Качественные характеристики трудового потенциала современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ трудового потенциала предприятий, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
 раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
 проанализировать трудовой потенциал и современное состояние российского рынка труда в целом по России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы оценки качественных характеристик трудового потенциала предприятия……………………………………………….................5
1.1. Изменение структуры занятости…………………………………….............5
1.2. Низкая цена труда……………………………………………………….......10
1.3. Особенности оборота рабочей силы………………………………….........13
Глава 2. Виды трудового потенциала России, его характеристики…………..15
2.1. Интеллектуальный потенциал России…………………………………......15
2.2. Потенциал трудовой активности населения………………………............16
2.3. Трудовой потенциал: проблема старения……………………………........18
Заключение……………………………………………………………………....28
Список литературы………………………………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 219.45 Кб (Скачать файл)

Как признают социологи, наша культура – молодежно ориентирована. В ней физическая сила и красота молодости усиленно пропагандируются СМИ. Однако демографические тенденции говорят о росте числа пожилых людей.

Социально-демографические  процессы оказывают самое серьезное  влияние на характер функционирования всего экономического механизма. Одним  из таких демографических событий, имеющих непосредственное влияние  на характер общественных процессов, стало  старение населения. Оно затрагивает  подавляющее большинство промышленно  развитых стран и вызывает необходимость  внесения существенных коррективов  в проводимую социально-экономическую  политику.

По всем демографическим  прогнозам в начале первого десятилетия XXI века в странах с развитой рыночной экономикой следует ожидать значительных изменений в демографической  структуре населения и, в первую очередь, увеличения абсолютной и относительной доли лиц пожилого возраста.

Грядущее резкое увеличение числа лиц пожилого возраста связано  и с тем, что к этому рубежу приближается многочисленное послевоенное поколение.

Негативные социально-экономические  последствия старения населения  связаны не столько с самим  процессом, сколько с одновременным  изменением соотношения между лицами пожилого возраста и трудоспособным населением, к которому традиционно  относятся мужчины и женщины 15–64 лет. В свою очередь сокращение лиц  трудоспособного возраста объясняется  постоянным снижением (начиная с 1950-х  годов) уровня рождаемости населения15.

Настораживают цифры, характеризующие  тенденцию изменения возрастного  состава населения. Если в 2006 году пожилые  люди составляли в европейских странах 19 % от лиц трудоспособного возраста, то к 2030 году этот показатель возрастет  почти в два раза – до 37 %. В  Японии, где демографическая ситуация в настоящее время наиболее благополучна, указанный показатель увеличится особенно значительно и составит не менее 44 %. Предотвращение негативных социальных последствий демографических процессов  становится там одной из главных  забот государственной политики.

В России в 2007 году (по сравнению  с 1987 годом) смертность возросла на 34 %, рождаемость оказалась ниже нее  на 0,2 %. В 2002–2005 годах это определило убыль населения на 2,7 млн. человек. Российские мужчины живут на 15–17, а женщины на 7–10 лет меньше, чем  в Западной Европе.

Откат на 135-е место в  мире по продолжительности жизни  мужчин и на 100-е место – женщин, что ниже, чем в большинстве  африканских стран, не может оставаться незамеченным. Причины – низкий уровень экологии, оплаты труда (более 20 % населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума, а 44 % занятых  – не выше последнего), неудовлетворительные жилищные условия, медицинское обслуживание, питание.

Старение населения означает сокращение притока молодежи в экономику. А это приводит к замедлению процессов  изменения профессионально-квалификационного  и отраслевого состава занятого населения, следовательно, к замедлению роста эффективности экономики. Не меньшее значение имеет и снижение уровня мобильности населения, который  становится все более важным условием качества экономического роста16.

Поэтому, если не преодолеть сложившуюся тенденцию и не определить перспективу социального, экономического, научно-технического развития страны на 25–30 лет, то Россия может оказаться  на обочине цивилизации.

Положение на рынке труда  той или иной возрастной группы характеризуется  двумя основными показателями: уровень  трудовой активности (отношение экономически активного населения данной возрастной группы ко всему трудоспособному  населению в этой возрастной группе) и уровень занятости (удельный вес  лиц данной возрастной группы, которые  работают полный или неполный рабочий  день, как по найму, так и на условиях самозанятости).

Можно с уверенностью констатировать, что индекс занятости среди пожилых  людей был бы еще ниже, если бы не политика запрета дискриминации по возрасту в сфере труда, проводимая в странах с развитой рыночной экономикой в последнее десятилетие.

Положение на рынке труда  лиц старших возрастов (50–64 лет) во многом отличается от положения  лиц основного трудоспособного  возраста. Если показатель занятости  этой возрастной группы в 1970 году составлял  в странах Европы 70–90 %, то в 2007 году в этих пределах он удержался только в двух странах: Швеции (где составил 75 %) и Японии (85 %). Во всех остальных  странах он упал ниже 70 %, причем в  трех государствах (Франции, Финляндии  и Нидерландах) не превышает в  настоящее время 50 %.

Гарантии занятости пожилых  людей обеспечиваются двумя способами: либо принятием соответствующих  законодательных актов (как, например, в США), либо путем отслеживания государственными службами, прежде всего государственной  службой занятости, конкретных случаев  дискриминации.

В США законодательно закреплен  запрет на увольнение по возрасту. Соответствующий  закон, впервые принятый в 1968 году, распространял  свою защиту на лиц от 40 до 65 лет, однако в дальнейшем возрастной предел был  увеличен до 70 лет, а затем и вовсе  отменен. Подобное законодательство было принято во Франции и Канаде.

В некоторых других промышленно  развитых странах гарантии пожилым  людям в сфере занятости обеспечиваются путем отслеживания таких процессов, как пропорциональность лиц пожилого возраста при массовых увольнениях (Нидерланды), требование в случае увольнения пожилого работника более длительного  периода предупреждения, а также  более высокого выходного пособия (Швеция)17.

В нашей стране соотношение  между населением трудоспособного  и пенсионного возраста, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве западных стран. У нас этот коэффициент составляет 1,99, в Швеции – 2,8, Великобритании – 3,1, США – 4,0, Канаде – 4,6. Чем выше этот показатель, тем большее число работающих “кормит” одного пенсионера. Нагрузка пенсионной системы на активную часть населения с каждым годом возрастает.

Сложившуюся ситуацию можно  проиллюстрировать соотношением численности  занятых в экономике к численности  людей старше трудоспособного возраста. В 1970 году на 1 000 человек старше трудоспособного  возраста приходилось 310 занятых в  народном хозяйстве, а в 2005 году –  лишь 224, то есть почти на 28 % меньше.

Уровень пенсионного обеспечения  падает, а количество пенсионеров  растет. При этом число налогоплательщиков продолжает снижаться. Так, в последние  годы число занятых в экономике  сократилось на 10,6 млн. человек, а  количество пенсионеров только в 2008 году возросло на 231 тыс. человек. Всего  же пенсионеров в России 38 млн. 516 тыс., в 2009 году этот показатель увеличится еще на 222 тыс. человек.

Чтобы отчисления в Пенсионный фонд были посильны для тружеников, придется увеличить им зарплату. А  это неизбежно скажется на цене продукции, то есть на ее конкурентоспособности. Рост же числа пенсионеров приведет к увеличению налогов, а это, в  свою очередь, уменьшит приток инвестиций, более того, вызовет утечку капиталов.

В связи с этим напрашивается  вывод о том, что пенсионеры –  очень выгодные работники. Мало того, что они не просят у государства, а зарабатывают сами, но еще и  отрабатывают свою пенсию: каждый платит взнос в Пенсионный фонд, который  окупает 20 % пенсии.

Однако статистические данные свидетельствуют, что с начала 2003 года численность работающих старше трудоспособного возраста сокращается. Например, в 2005 году (по сравнению с 2003 годом) численность работающих старше трудоспособного возраста сократилась на 24,4 %, и эта тенденция сохраняется.

Ключевая проблема в этих условиях – качественная организация  профессионального образования.

К сожалению, можно констатировать, что разрушение существовавшей в  плановой экономике системы подготовки и переподготовки кадров не сопровождалось созданием новой системы подготовки кадров, адекватной рыночным условиям. По данным центра “Труд-мониторинг”  Института труда Минтруда РФ, в  конце 2005 года примерно 1/3 обследованных  предприятий вообще не проводила  работу по подготовке кадров. На следующий  год эта тенденция увеличилась.

На машиностроительных предприятиях в 2006 году профессиональная подготовка сократилась в десять раз, резко  уменьшился прием работников, не имеющих  профессиональной подготовки. Разрушена  государственная система профессионального  обучения. Например, в Саратовской  области учебная база в основном сосредоточена в Саратове, Балаково, Балашове, Энгельсе, а большинство  муниципальных образований области  располагают одним-двумя профессиональными  училищами, организующими обучение по ограниченному перечню профессий18.

Нарастание скрытой безработицы  позволяло предприятиям использовать ее для переквалификации и переобучения работников с целью дальнейшего  их использования на реконструируемых или перепрофилируемых рабочих  местах. Но, к сожалению, администрация  не использовала эту ситуацию для  решения возникших проблем.

По данным Федеральной  целевой программы содействия занятости  населения РФ на 2008–2010 годы (которая  уже не соответствует ужесточившимся реалиям), сохранятся тенденции к  сокращению объемов внутрипроизводственного  обучения. В связи с этим есть необходимость в расширении масштабов  опережающего профессионального образования  работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового  высвобождения при банкротстве  или санации предприятия.

Испытывающие финансовые затруднения работодатели (у нас  до 50 % убыточных предприятий) не уделяют  достаточно внимания и не проявляют  заинтересованности в повышении  квалификации своих работников. И  это при наличии, например, 11,5 тыс. вакансий в Саратовской области (в основном это рабочие, строительные и технические специальности, младший  медицинский и торговый персонал, агенты)! Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в  основном на получение первичной  квалификации, практически отсутствуют  программы, связанные с подготовкой  работников высшей квалификации. Недостаточно внимания уделяется мотивации работников по повышению профессионально-квалификационного  уровня, практически отсутствуют  специалисты-организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.

В настоящее время уровень  затрат предприятий на организацию  внутрипроизводственного обучения кадров составляет в среднем 0,5 % выплачиваемой  зарплаты. В то же время, как показывает практика, минимальные затраты, необходимые  для простого воспроизводства профессионального  потенциала предприятия, должны быть не менее 1,5 %.

Анализ результатов опросов  руководителей предприятий по наиболее важным проблемам их деятельности убеждает, что “повышение профессиональных и  деловых качеств работников предприятий” поставлено на седьмое место (из десяти).

Рассматриваемая проблема имеет  прямое отношение к развитию качества рабочей силы как составной части  человеческих ресурсов. Успешное решение  этой проблемы зависит от ряда мер, которые осуществимы лишь с помощью  государства, при непосредственном участии трудовых коллективов. Выделим  основные из них19:

  1. Система научных критериев оценки темпов и хода реформ должна дополняться блоком социологических критериев, центральное место в котором занимает оценка социального самочувствия населения.
  2. Необходима выработка цивилизованных норм и ценностей, которые стали бы регулятором взаимоотношений людей в сфере труда и потребления. Вопрос заключается в необходимости налаживания нормальной, с точки зрения здравого смысла, связи между людьми, трудящимися, независимо от вида их труда, от степени его престижности.
  3. Процесс старения должен быть отражен в разрабатываемых программах занятости и создания рабочих мест.
  4. Обязательна юридическая поддержка гарантий занятости пожилых людей.
  5. Требует изменения схема формирования контингента занятого населения. Отсутствие или недостаток молодежи заставит предприятия привлекать на новые рабочие места людей, уже имеющих производственный опыт, знания, навыки. Это приведет к необходимости проведения огромной работы по переподготовке и повышению квалификации кадров.
  6. Необходимо воссоздание системы подготовки кадров на предприятиях всех форм собственности, адекватной социальной рыночной экономике и занимающей центральное место в профессиональном образовании.

Старение рабочей силы создаст в XXI веке множество проблем. Одна из самых серьезных – преодоление  сложившихся стереотипных представлений  о трудоспособном возрасте. Мы должны научиться извлекать максимум из опыта и компетенции “стариков”. А это возможно лишь при постоянном повышении качества трудовой жизни, совершенствовании управления человеческими  ресурсами20.

 

Заключение

 

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового  высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине  производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических  связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением  числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа  занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический  вид безработицы среди лиц  высокой квалификации, профессионально  непригодных к использованию  в низовых хозяйственных звеньях  производственной и непроизводственной сфер.

Информация о работе Качественные характеристики трудового потенциала современной России