Комплексная страноведческая характеристика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью этой курсовой работы является попытка дать комплексную страноведческую характеристику Германии, применительно к туризму и проблемам его развития. Но правильно подойти к этому вопросу можно лишь бросив исторический взгляд на все основные этапы развития государства. Для этого поставлены следующие задачи: исследовать историю развития государства, экономико-географическое положение Германии, природные условия, уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1.Географическая характеристика Германии……………………………5
1.1. Общие сведения………………………………………………………5
1.2. История трех империй……… ………………………………………6
1.3. Флаг, Герб и Гимн Германии……...………………………………...8
1.5. Природные условия………………………………………………….8
1.6. Население……………………………………………………………11
1.7. Государственное устройство……………………………………....14
Глава 2.Характеристика экономики Германии……………………………….17
2.1.Экономико-географическое положение страны…………………..17
2.2.Экономика страны………………………………………………......17
2.3.Внешнеторговые связи……………………………………………...20
2.4.Международные отношения………………………………………..21
2.5. Транспортные коммуникации……………………………………..22
2.6. Промышленность…………………………………………………...23
2.7. Сельское хозяйство ………………………………………………...26
Глава 3. Туристическая Германия.Культура…………………………………..29
3.1. Культура……………………………………………………………..29
3.2. Туризм……………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Страноведение.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

На протяжении уже  многих лет в Германии отмечается самая высокая в мире производительность труда, в то время как 52% населения  не работает и даже не ищет работу. Одной  из самых серьёзных социальных проблем стал избыток свободного времени. Рабочая неделя в среднем составляет 37,8 часа, а выходных и праздничных дней больше, чем в любой другой развитой стране.

Многие отрасли германского  хозяйства отличаются высоким уровнем  централизации и концентрации капитала. Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира – семь германских (1970 г. – две). В пяти отраслях мирового производства германские компании входят в десятку крупнейших. В химической промышленности три концерна – "БАСФ", «Хехсот», «Блэйер» обеспечивают 1/3 продаж крупнейших компаний отрасли, в электротехнической промышленности «Сименс» и «Роберт Бош» производят 20% продукции, в легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла «Адидас».

Наиболее высокий уровень  централизации достигнут в кредитной сфере. Среди банков главенствуют пять – «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Байерише банкэ, «Вестдойче ЛБ» «Коммерц банк». В число 50 крупнейших банков мира входят 8 германских, 6 французских, 2 итальянских и 2 британских.

Несмотря на высокую степень централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых  до 50 чел. сосредоточивают 11% занятых в промышленности. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы создают почти половину валового продукта и обеспечивают 2/3 рабочих мест.

Переплетение капитала, личная уния приводят к тому, что  до сих пор значительная часть  германских компаний продолжает находиться под контролем отдельных семей. Наиболее могущественные среди них семьи Тиссен, Байер, Флик, Сименс, Квандит, Опель, Бош, Грундиг, Неккерман. Многие германские фирмы имеют единственного держателя акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Самофинансирование, банки и их кредитование играют более важную роль, чем в англоговорящих странах.

2.3.Внешнеторговые связи

По объему экспорта ФРГ  занимает второе место в мире. По конкурентоспособности ФРГ уступает США, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения; которые имеют преимущества не в цене, а в качестве товара.

Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д.

Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу  экспорта составляют молочные и мясные продукты. 

Ведущими торговыми  партнерами выступают Франция, Италия и Британия, на каждую из них приходится 13,9 – 9% германского экспорта. Активные торговые связи поддерживаются с США (8,7% экспорта). В целом на промышленное развитие страны приходится свыше 80% внешнеторгового оборота ФРГ, в том числе на страны ЕС – 50%. Для ряда стран она является основным рынком сбыта их продукции. Если Германия поглощает 20% экспорта других стран Евросоюза, то у Австрии – 40%, Нидерландов – 29%, Дании – 23%, Греции – 22%, Бенилюкса – 29%.

2.4.Международные отношения

В 1955 Федеративная Республика Германия стала членом НАТО. Западная Германия вошла в число государств-основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957. В 1973, одновременно с ГДР, ФРГ была принята в Организацию Объединенных Наций.

В августе 1990 ФРГ и  ГДР заключили договор, касающийся внешних аспектов объединения Германии. Переговоры о согласии на объединение Германии со стороны СССР и союзных держав, получившие название переговоров по схеме «2 + 4», завершились подписанием договора об окончательном урегулировании «германского вопроса». Договор был подписан в Москве 12 сентября 1990 министрами иностранных дел шести стран и ратифицирован в марте 1991 законодательными органами четырех негерманских государств. Согласно договору, Германия подтвердила нерушимость своей границы 1945 с Польшей. Одновременно был подписан Советско-германский договор о сотрудничестве сроком на 20 лет.

Огромное влияние Германии в международной политике обусловлено, прежде всего, ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего финансового донора ЕС. С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам. Особенно большая доля помощи направляется в государства бывшего советского блока.

2.5.Транспортные коммуникации

Поскольку Германия расположена  в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает  потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами.

Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.

Главный западногерманский  аэропорт, крупнейший во всей континентальной  Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». Помимо воздушных, она осуществляет железнодорожные перевозки между Кёльном, Дюссельдорфом и Франкфуртом. В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1999 году  42 тыс. км. Это играет особую роль, как для внутреннего туризма, так и для внешнего.

Важным нововведением  для железнодорожного транспорта ФРГ  стало широкое использование  скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км.

Несмотря на усилия правительства  повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они  осуществляются главным образом  по автодорогам (за исключением транспортировки  тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях.

К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность  других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. В последние годы автодорожное строительство наталкивается на стойкое сопротивление со стороны экологистов. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

2.6.Промышленность

Горнодобывающая промышленность в Федеративной Республике Германии развита не так сильно, как в США или в некоторых развивающихся странах. Промышленное значение имеют только месторождения каменного угля (Рурском, Саарском и Ахенском бассейнах) и бурого в Восточной Германии (Лаузицкий и Среднегерманский бассейны), а в Западной Германии выделяется бассейн к западу от Кельна (Нижнерейнский), а также калийных солей (центр Германии) и руд некоторых цветных металлов (никель, медь и полиметаллические руды) (См. Приложение 6).

Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе.

Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, как упоминалось раньше, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Германия в начале 90-х выплавляла 31,0 млн. тонн чугуна. Стали, выплавлялось 40,8 млн. тонн в год. Стоимость экспорта составляла 2,6 миллиарда долларов, а импорта – 2,5 миллиарда долларов.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне,  Бранденбург, Кобленц, Дрезден, Зальцгиттер и некоторые мелкие центры.

Цветная металлургия  развита на местах старой добычи руд  цветных металлов. Хотя сейчас появились  новые промышленные центры на побережье  морей, то есть в портах. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район (См. Приложение 7).

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – это Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг.

Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ и некоторые другие.

В Германии на побережье  Балтийского и Северного морей  развито судостроение. Основные центры – это Гамбург, Бремен, Росток, Киль, Любек и некоторые другие порты. 

Доля станкостроения в общем производстве мира равна 18%. Производится продукции станкостроения на 5150 млн. долларов, а экспортируется на 3330 млн. долларов. Основные центры станкостроения Рурский промышленный район, Берлин, Гамбург, Ганновер, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен, Дармштадт, Аугсбург, Регенсбург, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Эрфурт.

Центры оптико-механического  машиностроения: Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Эрфурт.

Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии. Основные центры химической промышленности – это Рурский промышленный район, Гамбург, Берлин, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Лойна, Людвигсхафен, Мангейм, Дармштадт, Висбаден.

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились, а то и начался спад.

Но лёгкая промышленность Германии заметно уступает тяжёлой. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

Пищевая промышленность представлена пивоварением, виноделием и некоторыми другими отраслями, базирующимися на продукции сельского хозяйства и её переработке. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозыльские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

2.7.Сельское хозяйство

Объем сельскохозяйственного  производства в ФРГ составил в 1995 1,5% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В 1996 страна импортировала сельскохозяйственных продуктов примерно на 68 млрд. марок (10,6% от всего импорта), экспорт составил 39,5 млрд. марок (5,4% от всего экспорта).

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%. За 1996–1997 средний размер хозяйств увеличился на 0,7% до 23,6 га. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24% от общей численности самодеятельного населения в 1950 до 2,4% в 1997. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.

Информация о работе Комплексная страноведческая характеристика Германии