Концепция устойчивого развития Тюменского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях социально-экономической трансформации в Российской Федерации, устойчивое социально-экономическое развитие регионов становится актуальной задачей обеспечения независимости безопасности национальной экономики, её стабилизации и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию.
Одним из основных составляющих, оказывающих влияние на устойчивое безопасное социально-экономическое развитие в стране, является региональный фактор. Устойчивое развитие региона является основой обеспечения безопасности национальной экономики. Концепция устойчивого развития широкое распространение получила после публикации доклада «Наше будущее» (1987 г.), подготовленного комиссией ООН по окружающей среде и развитию.

Содержание работы

1. Понятие устойчивого развития
2. Особенности экономического развития Тюменского региона
3. Поблемы устойчивости экономического развития Тюменского региона
4. Сценарий социально-экономического развития Тюменского региона

Файлы: 1 файл

к.р. региональная экономика и управление (Автосохраненный).doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Сценарии и прогноз социально-экономического развития Тюменской области

Управление устойчивостью социально-экономического  развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ его социально-экономического развития. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала региона, который является исходной точкой  формирования научно-обоснованной концепции устойчивого развития региона.

Исходным пунктом разработки программы социально-экономиеского развития региона является прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона: демографическую ситуацию, ресурсный потенциал,  включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, научно-технический прогресс и результаты внедрения его достижений в экономику и прочее. Завершает прогнозную работу сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития.

Прогноз развития Тюменской  области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.

Тенденции и  условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования  законодательства и институциональной  среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области – тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.

Расширение внешних  рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.

Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный – Урал Полярный»).

Активное участие Тюменской  области в общенациональных и  межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.

Особое значение для  перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное – Обская», «Обская – Салехард - Надым», автодороги Агириш – Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Проект следует рассматривать  в качестве существенного фактора  формирования спроса на продукцию и  услуги, производимые в Тюменской  области. Участие области в проекте  целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных). Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.

Внутренние факторы  и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем. 

Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что  обслуживание нефтегазового комплекса  автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменского региона определяется его конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.

Через Тюменскую область  проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.

Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.

Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменского региона.

Качественно иной тип  экономического роста, предполагающий переход на новый технологический  уклад, связанный с развитием  высокотехнологичных отраслей,  социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.

Таким образом, устойчивое развитие региона – это важнейший признак территориального развития, который предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий (его социальной, природоресурсной, экологической и т. п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации.

В целом, переход к  устойчивому развитию Тюменской области требует скоординированных усилий в следующих направлениях:

- Формирование регионального эколого-экономического хозяйственного

механизма.

- Выполнение природоохранных мероприятий на отдельных территориях.

- Меры по оздоровлению населения. Нормализация демографического процесса через планирование семьи; при этом абсолютно незыблемыми остаются основные гуманистические императивы: каждый родившийся имеет право на достойную человека жизнь, каждый народ имеет право на место в семье народов.

- Реконструкция региональной промышленной структуры с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

- Развитие агросферы на основе природозащитных технологий, повышения плодородия почвы и охрана ее от эрозии и загрязнений.

- Рационализация потребления, последовательное сокращение заведомо избыточного потребления, прекращение производства продуктов, обязанных своим появлением вмененным, навязанным рынком потребностям человека, не только не содействующим его развитию, но и способствующим его духовной и физической деградации.

В нынешних условиях растущей дефицитности природных, материальных, финансовых и других ресурсов в Тюменском регионе, социальной, экономической и экологической ситуации, необходимо создать надежную базу для его устойчивого воссоздания и развития. Решение этой проблемы возможно при условии разработки сценария (концепции) развития региона, что в свою очередь требует формирования региональной политики устойчивого развития.

При разработке Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года учитывался весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня -  Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области. Она согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008–2020 гг. и до 2030 года.

В качестве результатов  реализации Концепции могут быть определены:

- выполнение мероприятий  и проектов за определенный  период;

- объективные изменения  в социальной сфере и экологической  сфере, обусловленные выполнением комплекса предусмотренных мер;

- объективные изменения  в экономической сфере в соответствии  с прогнозными параметрами;

- общественное мнение.

Критерии оценки эффективности  результатов реализации Концепции - это улучшение показателей социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста) и позитивное общественное мнение.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 01.04.1996  № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.  № 15.  ст. 1572
  2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления  эколого-экономическими системами. - М.: Физматлит, 2008. – 244 с.
  3. Иогман Л.Г. Экономика региона: от кризиса к устойчивому развитию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009.  № 7.  С. 14-24.
  4. Львов Д.С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002. – 518 с.
  5. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. -  М., 2002. – 161 с.
  6. Пилиев С., Цховребов Э. Возможности устойчивого развития. //Экономист.  2001. №4. С.23-28.
  7. Показатели устойчивого развития: структура и методология/ Пер. с англ., по общ. ред. В.Р. Цибульского. –  Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. – 359 с.
  8. Шалмуев А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона // Инновации. 2006. №3. С. 28-32. 
  9. Щеулин, А. С. Устойчивое инновационное региональное развитие как научно-прикладное направление// «Устойчивое развитие. Наука и Практика». 2004.  № 2. С. 13-17.

 


Информация о работе Концепция устойчивого развития Тюменского региона