитывая соотношение количества населения государств-членов ЕС при принятии решений по процедуре квалифицированного большинства (так называемая «демографическая сетка»). В будущем на количество населения государств-членов будут обращать большее внимание также в процессе определения количества мест в Европейском Парламенте.

Кроме того, Ниццкий договор предусматривает ограничение количества членов Европейской Комиссии (отмена должности второго Комиссара, на которую имеют право большие государства-члены; а также ограничение количества членов Комиссии до 26 лиц после расширения Европейского Союзу до 27 государств). Следовательно, количество депутатов Европейского Парламента также не должно будет превышать установленный абсолютный верхний предел.

Очень скромные достижения Ниццкого договора в вопросах принципа большинства. Процедура единогласного принятия решений, а в то же время и право любого государства-члена наложить вето на решение, остается главным инструментом в отдельных сферах торговой, а также в ключевых вопросах фискальной и социальной политик. Кроме того, государства-члены на конференции в Ницце согласовали вопрос относительно упрощения путей реализации намерения «усиленного сотрудничества» между государствами-членами, которые хотят интеграции.

Кроме официального изменения Договора, на саммите ЕС в Ницце также была торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах.

Хартия гарантирует уважение человеческого достоинства, право  на жизнь, запрещение пыток и бесчеловечного, жестокого поведения, право на свободу  и защиту, уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, сознания и  вероисповедания, право на самовыражение  и доступ к информации, право на получение образования, свободу  ведения бизнеса, право на собственность, равенство перед законом, уважение культурного, религиозного и лингвистического разнообразия, привлечения к общественной жизни людей с ограниченными способностями, право доступа к судебным органам и право на справедливый суд, презумпцию невинности и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Европейский конвент и Договор о принятии Конституции для Европы

Ниццкий договор, будучи институционной «мини-реформой», оставил без ответа ряд важных вопросов о будущей структуре Европейского Союза и Европейских сообществ. Поэтому участники конференции в Ницце договорились (в дополнении к Конечному акту Декларации о будущем Европейского Союза) о созыве 2004 года новой конференции для пересмотра договорных основ ЕС (Европейских сообществ). Европейский Совет поручил так называемому Европейскому конвенту разработать проект Договора. Этот орган должен был действовать по примеру Конвента (Конституционной комиссии), который разрабатывал Хартию основных прав Европейского Союза. В состав Конвента вошли 15 представителей глав государств и правительств государств-членов (по одному представителю от каждой государства-члена), 30 представителей национальных парламентов (по два депутата от каждого государства-члена), 16 членов Европейского Парламента и два представителя Комиссии. Страны, которые подали заявки на вступление в Европейский Союз, также были привлечены к работе Конвента: по одному представителю правительства и по два депутата национального парламента от каждой страны-кандидата. Президентом Конвента Европейский Совет назначил экс-президента Франции Валере Жискар д'Естена. В роли наблюдателей были приглашены представители экономического и социального комитета, европейских социальных партнеров, Комитета регионов и Европейского уполномоченного по правам человека.

В июне 2003 года Европейский конвент представил проект Договора о Конституции для Европы, который стал предметом широкой дискуссии в рамках межправительственной конференции. Согласно предложенному проекту, Конституционный договор должен был состоять из 4 частей. Общие положения Части 1 посвященные определению понятий, установлению целей, заданий и институционных структур Европейского Союза. Часть II инкорпорирует Хартию основных прав Европейского Союза. Часть III касается вопросов отдельных политических сфер. Часть IV содержит общие, а также переходные и конечные положения. Последняя часть регулирует также вопрос относительно принятия, ратификации и вступления в силу настоящего Договора, а также внесения в него изменений и вопроса правопреемственности Европейского Союз относительно правовой наработки Европейских сообществ.

Отдельные государства-члены (Польша, Испания) сначала выразили протест против институционных положений проекта Договора (в частности, относительно взятия к сведению соотношения количества населения государств-членов в процессе голосования, а также количественного ограничения членов Комиссии с правом голоса). На Брюссельском саммите ЕС, который состоялся 17-18 июня 2004 года, председатели государств и правительств государств-членов достигли политического компромисса и согласовали текст Конституционного договора для Европы. 29 октября 2004 года Конституционный договор был торжественно подписан в Риме. Подписанный текст содержит существенные изменения в сравнении с текстом проекта Договора, в частности в институционной части (в первую очередь, что касается увеличения веса принятия решений квалифицированным большинством при одновременном послаблении значения демографического фактора).

Конституционный договор нуждался в ратификации всеми государствами-членами и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 года. Однако после негативного результата референдумов, проведенных во Франции и Нидерландах, судьба Конституционного договора стала неопределенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3. Лиссабонской договор

Со времени отклонения проекта Конституции ЕС и вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов  возрождения документа. На протяжении 2007 г. Европейский союз под председательством  сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции  ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 г. выросло  с 15 до 27 стран. В этих условиях главной  проблемой стала необходимость  политического и институционального реформирования ЕС, не приспособленного к управлению 27 странами-членами. Результатом  долгих поисков путей институциональных  преобразований и политического  реформирования Европейского союза  стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый  базовый договор был подписан лидерами всех стран — членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Для его  вступления в силу необходимо, чтобы  каждая страна-член ратифицировала новый  документ.

Лиссабонский договор  является облегченным вариантом  Европейской конституции, принятие которой сорвалось после провала  референдумов во Франции и Нидерландах  в 2005 году. Документ содержит ряд положений  по реформированию Европейского союза, направленных на углубление его интеграции и оптимизацию работы его органов.

«Европейский союз становится правосубъектным». Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:

1. если это предусмотрено  основополагающими договорами ЕС;

2. если того требует  достижение целей, означенных  в договорах; 

3. если того требует  юридически обязательный документ  ЕС;

4. если данный договор  может «повлиять на общие правила  ЕС или изменить их».

Государства-члены имеют  право заключать любой международный  договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным  ЕС или не относится к зоне компетенции  Союза. Договором закреплена следующая  процедура по заключению международных  соглашения от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров  после получения на то соответствующих  рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский Парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского Союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединенной Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Среди главных новшеств — придание статуса полноценного института ЕС Европейскому совету, в который входят лидеры всех стран-членов, и введение поста его президента. Последний будет избираться на два с половиной года членами совета и получит право представлять ЕС на международной арене. Также вводится пост министра иностранных дел Евросоюза, который объединит функции нынешнего верховного представителя по внешней политике и безопасности и еврокомиссара по внешним связям. Он будет руководить работой учреждаемого договором "общеевропейского МИДа" — Европейской службы внешних действий.

Информация о работе Этапы формирования ЕС