Калинингрдская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:28, реферат

Описание работы

Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации, находится на юго-восточном побережье Балтийского моря в долине рек Преголя и Неман. Это уникальный субъект в географическом аспекте, так как область является российским полуэксклавом. На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км – с Республикой Польша. Оставшиеся 183,56 км периметра области являются побережьем Балтийского моря.
Площадь территории Калининградской области составляет 15,1 тыс. кв. км, что соответствует 0,1% территории Российской Федерации (76 место по стране).

Файлы: 1 файл

Калининградская обл (2).docx

— 60.87 Кб (Скачать файл)

Светлогорск-климатический и бальнеогрязевой курорт. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, органов движения и опоры, а также органов дыхания.

Площадь зелёных массивов и насаждений в городах: всего - 10,1 тыс. га, в расчёте на одного городского жителя - 138,7 м2.

 

3. Население и  трудовые ресурсы

В настоящее время численность населения в регионе составляет свыше 930 тыс.

человек. Население области многонационально. В области проживают граждане

около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль

естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается

резкий спад естественного прироста населения.

В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется

отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К

сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не

стимулируют увеличения количества детей в семье, а следовательно, нужно быть

готовым к низкому уровню рождаемости в течении достаточно длительного

времени.

Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,2

– 20,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.

Численность экономики активного населения области в последние годы

сокращается. Количество занятых в различных секторах экономики только за

последние три года сократилось на 35,3 тыс. человек.

Наибольшее сокращение численности работающих в период с 1992 по 1996 год

произошло в промышленности: с 122,2 до 90,4 тыс. человек, то есть на 26%.

В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Число лиц,

получивших статус официального безработного, с 1992 по 1996 год увеличилось

почти на 24 тыс. человек.

Основная часть безработных – женщины. В 1992 году женщины составляли 80% от

общего числа безработных, в 1995 году – 64%. Каждый третий безработный –

молодежь в возрасте 16-29 лет.

 

 

4. Структура и  размещение ведущих отраслей  хозяйства

 

4.1. Рыбопромышленный  комплекс

В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая

промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и

Атлантического океана. Основные промысловые рыбы — салака, треска, килька,

угорь. Работают рыбокон­сервные комбинаты и холодильные установки.

Рыбопромышленный комплекс играет ведущую роль в хозяйстве Калининградской

области. Рыбная промышленность до 1992 года развивалась как социально

ориентированная отрасль, имевшая мощную государственную поддержку, прежде

всего, в виде выделения капитальных вложений на постройку дорогосоящего флота

и создания береговой инфраструктуры.

В течении последних 45 лет вплоть до 1992 года создавался мощный океанический

рыбохозяйственный комплекс общероссийского значения, что обусловливалось

устойчивыми потребностями населения России в пищевой рыбопродукции, наличием

незамерзающих портов, близостью Калининграда к богатым промысловым районам в

Атлантике и Тихом океане.

К 1990 году рыбопромышленный комплекс включал в себя 25 крупных предприятий и

организаций, образующих единую технологическую цепь: рыбодобывающие и

рыбоперерабатывающие, машиностроительные, судоремонтные и транспортные

предприятия, научные учреждения и высшие учебные заведения. Промышленность

располагала около 300 крупно- и среднетоннажными рыболовными,

обрабатывающими, транспортными и обслуживающими судами. Производственные

мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в

Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и

выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции.

По состоянию на начало 1997 года в рыбопромышленном комплексе насчитывалось

214 различных судов промыслового, транспортного и вспомогательного  флота. При

этом малое предпринимательство имело в своем распоряжении 69 судов. В период

с 1990 года по 1997 год включительно списано 77 судов.

Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более

высоки, чем в среднем по Российской Федерации. Снизилось и значение области в

общих объемах улова рыбы, морепродуктов с 9,8 (1991 г.) до 6,4% в 1996 году.

До 1992 года Калининградская область имела один из самых мощных

рыбодобывающих флотов в бывшем СССР. В связи с резким подорожанием топливно-

энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-

технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки

рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала

практически неэффективна.

За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы

государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по

Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих

налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов

принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов – 3000

долларов.

Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона

представляет России полную информацию обо всех российских судах,

осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.

Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой

технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.

Так, в 1997 году в российской экономической зоне пятью шведскими судами за

две недели было выловлено 200 тонн трески. Тридцать калининградских судов

добыли 111 тонн. Шведские суда оснащены мощными траловыми лебедками и

добывают треску на глубинах от 100 до 50 метров, а калининградские – могут

работать на глубинах от 4 до 50 метров.

В состав рыбопромышленного комплекса входят научно-исследовательские,

проектно-конструкторские организации,  КГТУ, Всероссийский институт повышения

квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота,

Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало

1990 года было сконцентрировано  около 40% научно-технического потенциала

рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось

более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.

Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет

важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново

создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и

рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой

инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и

сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые

предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего

реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на

суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших

промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на

крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других

организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые

централизованные ресурсы не приходится.

    

4.2. Машиностроительный  комплекс

 Машиностроительные предприятия  дают стране саморазгружающиеся

вагоны — думпкары для перевозки угля и руды, башенные краны, автопогрузчики,

дорожно-строительные маши­ны, судовое оборудование. Имеются предприятия по

ремонту судов, производству бумагоделательного, торгового и комму­нального

оборудования. Получила развитие электротехническая промышленность,

специализирующаяся на производстве микро­двигателей, светотехнической и

электросварочной аппаратуры.

Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей

промышленной отраслью Калининградской области.

Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая

промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой

промышленности.

Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции

обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом

хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого

оборудования, а также ростом транспортных издержек.

Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются

неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая

интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной

сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов

производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным

образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в

целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18

перешли к странам Балтии и СНГ.

Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование

основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%.

Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.

Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса,

внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации,

сокращения объема ремонтных работ.

В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск

новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее

конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке;

увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование

ресурсосберегающих технологий.

    

4.3. Лесопромышленный  комплекс

 

В хозяйственном комплексе области видное место занимает

целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность,

работающая на привозной древесине из Республики Карелия и Архангельской области.

В Калининградской области четыре целлюлозно-бумажных комбината, несколько

мебельных фаб­рик. Всероссийское значение имеет производство бумаги для

глубокой печати.

Лесопромышленный комплекс после рыбной промышленности и машиностроения

занимал ведущее положение в экономике области.

Лесные ресурсы Севера и Северо-запада России позволяют обеспечить потребности

целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области в полном объеме.

До 1992-1993гг. древесина в область поставлялась в основном из Архангельской

и Вологодской областей, республики Коми. Однако в связи с резким ростом

транспортных расходов на доставку древесины из указанных областей,

потенциальными поставщиками древесины следует рассматривать Литву, Латвию,

Белоруссию, Польшу. В настоящее время древесина поступает в область в

основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.

Изменчивость конъюнктуры рынка мирового рынка и, прежде всего, европейского,

на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности оказывает первостепенное

влияние на динамику развития промышленности области.  Это обусловливается

тем, что большая часть продукции предприятий поставляется в зарубежные

страны.

Конъюнктура цен на товарную целлюлозу, бумагу и картон изменяется в

Информация о работе Калинингрдская область