Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Инновационно-технологическое развитие, формируя соответствующий потенциал и необходимые механизмы его реализации, создает необходимые объективные предпосылки для наращивания конкурентных преимуществ предприятий.
Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение.

Содержание работы

Введение...................................................................................................2

1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности..................................................4

2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли......................................................................................................8

3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли....................................................................................................13

4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе........................19

5. Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР.......................25

Заключение............................................................................................29

Список использованных источников...............................................31

Файлы: 1 файл

Лю Дунхай.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

Роль и участие в этом Росрыболовства, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выражается в осуществлении следующих функций:

   выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биоресурсов, производства и реализации рыбной продукции, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

контроль и надзор за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее -континентальный шельф), а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Для реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности в рыбохозяйственном комплексе требуется концентрация усилий по следующим направлениям:

-расширение и более  интенсивное использование потенциала  водных биоресурсов и новых  технологий их индустриального  выращивания;

-создание новых технологий  глубокой и комплексной переработки  водных биоресурсов, методов хранения  и транспортировки рыбной продукции;

-развитие научного потенциала  рыбохозяйственного комплекса, поддержка  новых научных направлений;

-совершенствование механизмов  регулирования рынка рыбной продукции  в части устранения ценовых  диспропорций на рынках рыбной  продукции и материально-технических  ресурсов;

-повышение эффективности  государственной поддержки, уделяя  особое внимание созданию условий  для финансовой устойчивости  и платежеспособности товаропроизводителей;

-оперативное применение  мер таможенно-тарифного регулирования  для целей рационализации соотношения  экспорта и импорта рыбной  продукции;

-активное использование  защитных мер при растущем  импорте рыбной продукции, а также  в случаях демпинга и применения  в зарубежных странах субсидий  при их экспорте;

-эффективная работа системы  санитарного, ветеринарного и фитосанитарного  контроля с учетом международных  правил и стандартов;

-поэтапное снижение зависимости  отечественного рыбохозяйственного  комплекса от импорта технологий, машин, оборудования и других  ресурсов.

Росрыболовство провело большую работу по подготовке изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ, по результатам которой принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 420 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 420-ФЗ). В частности, введена норма, касающаяся снятия запрета на осуществление промысла с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам на праве собственности, на основании договора бербоут-чартера за пределами континентального шельфа и ИЭЗ Российской Федерации. В районах действия международных договоров Российской Федерацией ведется промысел нетрадиционных для России видов водных биоресурсов и, соответственно, рыбопромысловых судов для промысла таких видов в настоящее время недостаточно. Механизм бербоут-чартера позволяет организовать такой промысел. Кроме того, следует отметить, что зачастую одним из условий договора бербоут-чартер является постепенный выкуп судна в собственность.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства» Росрыболовство приступило к осуществлению новых функций в сфере рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства и реализации рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Всего в 2010 году принято 15 постановлений и более 30 распоряжений Правительства Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых акта Росрыболовства.

С 2009 года за 1058 пользователями на 10-летний период закреплено 6487 долей квот, что позволило с одной стороны эффективным пользователям планировать развитие своего бизнеса, а с другой - стимулировать более полное освоение выделяемых квот. В 2010 году данная работа была продолжена, заключено свыше 1850 договоров о закреплении долей квот с более чем 140 юридическими лицами, получившими право на добычу (вылов) водных биоресурсов по результатам проведенных аукционов, а также в результате реорганизации.

В связи с окончанием в 2010 году двухлетнего периода, который должен показать эффективность освоения пользователями объемов водных биоресурсов, выделяемых в соответствии с договорами о закреплении долей квот, в настоящее время большую важность приобретает организация кампании по обеспечению реализации нормы, установленной в пункте 2 части 2 статьи 13 Федерального закона № 166-ФЗ, о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов. В целях реализации данных положений Росрыболовством издан приказ от 16 октября 2010 г. № 101 «Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства».

Традиционно основные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов российскими рыбаками приходится на рыболовство, осуществляемое в ИЭЗ Российской Федерации, континентальном шельфе и открытой части Мирового океана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР

 

Рыбная отрасль КНР в настоящее время является лидером мирового рыболовства. Экспорт рыбной продукции Китая демонстрирует экспоненциальный рост: если общий объем экспорта рыбопродукции КНР в 2008 году составил 10 221,5 млн долл. США, то в 2013 году – 18 269,9 млн долл. США. , увеличившись за 6 лет рост более чем на 78,7% [4, с.123]. По данным ФАО в рыбохозяйственной отрасли КНР в 2012 году было занято около 12, 2 млн. чел. [3].       

Китай сегодня обладает крупнейшим в мире рыболовным флотом, насчитывающим в 2010 г. 1899 судов дальнего плавания. Согласно пятилетнему 12-му плану (2012-2015 гг.) за пять лет планируется довести их количество до 2300 единиц [1, с.3]. 70% судов дальнего плавания принадлежит частным владельцам. Увеличение численности рыболовного флота планируется достичь за счет государственных субсидий.

В последние годы вопросы регулирования субсидирования производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции на национальном уровне имеют для них первостепенное значение, поскольку предоставляют получателям субсидий значительные конкурентные преимущества, а с другой стороны значительно искажают конъюнктуру мировых товарных рынков.

На Уругвайском раунде переговоров 1986-1994 гг. было принято Соглашение по сельскому хозяйству, охватывающее вопросы производства сельскохозяйственных продуктов за исключением рыбы и рыботоваров. Для ликвидации данного пробела в регулировании международной торговли на Министерской конференции в Дохе 2001 года, а затем в Гонконгской Министерской декларации 2005 года были разработаны принципы и подходы к регулированию субсидий в рыболовстве вплоть до запрета определенных форм субсидий, приводящих к увеличению мощности рыболовных судов, а значит, и к увеличению нагрузки на рыбные ресурсы и перелову [2]. В ходе постоянных переговоров по регулированию субсидий в рыболовстве вплоть до 2011 г. достичь всеобъемлющего соглашения не удалось.

Факторами, сдерживающими принятие такого соглашения в рамках ВТО, являются недостоверные данные о размерах субсидий, отсутствие согласованного подхода к классификации и определению величины разрешенных и запрещенных субсидий.       

В Китае применяется три основных вида субсидий:

– субсидии на закупку топлива и субсидии на строительство морских и речных судов;          

– льготное налогообложение;

– оплата сборов за доступ к морским ресурсам.       

Джастин Ллакини, советник по делам региональной экономической интеграции Отдела по развитию рыболовства Форума Тихоокеанских островов; выделяет 8 основных видов субсидий, применяемых в КНР для развития добывающих мощностей в рыбной отрасли [1, с. 5].

В 1997 г. Министерство финансов КНР и государственная налоговая администрация ввели освобождение от корпоративного налога предприятий, занимающихся дальним морским промыслом вплоть до 2015 года. Данный корпоративный налог составляет 25%. Все компании, привлекающие инвестиции в рыбную отрасль, освобождаются от уплаты корпоративного налога,возможно так же ли снижение корпоративного подоходного налога в размере 50%.       

Судостроительным верфям, строящим и экспортирующим рыболовные суда, предоставляются пятилетние налоговые каникулы и пятилетнее снижение корпоративного налога на 50%.       

Компаниям, закупающим оборудование для модернизации флота, предоставлено право использовать заниженные ставки ввозных таможенных пошлин.       

Ускоренная амортизация основных средств.       

Китайское правительство предоставляет широкий спектр прямых субсидий для ловли, разведки, разработки новых промыслов и технологий рыболовства. По оценкам экспертов за время 10-го пятилетнего плана страны (2001-2005 годы), Китай инвестировал более 10 миллионов юаней в год по этому виду субсидий. Общий объем субсидий на разработку рыбных ресурсов итехнологию рыболовства для пятилетнего периода плана составил, по оценкам, свыше 50 миллионов юаней (7950900 долл. США).      

Субсидии на закупку топлива предоставляются как для судов, занимающихся прибрежным ловом, так и для судов дальнего плавания.      

Сборы за доступ к рыболовным ресурсам не являются в прямом смысле субсидиями, однако 50% таких выплат возмещаются за счет средств региональных властей.      

Экспортно-импортный Банк КНР предоставляет льготные отраслевые кредиты, кредитуя до 80% стоимости контракта на экспорт рыболовных судов. Значительные кредиты на поддержку инфраструктурных проектов судостроения и рыбохозяйственной отрасли предоставляет Банк КНР, Китайский сельскохозяйственный банк, другие коммерческие и индустриальные банки.      

Программы регионального уровня финансируются из средств государственного бюджетапутем создания региональных фондов [4]. Местные органы власти финансируют строительство инфраструктуры и инженерных сетей, программы по предотвращению эпидемий и выплате субсидий на возмещение страховых премий.      

С целью снижения уровня бедности, государственные прямые трансферты увеличились в 2011 и 2012 гг. на 40,4% и 31,9%, соответственно. В свою очередь, повышение благосостояния населения, занятого в сельскохозяйственном производстве и рыболовстве, повышает спрос на продовольствие на внутреннем рынке, тем самым создавая предпосылки увеличения емкости внутреннего рынка.      

Известно, что инфраструктурные проекты в базовой и смежных отраслях содействуют повышению конкурентоспособности отрасли в целом. Более того, значительный объем субсидий, привлекаемых в рыбохозяйственную отрасль и смежные с ней судостроение, судоремонт, создают условия для быстрой оборачиваемости инвестиций, что представляет собой значительное конкурентное преимущество рыбохозяйственной отрасли КНР как на внешнем, так и навнутреннем рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании изложенного, можно сформулировать ряд выводов.

Необходимым условием эффективного функционирования рыбной отрасли является реализация следующих форм и методов государственного управления: развитие государственного рынка рыбного сырья и обрабатывающего сектора; направленность внешнеторговой политики на уменьшение в экспорте рыбных товаров доли сырья; стимулирование добывающих, обрабатывающих, сбытовых предприятий к интеграции совместной деятельности с использованием рентных, налоговых и компенсационных инструментов воздействия.

При создании государственного рынка рыбного сырья в системе национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции.

Информация о работе Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности