СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ....6
1.1 Экономическая характеристика
Белгородской области……………….. 6
1.2. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….6
1.3. Инвестиционная привлекательность…………………………………….7
1.4 Анализ основных социально-экономических
показателей Белгородской области в сравнении
с общефедеральными показателями………………….8
2 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ…………….………………..9
2.1 Общие положения и
правила классификации состояний
по экономической безопасности…………………………………………………..9
2.2 Индикаторы экономической
безопасности для территорий
регионального уровня…………………………………………………………………………..12
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО
2010 ГГ…………..16
3.1 Инвестиционная безопасность…………………………………………...16
3.2 Внешнеэкономическая безопасность…………………………………….18
3.3 Финансовая безопасность………………………………………………..18
3.4 Сфера рынка труда………………………………………………………..20
3.5 Комплексная оценка состояния экономической
безопасности ………..20
4. ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2011 ПО
2014 ГГ……………………………….24
4.1 Методика прогнозирования
экономической безопасности белгородской
области………………………………………………………………………….24
4.2 Инвестиционная безопасность…………………………………………...26
4.3 Внешнеэкономическая безопасность……………………………….…28
4.4 Финансовая безопасность……………………………………………….29
4.5 Сфера рынка труда……………………………………………………….31
4.6 Комплексная оценка состояния экономической
безопасности Белгородской области в
2011 – 2014 годах…………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экономической безопасности
России вот уже более 10 лет остается одной
из жизненно важных как в плане существования
и развития России в виде суверенного
единого государства, так и в аспекте научных
исследований новых междисциплинарных
направлений и их преподавания в вузах.
Такое значение данной проблемы
обусловлено, во-первых, универсальностью
понятия «безопасность», которое является
ключевым в связке «экономика и безопасность».
Можно без преувеличения утверждать, что,
во-первых, все сферы жизнедеятельности
человека в той или иной степени содержат
своего рода индикаторы, сигнализирующие
о возможных опасностях, которые необходимо
учитывать при определении выдвигаемых
обществом целей и при их осуществлении.
Во-вторых, значение понятия «безопасность»
усиливается из-за возрастания многовариантности
и альтернативности способов осуществления
целей. Нельзя отдавать предпочтение тем
или иным вариантам прогнозирования развития
экономики, осуществления инвестиций,
формирования бюджета страны без оценки
их социально-экономических последствий
в виде критериев и индикаторов безопасности
При анализе состояния или развития
социально-экономической, экологической
и других сфер жизнедеятельности страны,
региона или другой территории необходимо
учитывать состояние безопасности как
всей исследуемой территории, так и отдельных
сфер.
Целью данной курсовой работы
является анализ и прогнозирование экономической
безопасности Белгородской области.
В соответствии с целью, задачами
курсовой работы являются:
- Экономико-географическая,
социальная оценка Белгородской области,
а также определение основных тенденций
ее развития;
- Формирование базы данных
по исходным показателям экономической
безопасности Белгородской области
за период 2006 – 2010 гг;
- Диагностика и анализ состояния
экономической безопасности Белгородской
области за период 2006 – 2010 гг;
- Прогноз экономической безопасности
Белгородской области на период с 2011 по
2014 гг.
Поле решения проблемы безопасности
региона при практическом претворении
ее в жизнь - многообразие явлений природной,
материальной и в первую очередь социальной
среды, свойства которых и отношения между
которыми характеризуют или существующую
угрозу (возможно, перспективную), или
позитивные тенденции развития социума
в стране. При этом уровень безопасности
- результат определенных процессов, лишь
малая доля которых связана с природными
явлениями, протекающими вне сферы организованной
деятельности, т.е. институциональной
сферы (стихийные процессы).
Основное значение имеют управляемые
процессы, в которых субъектом (т.е. источником
активных воздействий) выступают органы
государственного управления. Так как
объект этих воздействий - комплекс условий
и факторов, в той или иной степени влияющих
на равновесное состояние системы общественных
отношений территории, т.е. безопасность
региона, то объектом исследования данной
курсовой работы является состояние основных
сфер жизнедеятельности Белгородской
области.
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Экономическая характеристика
Белгородской области.
Белгородская область может по праву
считаться богатым регионом. Благоприятные
природно-климатические условия и плодородные
почвы сочетаются здесь с залежами железной
руды (более 40 процентов разведанных запасов
железных руд страны), известняка, сырья
для цементной промышленности. Сложность
экономического развития области состоит
в необходимости сбалансированного развития
сельского хозяйства и добывающей промышленности,
использующих большие территории. Область
также испытывает дефицит электроэнергии.
Периферийное положение Белгородской
области и неурегулированность экономических
отношений с Украиной также представляют
серьезное препятствие для решения многих
экономических проблем.
Белгородская область имеет сбалансированную
структуру хозяйства.
Относительно небольшая по численности
населения, Белгородская область играет
значительную роль в производстве сразу
нескольких видов промышленной продукции:
добыча железной руды, производство проката
черных металлов, цемента, шифера, сахара,
растительного и животного масла.
1.2 Внешнеэкономическая деятельность.
Белгородская область традиционно имела
и имеет крепкие связи с экономикой и агропромышленным
комплексом соседней Украины. Несмотря
на небольшие размеры, на область приходится
пятая часть современного товарооборота РФ и Украины.
На протяжении последних лет экономика
Белгородской области становится все
более открытой, что объясняется, в первую
очередь, благоприятным экономико-географическим
положением региона, наличием на территории
государственной границы. Сотрудничество
с зарубежными партнерами имеет для области
исключительно актуальное значение. Важнейшим
элементом ВЭД области является внешняя
торговля. Белгородская область обладает
определенным потенциалом в этой сфере.
Среди внешнеторговых партнеров ведущее
место занимают страны СНГ, Восточной
и Западной Европы, а также США.
Мощным потенциалом располагает и аграрный
сектор, составляющий одну из важнейших
отраслей экономики области.
Повышение инвестиционной привлекательности
агропромышленной отрасли благоприятно
отражается на экономике региона в целом,
позволяет получить значительные средства
в городской и региональный бюджет, открывает
возможность выхода продукции на российский
и зарубежный рынки сбыта.
1.3 Инвестиционная привлекательность.
Область имеет инвестиционный рейтинг
3B1, что означает пониженный потенциал
и умеренный риск. Место области по инвестиционному
риску в последнем рейтинге – 7, по потенциалу
– 22. Наименьший инвестиционный риск –
управленческий. Наибольший – социальный.
Область отличается повышенным природно-ресурсным
потенциалом.
Регион успешно преодолевает влияние
мирового финансового кризиса. В целях
координации деятельности органов исполнительной
власти области по стабилизации финансово-экономической
ситуации создан координационный совет,
возглавляемый губернатором.
1.4 Анализ основных социально-экономических
показателей Белгородской области в сравнении
с общефедеральными показателями.
Как уже было отмечено,
Белгородская область, несмотря на небольшую
территорию, активно участвует в формировании
ВВП страны.
Если говорить об удельном весе субъекта
в показателях РФ, то следует отметить,
что доля импорта области составляет около
1,3%, экспорта – 0,6%.
Продукция сельского
хозяйства области составляет 3,6%, учитывая
долю всего центрального региона (около
22%), можно говорить о немалом вкладе в
развитие агропромышленного комплекса
страны и округа.
Важно также отметить, что в области производства
сельского хозяйства область занимает
5 место в стране.
Рассматривая социальную сферу, необходимо
отметить высокие показатели области
относительно других субъектов в сфере
доходов населения. Так, область занимает
24 место в стране по сумме среднедушевых
доходов населения, 45 – по среднему размеру
назначенных пенсий, 78 – по величине прожиточного
минимума. Однако, относительно прожиточного
минимума следует отметить относительно
небольшую долю граждан, имеющих доходы
ниже этого уровня.
Таким образом, Белгородская область является
устойчиво развивающимся регионом, осуществляющим
большой спектр работ и услуг, привлекающим
многих инвесторов.
2. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
2.1 Общие положения и правила
классификации состояний по экономической
безопасности.
В основу методики положен метод
индикативного анализа. Все индикаторы
группируются по 12 группам жизнедеятельности.
Целью оценки состояния территории
с позиций экономической безопасности
является установление уровней безопасности
последовательно по каждому индикатору
в сфере жизнедеятельности и определение
комплексной оценки экономической безопасности
по всей совокупности индикаторов.
По каждому из индикаторов вводятся
определенные классы, рассматриваемые
далее.
а) Нормальное состояние. Данный класс характеризуется
значениями индикативных показателей,
которые соответствуют общепринятым нормативам
(российским или зарубежным) по тем или
иным экономическим процессам и явлениям.
б) Предкризисное состояние. Данное состояние кратко описать
как такое состояние, при котором действие
угроз безопасности ощутимо сказывается
на жизнедеятельности территории, хотя
существенных нарушений или ограничений
при этом не наблюдается. В этих условиях
устойчивое развитие оказывается под
угрозой и возможен переход в кризисное
состояние при определенных расчетных
ситуациях, связанных как с чрезвычайными
событиями, так и с неопределенностью
прогнозирования показателей развития,
хотя при благоприятном стечении обстоятельств
угрозы могут и не проявиться в полной
мере. Однако и при сравнительно благоприятных
условиях система может перейти в кризисное
состояние, если не предпринимать соответствующих
специальных мер по ее возврату в нормальное
состояние.
Предкризисная ситуация также
означает такое положение, при котором
преодоление негативных последствий действия
угроз безопасности, их предупреждение
и предотвращение возможны путем мобилизации
внутренних материальных, трудовых, финансовых,
сырьевых и других ресурсов своей территории
и путем соответствующих организационных
мероприятий. Предкризисная зона разбивается
на три подзоны с точки зрения глубины
нахождения ситуации в данной зоне
и формирования мер и мероприятий по нейтрализации
угроз:
1) Предкризис 1 (начальная стадия,
зона наблюдения угроз). Данная зона является
зоной начального проявления угроз. Оперативные
меры при нахождении ситуации в данной
зоне не реализуются, а идет только отслеживание
угроз и величины их отклонения от нормального
состояния;
2) Предкризис 2 (развивающаяся
стадия, зона начального регулирования
угроз). При нахождении ситуации в данной
зоне помимо простого отслеживания угроз
и характера их проявления начинаются
определенные управляющие воздействия
на систему в направлении предотвращения
нарастания угроз и ее возврату в нормальное
состояние. В данной зоне упреждающие
воздействия носят плановый характер,
либо являются рыночными регулирующими
процессами.
3) Предкризис 3 (критическая
ситуация, зона начального вмешательства).
При переходе ситуации в данную зону начинают
реализовываться специфичные профилактические
регулирующие мероприятии по нейтрализации
угроз. Данные мероприятия, как правило,
не носят высокозатратного характера,
но требуют разработки и реализации специальных
программ
в) Кризисное состояние. Попадание ситуации по индикатору
в данное состояние означает существенное
действие угроз, в результате чего требуется
проводить срочные, в большинстве случаев
высокозатратные действия (зачастую в
течение нескольких лет), по их нейтрализации
и устранению. При этом во многих случаях
система не в состоянии справиться с действием
угроз собственными силами. Для ее вывода
из критического состояния требуется
помощь извне и такая мобилизация собственных
ресурсов, которая далеко уводит систему
от оптимального состояния функционирования.
Кризисное состояние грозит потерей устойчивости
развития системы либо, в тяжелых случаях,
приводит к такой потере. Кризисная зона
по аналогии с предкризисной разбивается
на три подзоны:
1) Кризис 1 (нестабильная ситуация,
зона сильного действия угроз). Данная
зона требует проведения комплекса высокозатратных
мероприятий, в большинстве случаев срочных.
Однако, как правило, при попадании в зону
нестабильного кризиса для нейтрализации
угроз системе достаточно собственных
ресурсов без помощи извне. Также следует
отметить, что при нахождении систему
в зоне нестабильного кризиса не нарушается
устойчивость ее функционирования и развития;
2) Кризис 2 (угрожающая стадия,
зона оперативных мер). При попадании в
угрожающую стадию кризиса требуется
проведение комплекса срочных широкомасштабных
воздействий дл предотвращения развития
кризисной ситуации и нарушения устойчивой
работы системы и ее элементов. Для проведения
таких мер собственных ресурсов системы
недостаточно: требуется существенная
помощь извне.
3) Кризис 3 (чрезвычайная ситуация,
зона потери устойчивости). В данной зоне
уровень проявления угроз таков, что нарушаются
процессы устойчивого развития системы,
а при нахождении ситуации глубоко в зоне
чрезвычайного кризиса, и устойчивость
ее функционирования. При нахождении системы
в зоне чрезвычайного кризиса вопросы
ее развития уходят «на второй план», в
основном приходится решать задачи ее
выживания. Для выхода из данной зоны требуются
сильные внешние воздействия, требующие
больших материальных и иных ресурсов.