Максимизация прибыли и эффективность фирмы: теоретическая графическая модель и проблемы прибыльности российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Экономическая прибыль исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя. Обычно она меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности. Экономическое определение прибыли требует, чтобы мы оценивали все факторы производства и выпускаемую продукцию по их альтернативным издержкам. На основе бухгалтерского определения не всегда можно точно измерить экономическую прибыль, так как бухгалтеры обычно используют прошлые издержки, т. е. сумму, в которую обошлась покупка данного фактора раньше, а не экономические издержки, т. е. сумму, в которую обошлась бы покупка данного фактора сейчас. Существует много вариантов использования термина "прибыль", но мы будем придерживаться экономического определения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Максимизация прибыли в краткосрочном периоде…………………....5
2.Максимизация прибыли в долгосрочном периоде…………………….13
3.Проблема прибыльности Российских предприятий…………………...15
4. Причины низкой прибыльности предприятий…………………......16
5. Пути повышения эффективности производства и прибыльности Российских предприятий………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………...23
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Содержание Кузнецова.docx

— 149.42 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Рязанский государственный  агротехнологический университет

Имени П. А. Костычева

 

 

Кафедра экономики сельского  хозяйства

 

Курсовая работа

по экономической теории

на тему:

«Максимизация прибыли и  эффективность фирмы: теоретическая  графическая модель и проблемы прибыльности российских предприятий»

 

 

                                        Выполнила студентка

                                                    Экономического факультета

                           11-м группы

                                                              Кузнецова Ольга Александровна

                                                                Проверил научный руководитель:

                                                    Луканцова Вера Ивановна

                                           Рязань 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Максимизация прибыли  в краткосрочном периоде…………………....5

2.Максимизация прибыли  в долгосрочном периоде…………………….13

3.Проблема прибыльности  Российских предприятий…………………...15

4. Причины низкой прибыльности предприятий…………………......16

5. Пути повышения эффективности производства и прибыльности Российских предприятий………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………...23

Список литературы………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  и переходного к ней периода  целевой функцией предприятия становится прибыль. Она – двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования  производства, удовлетворения хозяйственных  нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого  капитала. По своему содержанию прибыль  весьма сложная категория, общий  результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические  интересы участников производственного процесса.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и  услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту  деятельность в денежном выражении. Различают общую прибыль, называемую валовой или балансовой, чистую, бухгалтерскую и экономическую  прибыли. Для ясности дадим определение  каждой в отдельности:

Валовая прибыль – это  разница между выручкой предприятия  от продажи товаров и затратами  на их производство, исчисленная до вычета налога на прибыль.

Чистая прибыль – это  прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений, обязательных платежей.

Бухгалтерской называют прибыль  от предпринимательской деятельности, она рассчитывается по бухгалтерским  документам без учета документально  не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.

Экономическая прибыль –  это разница между доходами и  экономическими издержками, включающими  наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) – издержки использования  тех факторов производства, которыми уже обладает сам предприниматель. Они составляют часть прибыли, которую  мог бы получить предприниматель  в счет возмещения собственных затрат.

Экономическая прибыль исчисляется  как разность между бухгалтерской  и нормальной прибылью предпринимателя. Обычно она меньше бухгалтерской  на величину некомпенсированных собственных  издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности. Экономическое определение прибыли требует, чтобы мы оценивали все факторы производства и выпускаемую продукцию по их альтернативным издержкам. На основе бухгалтерского определения не всегда можно точно измерить экономическую прибыль, так как бухгалтеры обычно используют прошлые издержки, т. е. сумму, в которую обошлась покупка данного фактора раньше, а не экономические издержки, т. е. сумму, в которую обошлась бы покупка данного фактора сейчас. Существует много вариантов использования термина "прибыль", но мы будем придерживаться экономического определения.

В данной работе я бы хотела рассмотреть все возможные пути, способы, к которым прибегают  те или иные фирмы и предприятия  с целью максимизации прибыли.

В небольших фирмах, руководимых  их владельцами, прибыль, похоже, доминирует во всех решениях. В более крупных  фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало контактируют с владельцами. В итоге владельцы  фирмы не могут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной прибыли уклоняться от задачи максимизации прибыли.

 Руководителей могут  больше занимать такие цели, как  максимизация доходов, чтобы добиться  роста, или выплата дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, а не максимизация прибыли.  Руководители могут быть заинтересованы  в краткосрочной прибыли фирмы  (чтобы получить повышение или  крупное вознаграждение) за счет  уменьшения прибыли на долговременном  этапе, хотя максимизация прибыли  на долговременном этапе представляет  больший интерес для акционеров.

 Однако стремление  любых руководителей к достижению  иных целей, чем долговременная  максимизация прибыли, ограничено  определенными рамками. Акционеры  или совет директоров могут  сместить их и передать -

 фирму новому руководству.  В любом случае фирмы, которые  в плотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.

 Таким образом, наше  предположение о максимизации  прибыли имеет серьезные основания.  Фирмы, в течение долгого времени  занятые в деле, немало заботятся  о прибыли независимо от воли  и желания их руководителей.  Например, фирма, субсидирующая каналы  общественного телевидения, может  показаться совершенно бескорыстной. В действительности такая благотворительность  отвечает долговременным финансовым  интересам фирмы, так как этим  вызывает расположение к ней  и к её товарам.

 

 

 

1.Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде  конкурентная фирма располагает  неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или  минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объём производства посредством  изменений в величине переменных ресурсов, которые она использует. Экономические прибыли, к которым  фирма стремится, определяются как  разность между валовым доходом  и валовыми издержками.

Существует два дополнительных подхода к определению уровня производства, при котором фирма  будет получать максимальные прибыли  или минимальные издержки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй- сравнение  предельного дохода и предельных издержек.

Кривая спроса на продукцию  монополистического конкурента

В условиях монополистической  конкуренции отдельная фирма  имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной  конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции.

Поскольку каждый товар фирмы  обладает отличительными характеристиками, фирма обладает определенным влиянием на рыночные цены. Назначая цены несколько  ниже цен конкурентов, фирма может  ожидать некоторого роста объема продаж, так как ее товар является хорошим заменителем товаров  конкурентов. И наоборот, повышая  цену, фирма может столкнуться  с сокращением объема продаж, так  как ее покупатели перейдут на более дешевые товары.

Кроме того, наличие большого количества хороших товаров-заменителей  делает кривую спроса отдельной фирмы  высоко эластичной в соответствующем диапазоне цен.

Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При  прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы  в соответствующем ценовом диапазоне. (О высокой ценовой эластичности косвенно говорит тот факт, что фирмы-монополистические конкуренты обычно ведут себя так, как если бы они считали, что их кривые спроса высоко эластичны по цене. Они обычно продают свою продукцию по почти одинаковой цене и не допускают значительного по сравнению с конкурентами роста цен.)

Предельный доход фирмы-монополистического конкурента.

Если кривая спроса фирмы  является убывающей, то ее кривая предельного  дохода не совпадает с кривой спроса и среднего дохода (как в случае совершенной конкуренции), а лежит  левее и ниже (рис.1).

Рис. 1. Кривая спроса и предельный доход при совершенной и монополистической  конкуренции

Условия максимизации прибыли

Для упрощения анализа  сделаем предположения:

-фирма-монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная;

-структура ее издержек задана кривыми АТС (средних совокупных), MC (предельных) и ТС (совокупных издержек), представленных на рис. 6.1;

-фирма производит неизменную продукцию и

-объем ее издержек на рекламу и стимулирование сбыта также неизменен.

Какую цену и какой объем продаж должна выбрать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль? Как и прежде, проанализируем уже известные нам два метода:

1. Метод совокупных издержек  — совокупного дохода.

Как известно, экономическая  прибыль представляет собой разницу  между совокупными доходами и  совокупными издержками фирмы, или

п = ТR — ТС.

Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический  конкурент должен обеспечить такой  объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает  совокупные издержки.

 

Рис. 2. Условия максимизации прибыли монополистического конкурента

 

Как видно из рисунка 2, в диапазоне выпуска Q1 — Q3 фирма имеет положительную экономическую прибыль, достигающую своего максимума при объеме производства Q2. Геометрически функция ТR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны.

2.Метод предельных издержек — предельного дохода.

Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю (Мп=0).

Если МR>МС, т.е. пока каждая дополнительная единица выпуска увеличивает доход, а не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR<МС, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.

Как видно из рис.2, наивысшая цена, которую фирма может взимать с потребителя — Р2 руб. (она определяется кривой спроса на продукцию фирмы). Цены Р1 и Р3 обеспечивают нормальную прибыль предпринимателя и могут рассматриваться как цены безубыточности, а объемы выпуска Q1, Q3 — как объемы безубыточности.

Условия получения прибыли  в краткосрочном периоде

Анализ деятельности фирмы  на рынке протекает в два этапа. На первом этапе фирма находит  оптимальные для себя объем и  цены, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы.

На втором этапе фирма  определяет, будет ли она производить  свою продукцию в существующих рыночных условиях или более разумно закрыть  предприятие. Конечный ответ зависит  от того, насколько велик рыночный спрос и сможет ли он покрыть ее переменные издержки. Другими словами  фирма сопоставляет рыночные цены и  средние совокупные издержки при  оптимальном объеме выпуска.

Можно выделить условно следующие  варианты развития:

TR>TC, или P>ATC — фирма  получает положительную экономическую  прибыль;

TR=TC, или Р=АТС — фирма получает лишь нормальную прибыль, так называемое безубыточное производство, когда экономическая прибыль равна нулю;

VC отрицательную экономическую прибыль (убытки) в краткосрочном периоде, но может продолжать свое производство в надежде на изменение рыночных условий;

VC=TR

Если спрос на продукцию  фирмы слабый, и совокупный доход  не покрывает переменных издержек фирмы, как это видно в последнем  случае варианте, то наиболее разумным решением будет остановка предприятия, так как только в этом случае фирма  сможет минимизировать свои убытки (убытки будут равняться совокупным постоянным издержкам фирмы).

Важное замечание —  при монополистической конкуренции  невозможно представить рыночные условия  отраслевыми кривыми спроса и  предложения. Из-за дифференциации продукции  товары различных фирм несопоставимы  друг с другом. Отсюда вытекает трудность  построения оси объема продаж для  кривых отрасли.

Информация о работе Максимизация прибыли и эффективность фирмы: теоретическая графическая модель и проблемы прибыльности российских предприятий