Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:26, курсовая работа
Инновационно-технологическое развитие, формируя соответствующий потенциал и необходимые механизмы его реализации, создает необходимые объективные предпосылки для наращивания конкурентных преимуществ предприятий.
Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение.
Введение...................................................................................................2
1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности..................................................4
2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли......................................................................................................8
3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли....................................................................................................13
4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе........................19
5. Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР.......................25
Заключение............................................................................................29
Список использованных источников...............................................31
Количество промежуточных звеньев в сети товаропроводящих каналов оказывает влияние на формирование конечных цен на продукцию. Так в структуре розничной цены на рыбные товары большая доля принадлежит посредникам. Если принять себестоимость продукции за 100%, то с учетом прибыли при рентабельности в 25% оптовая цена производителя составит 125%. Оптовая цена с НДС, в свою очередь, составит 137,5% (125 х 1,1). А с учетом оптовой сбытовой надбавки в 20% цена определяется на уровне 165% (137,5 х 1,2). При 30% надбавке в розничной сети цена будет составлять 214,5% (165 х 1,3) от себестоимости. Таким образом, рост цены в 2,15 раза напрямую связан с посредническим звеном в канале продвижения готовой продукции к потребителю.
В настоящее время разрыв между спросом и предложением на рыбную продукцию оценивается в 10 млн. т, что составляет 10% общего мирового улова. По прогнозам ФАО (Всемирной продовольственной организации по рыболовству) в XXI веке разрыв между спросом и предложением рыбы будет и далее нарастать. По объему вылова морских биоресурсов в 2004 г. Россия лишь достигла уровня 1959 г. Таким образом, существует возможность создавать условия для повышения объемов добычи рыбы отечественными промысловиками.
3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли
В рыбохозяйственном комплексе России в настоящее время функционирует более 5,5 тыс. хозяйствующих субъектов, занятых добычей и обработкой рыбы и нерыбных объектов, в том числе около 3,8 тыс. пользователей водных биоресурсов. Это превышает количество организаций, работающих в 1991 г. в 20 раз, следовательно, большинство организаций рыбной отрасли - мелкие фирмы.
Для эффективного развития рыбной отрасли необходимо использовать интеграцию как между обрабатывающими предприятиями, так и их объединение со сбытовыми и добывающими организациями. Применение контрактной системы выявит потенциальных поставщиков рыбной продукции - устойчивые, кредитоспособные организации, имеющие производственные возможности для расширения производства. Для получения контракта обрабатывающие предприятия оказываются перед дилеммой - либо интегрироваться для достижения конкурентных преимуществ, либо отказываться от участия в контракте в виду недостаточности финансовых ресурсов и старения основных фондов. Примером тому служит появление ассоциаций, представляющих собой объединения предприятий рыбопромышленного комплекса для координации усилий в решении организационных и прочих сложных вопросов. Таким образом, укрупнение проводится естественным путем для удовлетворения общих интересов государства-заказчика и поставщиков продукции. Государственный рынок при наличии в стране крупных исполнителей заказа получает более быстрое развитие.
Контрактная система в смешанной экономике принимает форму специфического инструмента налогово-бюджетной политики правительства. Источником ее финансирования является федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, а основным элементом - государственные закупки, которые вызывают рост конкурентоспособности продукции.
Особый интерес для рыбопромышленного комплекса представляет норвежский опыт, так как природные условия функционирования идентичны, а показатели деятельности в рыбной отрасли Норвегии гораздо выше, чем в России. Рыбная промышленность Норвегии возглавляется Министерством Рыболовства, основанным в 1946 г. Оно обеспечивает государственную поддержку рыбохозяйственному комплексу, развитие аквакультуры, надежность и хорошее техническое состояние морского транспорта, маяков и т.д. Организация сбыта рыбы-сырца добывающими предприятиями и внешней торговли, установление минимальных цен на первичную продукцию, формирование рынка малоценной и маломерной рыбы - все это способствует справедливому распределению прибыли между предприятиями, участвующими в добыче и переработке морепродуктов и их реализации.
Среди инструментов регулирования рыбодобычи (открытого и закрытого доступа к морским биоресурсам) в качестве наиболее приемлемых в рыбной отрасли России можно выделить такие как: лицензирование; рынок рыболовных прав; закрепление промысловых участков за наиболее эффективными пользователями (при добыче малоподвижных объектов промысла); временное закрытие участка промысла; запрет на использование на промысле судов, срок эксплуатации которых превышает нормативный.
Добывающим компаниям отводится важная роль поставщика сырья на обрабатывающие предприятия. Заключение контракта между добывающими судами и государством на взаимовыгодных условиях (насыщение государственного рынка рыбным сырьем для государства и получение права на дополнительные объемы вылова для судов) повлечет за собой рост объемов производства на береговых предприятиях. С учетом того, что от качества сырья и своевременности поставок напрямую зависит цена продукции, деятельность добывающих компаний не останется без внимания государства и в последующие годы. Например, с 2009 г. Правительством предусмотрен поэтапный переход на долговременное (до 25 лет) закрепление долей промышленных квот за российскими пользователями с соответствующей разбивкой по промысловым судам, находящимся в собственности россиян.
Относительно контракта государства с обрабатывающими предприятиями по поставкам готовой рыбной продукции на государственный рынок можно отметить, что взаимная выгода присутствует и в этих отношениях: насыщение государственного рынка рыбной продукцией повысит потребление рыбопродукции населением страны, а обрабатывающая подотрасль, наращивая объемы производства, перестанет быть убыточной.
Эффективность представленного механизма функционирования государственного рынка зависит и от наличия высокопрофессиональных специалистов по проведению госзакупок, уровень знаний и опыт которых устранят большую часть нарушений при проведении закупок.
Анализ деятельности рыбодобывающих предприятий выявил наличие приловов и сбросов некондиционного вылова в практике российских добывающих судов. Для устранения проблемы сбросов необходимо, по нашему мнению, создать рынок малоценной и маломерной рыбы, устанавливая стоимость такого сырья на уровне затрат добывающих судов на хранение и доставку сырья на берег. При этом сбросы прилова необходимо запретить, а при выявлении таких фактов применять к нарушителям штрафные санкции.
Более 60% российской рыбы поставляется за рубеж без оформления таможенных документов, то есть сразу из района промысла. При введении лицензирования экспорта или организации экспортных поставок через специализированные органы эта проблема в большей степени будет снята.
В современных условиях рыбаки могут из района промысла информировать потенциальных покупателей об объеме улова и сроках прихода в порт, наличии уловов нестандартного размера и пр. Такие мероприятия позволят государственным органам своевременно выявлять участки добычи, которые необходимо закрывать для сохранения биоресурсов и получать на внутренний рынок дополнительные поставки сырья, что увеличит потребление рыбопродукции населением.
Добывающие предприятия рыбной отрасли являются основными участниками рентных отношений с государством, в соответствии с которыми для осуществления добычи биоресурсов предприятия получают лицензию и приобретают квоту на добычу. Возможность извлекать ренту сохраняется до тех пор, пока суммы доходов будут превышать суммы расходов на промысел того или иного вида биоресурсов. Размер ренты зависит от условий промысла, поэтому истощение сырьевой базы в ИЭЗ России, особенно в прибрежной зоне, не позволяет получать ренту всем рыболовным судам. Российскому государству следует в ближайшее время решить вопрос о расширении зоны прибрежного лова с 12 до 50 миль.
Производственные мощности предприятий рыбной промышленности загружены слабо (25%), поэтому для переработки рыбного сырья в больших объемах не придется строить новые заводы, они уже имеются, но переоснащение оборудования все же потребуется. Созданные рабочие места сократят имеющуюся безработицу в регионе и вызовут приток молодежи в учебные заведения, выпускающие специалистов по рыболовству и рыбопереработке. Все эти мероприятия повлияют на улучшение социально-экономического положения предприятий рыбной промышленности и приведут к уменьшению бюджетных средств, направляемых в регион предприятия из федерального бюджета.
Государственные заказчики могут приобретать рыбную продукцию непосредственно у перерабатывающих предприятий или через оптовый рынок (биржи), а при недостатке сырья использовать импорт.
Оптовый рынок - посредническое звено, поэтому его использование увеличивает стоимость закупки. В тоже время условия оптовых продаж предусматривают наличие холодильников, складов и пр., что гарантирует длительную сохранность качества продукции, поэтому отказываться от использования этого канала нельзя.
Для сокращения затрат наиболее удобны закупки непосредственно у предприятия-производителя. При этом заказчик может обговорить заранее объем поставки, ее качество и сроки. Именно этот канал снабжения используется при организации государственных закупок через контрактную систему.
Импорт следует использовать лишь при отсутствии необходимой продукции на отечественных предприятиях. В практической деятельности присутствуют импортные поставки консервов в государственный резерв России, которые из-за более низких цен выигрывают по сравнению с отечественными консервами. Но такого рода выгода государства несопоставима с его потерями из-за снижения объемов консервного производства в России.
Рыночные условия хозяйствования характеризуются ростом числа посреднических структур, часть которых представлена мелкими фирмами. Необходимо сократить число посредников через организацию специализированных оптовых рынков. Для этого можно рекомендовать использование торгов и аукционов через биржи и электронные рыбные торги. В настоящее время создается система электронных аукционных рыбных торгов на основе закона «Об электронной торговле». Масштабы электронных торгов нужно законодательно ограничить долей уловов судов, выставляемых на торгах в Internet, которая не должна превышать 35% от общего улова. Это своеобразная защита экономических интересов конкретных регионов, что позволит гарантировать поставку части улова на берег, которая реализуется на традиционной основе.
Период невмешательства государства в экономику субъектов хозяйствования заканчивается. На современном этапе развития российской экономики государственные органы должны активно управлять структурными преобразованиями в экономике, в том числе в рыбной отрасли.
Государство создает необходимые условия хозяйствования для функционирования всех субъектов рыночных отношений. Используя заказы в качестве мощного экономического инструмента, государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей производства, инфраструктуру, обеспечивать создание и внедрение новых технологий, проведение перспективных научных разработок в различных областях народного хозяйства.
Таким образом, для сокращения затрат на производство и реализацию продукции рыбохозяйственной отрасли необходимо создание партнерских отношений государства с добывающими, обрабатывающими и сбытовыми предприятиями при преобладании общественных интересов.
4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе
Основные перспективы развития рыбохозяйственного комплекса определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее -
Концепция долгосрочного развития), согласно которой в 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биоресурсов должна увеличиться в 1,8 раза, среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 кг в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 % до 82 %, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 % до 85 %.
Проводимая государственная политика по формированию эффективного рыбохозяйственного комплекса, сохранению природных ресурсов для рыбного производства позволила не только стабилизировать ситуацию в рыбном хозяйстве, но и наращивать отечественное производство рыбной продукции.
Так, в 2010 году практически достигнут уровень уловов 2000 года (4 млн. тонн), что выше уровня предыдущего «лососевого» года на 5,8 % и самого кризисного в новейшей истории отрасли 2004 года на 39 %. Объем производства товарной пищевой рыбной продукции составил 4,6 млн. тонн (рост к 2009 году - 1,5 %).
Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации (в том числе по экспорту) в 2010 году составил 1,6 млн. тонн, что на 0,3 млн. тонн (19,8 %) больше значений 2009 года. Импорт рыбной продукции увеличился на 3,8 % и составил около 1 млн. тонн.
При этом в условиях стабильного роста экспорта рыбной продукции объем импортных поставок традиционно значительно ниже и имеет более низкие темпы роста, а в отдельные годы происходило даже его снижение.
В то же время благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса по предварительным экспертным оценкам доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2010 год составила порядка 77,5 %.
По данным Росстата потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения за 2009 год определено в количестве 15 кг. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, и в первую очередь в прибрежных, этот показатель значительно выше (Сахалинская область - 34 кг, Камчатский край - 30 кг, Тюменская область - 21 кг).