Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:28, реферат
Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации, находится на юго-восточном побережье Балтийского моря в долине рек Преголя и Неман. Это уникальный субъект в географическом аспекте, так как область является российским полуэксклавом. На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км – с Республикой Польша. Оставшиеся 183,56 км периметра области являются побережьем Балтийского моря.
Площадь территории Калининградской области составляет 15,1 тыс. кв. км, что соответствует 0,1% территории Российской Федерации (76 место по стране).
Светлогорск-климатический и бальнеогрязевой курорт. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, органов движения и опоры, а также органов дыхания.
Площадь зелёных массивов и насаждений в городах: всего - 10,1 тыс. га, в расчёте на одного городского жителя - 138,7 м2.
3. Население и трудовые ресурсы
В настоящее время численность населения в регионе составляет свыше 930 тыс.
человек. Население области многонационально. В области проживают граждане
около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль
естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается
резкий спад естественного прироста населения.
В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется
отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К
сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не
стимулируют увеличения количества детей в семье, а следовательно, нужно быть
готовым к низкому уровню рождаемости в течении достаточно длительного
времени.
Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,2
– 20,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.
Численность экономики активного населения области в последние годы
сокращается. Количество занятых в различных секторах экономики только за
последние три года сократилось на 35,3 тыс. человек.
Наибольшее сокращение численности работающих в период с 1992 по 1996 год
произошло в промышленности: с 122,2 до 90,4 тыс. человек, то есть на 26%.
В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Число лиц,
получивших статус официального безработного, с 1992 по 1996 год увеличилось
почти на 24 тыс. человек.
Основная часть безработных – женщины. В 1992 году женщины составляли 80% от
общего числа безработных, в 1995 году – 64%. Каждый третий безработный –
молодежь в возрасте 16-29 лет.
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
4.1. Рыбопромышленный комплекс
В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая
промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и
Атлантического океана. Основные промысловые рыбы — салака, треска, килька,
угорь. Работают рыбоконсервные комбинаты и холодильные установки.
Рыбопромышленный комплекс играет ведущую роль в хозяйстве Калининградской
области. Рыбная промышленность до 1992 года развивалась как социально
ориентированная отрасль, имевшая мощную государственную поддержку, прежде
всего, в виде выделения капитальных вложений на постройку дорогосоящего флота
и создания береговой инфраструктуры.
В течении последних 45 лет вплоть до 1992 года создавался мощный океанический
рыбохозяйственный комплекс общероссийского значения, что обусловливалось
устойчивыми потребностями населения России в пищевой рыбопродукции, наличием
незамерзающих портов, близостью Калининграда к богатым промысловым районам в
Атлантике и Тихом океане.
К 1990 году рыбопромышленный комплекс включал в себя 25 крупных предприятий и
организаций, образующих единую технологическую цепь: рыбодобывающие и
рыбоперерабатывающие, машиностроительные, судоремонтные и транспортные
предприятия, научные учреждения и высшие учебные заведения. Промышленность
располагала около 300 крупно- и среднетоннажными рыболовными,
обрабатывающими, транспортными и обслуживающими судами. Производственные
мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в
Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и
выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции.
По состоянию на начало 1997 года в рыбопромышленном комплексе насчитывалось
214 различных судов промыслового,
транспортного и
этом малое предпринимательство имело в своем распоряжении 69 судов. В период
с 1990 года по 1997 год включительно списано 77 судов.
Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более
высоки, чем в среднем по Российской Федерации. Снизилось и значение области в
общих объемах улова рыбы, морепродуктов с 9,8 (1991 г.) до 6,4% в 1996 году.
До 1992 года Калининградская область имела один из самых мощных
рыбодобывающих флотов в бывшем СССР. В связи с резким подорожанием топливно-
энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-
технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки
рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала
практически неэффективна.
За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы
государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по
Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих
налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов
принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов – 3000
долларов.
Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона
представляет России полную информацию обо всех российских судах,
осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.
Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой
технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.
Так, в 1997 году в российской экономической зоне пятью шведскими судами за
две недели было выловлено 200 тонн трески. Тридцать калининградских судов
добыли 111 тонн. Шведские суда оснащены мощными траловыми лебедками и
добывают треску на глубинах от 100 до 50 метров, а калининградские – могут
работать на глубинах от 4 до 50 метров.
В состав рыбопромышленного комплекса входят научно-исследовательские,
проектно-конструкторские организации, КГТУ, Всероссийский институт повышения
квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота,
Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало
1990 года было сконцентрировано около 40% научно-технического потенциала
рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось
более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.
Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет
важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново
создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и
рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой
инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и
сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые
предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего
реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на
суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших
промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на
крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других
организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые
централизованные ресурсы не приходится.
4.2. Машиностроительный комплекс
Машиностроительные
вагоны — думпкары для перевозки угля и руды, башенные краны, автопогрузчики,
дорожно-строительные машины, судовое оборудование. Имеются предприятия по
ремонту судов, производству бумагоделательного, торгового и коммунального
оборудования. Получила развитие электротехническая промышленность,
специализирующаяся на производстве микродвигателей, светотехнической и
электросварочной аппаратуры.
Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей
промышленной отраслью Калининградской области.
Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая
промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой
промышленности.
Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции
обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом
хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого
оборудования, а также ростом транспортных издержек.
Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются
неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая
интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной
сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов
производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным
образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в
целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18
перешли к странам Балтии и СНГ.
Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование
основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%.
Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.
Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса,
внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации,
сокращения объема ремонтных работ.
В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск
новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее
конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке;
увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование
ресурсосберегающих технологий.
4.3. Лесопромышленный комплекс
В хозяйственном комплексе области видное место занимает
целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность,
работающая на привозной древесине из Республики Карелия и Архангельской области.
В Калининградской области четыре целлюлозно-бумажных комбината, несколько
мебельных фабрик. Всероссийское значение имеет производство бумаги для
глубокой печати.
Лесопромышленный комплекс после рыбной промышленности и машиностроения
занимал ведущее положение в экономике области.
Лесные ресурсы Севера и Северо-запада России позволяют обеспечить потребности
целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области в полном объеме.
До 1992-1993гг. древесина в область поставлялась в основном из Архангельской
и Вологодской областей, республики Коми. Однако в связи с резким ростом
транспортных расходов на доставку древесины из указанных областей,
потенциальными поставщиками древесины следует рассматривать Литву, Латвию,
Белоруссию, Польшу. В настоящее время древесина поступает в область в
основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.
Изменчивость конъюнктуры рынка мирового рынка и, прежде всего, европейского,
на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности оказывает первостепенное
влияние на динамику развития промышленности области. Это обусловливается
тем, что большая часть продукции предприятий поставляется в зарубежные
страны.
Конъюнктура цен на товарную целлюлозу, бумагу и картон изменяется в