Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:39, контрольная работа
Радикальное укрупнение субъектов федерации на данном этапе просто невозможно. Об этом совершенно определенно свидетельствуют все попытки перевести тезис об укрупнении субъектов в практическую плоскость. Главная проблема заключается в том, что укрупнение субъектов федерации невозможно без уничтожения института национально-территориальной автономии: самые мелкие субъекты федерации в большинстве своем являются национальными автономиями. Так, в России насчитывается 33 субъекта федерации с населением менее одного миллиона жителей. В их число входят 9 из 10 автономных округов, одна автономная область, 13 из 21 республики и, только 10 областей.
Задание 1. Дать определение понятия «Валовой внутренний продукт (ВВП) » и раскрыть его сущность……………...………………………………….…..…3
Задание 2. Рассчитать отрасли специализации для Дальневосточного экономического района (ДЭР) и дать их обоснование………………………6
Задание 3. Реферат на тему «Федеральные округа и их роль в социально-экономическом развитии РФ»……………………………………………..…..10
Список использованной литературы……………………………………….…20
Задание 3. Реферат
на тему «Федеральные округа и их роль
в социально-экономическом
В Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр - г. Москва), Северо-Западный (центр - г. Санкт-Петербург), Северокавказский, переименованный вскоре в Южный (центр - г. Ростов-на-Дону), Приволжский (центр - г. Нижний Новгород), Уральский (центр - г. Екатеринбург), Сибирский (центр - г. Новосибирск), Дальневосточный (центр - г. Хабаровск).
Создание
в России федеральных округов
следует рассматривать в
Округа создавались не только для эффективного управления, они должны объединять усилия, и не только для борьбы с кризисными явлениями, но и для перспективного планирования.
Первой
теоретической проблемой
Вторая
теоретическая проблема связана
с обеспечением территориального единства
государства. Любое государство
является политико-географической системой,
состоящей из определенного набора
взаимосвязанных регионов. Внутренние
контрасты, особенно имеющие этнокультурное
происхождение, определяют развитие центробежных
сил, которые в некоторых регионах
могут превзойти предел и привести
к сепаратизму, т.е. коренному нарушению
территориального единства. Задача государства
состоит в поддержании
Государство в рамках своей региональной
политики обеспечивает централизованный
контроль за своими территориями. Но одновременно
оно стремится сбалансировать «давление
сверху» развитием институтов региональной
автономии, самоуправления и обеспечением
различных форм обратной связи с регионами
через их влияние на общегосударственном
уровне и участие в демократических процедурах.
Третья теоретическая проблема – обеспечение государством территориальной динамики своего развития [4]. Территориальное единство может толковаться двояко – как обеспечение территориальной целостности, что является первостепенной задачей центра и его региональной политики, и как поддержание высокой межрегиональной мобильности. Государство должно способствовать «горизонтальной» интеграции территорий. Речь идет о развитии межрегиональных связей, нормальном функционировании межрегиональных людских, экономических, информационных и прочих потоков. Также важнейшей задачей любого нормально развивающегося государства является стимулирование инновационного процесса. Последний имеет вполне определенную политико-географическую логику, которая описывается в теориях диффузии инноваций и «центр – периферия». В предельно общем виде речь идет о зарождении инноваций в центрах и их перемещении на периферию по определенным схемам.
Государство должно ясно представлять свою «естественную» иерархическую систему центров и периферий и способствовать более или менее свободному продвижению или разумной корректировке инноваций от центров к перифериям.
Таковы
наиболее общие концептуальные представления
о территориально-
Россия
в настоящее время по причинам
политико-исторического
Итак, современная
Россия оказывается в противоречивой
ситуации сразу по нескольким параметрам.
Ее развитие в качестве территориальной
системы создает объективные
потребности и в
Создание
института федеральных округов
породило оживленную дискуссию в
научных и политических кругах, где
обсуждались вопросы его
С этой точки
зрения российский губернатор гораздо
ближе к типичному бюрократу-
Работа полпреда требует высокой инициативности,
и ее результат прямо зависит от личностного
фактора. Примечательно, что корпус из
семи полпредов на деле оказался предельно
разнородным, и это, как показывают наши
исследования, привело к тому, что в каждом
федеральном округе начала формироваться
своя система работы со своими принципами,
кадрами, вспомогательными органами. Различное
понимание полпредами задач централизованного
контроля и разный политический опыт вызвали
множество побочных эффектов, связанных
с некорректным вмешательством в дела
регионов[7]. Обилие административных перегибов
было особенно характерно для этапа становления
института федеральных округов. Сфера
деятельности полпредов ограничена правовыми
рамками и сводится к функциям контрольно-координационного
характера. Однако важность выполнения
этих функций трудно переоценить. Принципиальное
значение имеют налаживание и оптимизация
информационных потоков между центром
и регионами. Систематизация и анализ
достоверной информации о ситуации на
местах значительно облегчаются с созданием
системы федеральных округов. При этом
поступление информации само по себе означает
контроль и возможность принятия обоснованных
решений на уровне федерального центра[10].
Тем самым частично решается извечная
российская «проблема периферийности»,
которая затрудняет централизованный
контроль и повышает риск злоупотреблений
на местах. В некоторых федеральных округах
вопросы информационного контроля решались
в наиболее жесткой форме – через организацию
комплексных региональных проверок.
Перспективы
развития и оптимизации федеральных
округов
На нынешнем этапе институт федеральных округов испытывает потребность в стабилизации. Продолжается дискуссия по поводу эффективности системы, которая в значительной степени объясняется тем, что многие элементы окружной системы не были доработаны, «доведены до ума» и стандартизированы для всех округов[4]. Примечательно, что одни федеральные структуры, размещенные на окружном уровне, действуют относительно активно, в то время как другие «потерялись». Характерно, что такая консервативная структура, как ФСБ все-таки отказалась от создания своих окружных структур. Существуют серьезные опасения в том, что окружная система станет жертвой текущей политической конъюнктуры, в частности – неизбежного предвыборного пакта между президентом и губернаторами, в котором роль полпредов окажется вторичной. Институт федеральных округов нуждается в оптимизации, поскольку уже накоплен определенный опыт его работы, и определены основные проблемы его функционирования. Во-первых, требуется оптимизация его политических параметров. Фактически вместо одного центр провел семь экспериментов, поскольку из-за слабой координации этого института сверху и различного личностного потенциала полпредов ситуация в каждом округе оказалась своей. Поэтому назрело дополнительное правовое оформление института федеральных округов. Обсуждается вопрос о введении этого института в полноценные правовые рамки, включая специальные федеральные законы и поправки к действующему федеральному законодательству [8]. В одном из своих выступлений идею оформления института через федеральный закон поддержал спикер Госдумы Г.Селезнев. Заместителем председателя думского комитета по делам федерации и региональной политике В.Бородаем (фракция «Единство») была разработана концепция законодательного обеспечения развития федеральных округов. В то же время сами представители окружных структур предпочитают действовать в рамках президентского указного права и полномочий президентской администрации. Включение института федеральных округов в федеральное законодательство, как считают в окружных структурах, связывает им руки, тогда как статус-кво делает этот институт более гибким, позволяет самостоятельно нащупывать эффективные формы развития.
На данном
этапе определилась необходимость
в обычной бюрократической
В соответствии с оптимизационными задачами особого внимания заслуживает такая проблема, как усиление федерального контроля за деятельностью окружных структур и их координации. Институт федеральных округов попал в типичную для России ситуацию, когда, являясь по своему географическому расположению региональной структурой, он вышел из-под прямого контроля центра. Характерным явлением оказалась слабая координация деятельности полпредов в центре в сочетании с отсутствием единого формата их работы. Оптимизация работы окружных структур подразумевает усиление их горизонтального взаимодействия, а также более систематическую работу президента как политического лидера, чьими представителями «по определению» являются полпреды. По последнему вопросу наметились позитивные сдвиги, связанные с частыми поездками главы государства именно на окружные мероприятия[11].
В перспективе
четкое установление этих критериев
позволит реально оценивать
Во-вторых, существует потребность в оптимизации
географических параметров системы федеральных
округов. Эти претензии позволили некоторым
федеральным структурам пойти своим путем
и создать собственные ведомственные
округа: наиболее показательным примером
служат судебные округа.
Серьезной проблемой является несовпадение границ федеральных округов со структурами региональной идентичности, что на самом деле затрудняет работу центра с регионами, создавая феномен «недовольных» регионов, сопротивляющихся интеграции в рамках существующих федеральных округов. Практически бесспорным с точки зрения географии является только Дальневосточный округ. Однако и там бывший губернатор Магаданской области В.Цветков выдвигал идею создания Ассоциации регионов Северо-Востока России, объединяющей удаленные северные регионы Дальнего Востока, у которых есть своя идентичность. Помимо границ требует решения и вопрос о величине и внутренней сложности округов. Россия еще должна выработать эффективный баланс между потребностью в ограниченном, небольшом числе федеральных округов и компактностью самих округов: пока мы имеем дело с первым экспериментом. Среди прочих созданы округа с очень сложной внутренней структурой. К их числу относятся Центральный (18 субъектов федерации), Сибирский (16 субъектов федерации) и Приволжский (15 субъектов федерации) федеральные округа. В этих округах особенно актуальна проблема информационного и политического контроля, связанная со слишком дробной внутренней структурой и большими размерами округов, что автоматически снижает эффективность их функционирования и территориальной интеграции [9]. Например, многими экспертами отмечается низкая эффективность централизованного контроля в самом крупном по размерам территории - Сибирском округе. В Центральном округе эту проблему несколько сглаживает территориальная компактность самого округа. При этом в составе Уральского округа всего шесть субъектов федерации. На среднем уровне внутренней дробности находятся округа, которые включают 10-12 субъектов федерации, - Южный (12 регионов), Северо-Западный (11 регионов) и Дальневосточный (10 регионов).
Информация о работе Контрольная работа по «Экономической географии и реогеналистике»