Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:26, курсовая работа
Инновационно-технологическое развитие, формируя соответствующий потенциал и необходимые механизмы его реализации, создает необходимые объективные предпосылки для наращивания конкурентных преимуществ предприятий.
Формирующаяся глобальная экономика, являясь внешней средой развития хозяйственной системы России, перестала иметь только количественное измерение.
Введение...................................................................................................2
1. Методы государственного регулирования структурных преобразований в промышленности..................................................4
2. Характеристика развития российской рыбохозяйственной отрасли......................................................................................................8
3. Особенности инновационного развития рыбохозяйственной отрасли....................................................................................................13
4. Государственное регулирование инновационных преобразований в рыбохозяйственном комплексе........................19
5. Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР.......................25
Заключение............................................................................................29
Список использованных источников...............................................31
Роль и участие в этом Росрыболовства, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, выражается в осуществлении следующих функций:
выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биоресурсов, производства и реализации рыбной продукции, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;
контроль и надзор за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;
оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации (далее -континентальный шельф), а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.
Для реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности в рыбохозяйственном комплексе требуется концентрация усилий по следующим направлениям:
-расширение и более
интенсивное использование
-создание новых технологий
глубокой и комплексной
-развитие научного потенциала рыбохозяйственного комплекса, поддержка новых научных направлений;
-совершенствование механизмов
регулирования рынка рыбной
-повышение эффективности
государственной поддержки, уделяя
особое внимание созданию
-оперативное применение
мер таможенно-тарифного
-активное использование
защитных мер при растущем
импорте рыбной продукции, а также
в случаях демпинга и
-эффективная работа системы
санитарного, ветеринарного и
-поэтапное снижение
Росрыболовство провело большую работу по подготовке изменений в Федеральный закон № 166-ФЗ, по результатам которой принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 420 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 420-ФЗ). В частности, введена норма, касающаяся снятия запрета на осуществление промысла с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам на праве собственности, на основании договора бербоут-чартера за пределами континентального шельфа и ИЭЗ Российской Федерации. В районах действия международных договоров Российской Федерацией ведется промысел нетрадиционных для России видов водных биоресурсов и, соответственно, рыбопромысловых судов для промысла таких видов в настоящее время недостаточно. Механизм бербоут-чартера позволяет организовать такой промысел. Кроме того, следует отметить, что зачастую одним из условий договора бербоут-чартер является постепенный выкуп судна в собственность.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства» Росрыболовство приступило к осуществлению новых функций в сфере рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства и реализации рыбной продукции, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Всего в 2010 году принято 15 постановлений и более 30 распоряжений Правительства Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых акта Росрыболовства.
С 2009 года за 1058 пользователями на 10-летний период закреплено 6487 долей квот, что позволило с одной стороны эффективным пользователям планировать развитие своего бизнеса, а с другой - стимулировать более полное освоение выделяемых квот. В 2010 году данная работа была продолжена, заключено свыше 1850 договоров о закреплении долей квот с более чем 140 юридическими лицами, получившими право на добычу (вылов) водных биоресурсов по результатам проведенных аукционов, а также в результате реорганизации.
В связи с окончанием в 2010 году двухлетнего периода, который должен показать эффективность освоения пользователями объемов водных биоресурсов, выделяемых в соответствии с договорами о закреплении долей квот, в настоящее время большую важность приобретает организация кампании по обеспечению реализации нормы, установленной в пункте 2 части 2 статьи 13 Федерального закона № 166-ФЗ, о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов. В целях реализации данных положений Росрыболовством издан приказ от 16 октября 2010 г. № 101 «Об организации в Росрыболовстве работы в связи с принудительным прекращением права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства».
Традиционно основные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов российскими рыбаками приходится на рыболовство, осуществляемое в ИЭЗ Российской Федерации, континентальном шельфе и открытой части Мирового океана.
5. Развитие рыбохозяйственной отрасли в КНР
Рыбная отрасль КНР в настоящее время является лидером мирового рыболовства. Экспорт рыбной продукции Китая демонстрирует экспоненциальный рост: если общий объем экспорта рыбопродукции КНР в 2008 году составил 10 221,5 млн долл. США, то в 2013 году – 18 269,9 млн долл. США. , увеличившись за 6 лет рост более чем на 78,7% [4, с.123]. По данным ФАО в рыбохозяйственной отрасли КНР в 2012 году было занято около 12, 2 млн. чел. [3].
Китай сегодня обладает крупнейшим в мире рыболовным флотом, насчитывающим в 2010 г. 1899 судов дальнего плавания. Согласно пятилетнему 12-му плану (2012-2015 гг.) за пять лет планируется довести их количество до 2300 единиц [1, с.3]. 70% судов дальнего плавания принадлежит частным владельцам. Увеличение численности рыболовного флота планируется достичь за счет государственных субсидий.
В последние годы вопросы регулирования субсидирования производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции на национальном уровне имеют для них первостепенное значение, поскольку предоставляют получателям субсидий значительные конкурентные преимущества, а с другой стороны значительно искажают конъюнктуру мировых товарных рынков.
На Уругвайском раунде переговоров 1986-1994 гг. было принято Соглашение по сельскому хозяйству, охватывающее вопросы производства сельскохозяйственных продуктов за исключением рыбы и рыботоваров. Для ликвидации данного пробела в регулировании международной торговли на Министерской конференции в Дохе 2001 года, а затем в Гонконгской Министерской декларации 2005 года были разработаны принципы и подходы к регулированию субсидий в рыболовстве вплоть до запрета определенных форм субсидий, приводящих к увеличению мощности рыболовных судов, а значит, и к увеличению нагрузки на рыбные ресурсы и перелову [2]. В ходе постоянных переговоров по регулированию субсидий в рыболовстве вплоть до 2011 г. достичь всеобъемлющего соглашения не удалось.
Факторами, сдерживающими
принятие такого соглашения в рамках ВТО, являются
недостоверные данные о размерах субсидий,
отсутствие согласованного подхода к
классификации и определению величины
В Китае применяется три основных вида субсидий:
– субсидии на закупку топлива и субсидии на строительство морских и речных судов;
– льготное налогообложение;
– оплата сборов за доступ к морским ресурсам.
Джастин Ллакини, советник по делам
В 1997 г. Министерство
финансов КНР и государственная налоговая
администрация ввели освобождение от
корпоративного налога предприятий, занимающихся
дальним морским промыслом вплоть до 2015
года. Данный корпоративный налог составляет
25%. Все компании, привлекающие инвестиции в
Судостроительным верфям, строящим и экспортирующим рыболовные суда, предоставляются пятилетние налоговые каникулы и пятилетнее снижение корпоративного налога на 50%.
Компаниям, закупающим оборудование для модернизации флота, предоставлено право использовать заниженные ставки ввозных таможенных пошлин.
Ускоренная амортизация основных средств.
Китайское правительство
предоставляет широкий спектр прямых
субсидий для ловли, разведки, разработки новых
промыслов и технологий
Субсидии на закупку топлива предоставляются как для судов, занимающихся прибрежным ловом, так и для судов дальнего плавания.
Сборы за доступ к рыболовным ресурсам не являются в прямом смысле субсидиями, однако 50% таких выплат возмещаются за счет средств региональных властей.
Экспортно-импортный Банк КНР предоставляет льготные отраслевые кредиты, кредитуя до 80% стоимости контракта на экспорт рыболовных судов. Значительные кредиты на поддержку инфраструктурных проектов судостроения и рыбохозяйственной отрасли предоставляет Банк КНР, Китайский сельскохозяйственный банк, другие коммерческие и индустриальные банки.
Программы регионального уровня финансируются из средств государственного бюджетапутем создания региональных фондов [4]. Местные органы власти финансируют строительство инфраструктуры и инженерных сетей, программы по предотвращению эпидемий и выплате субсидий на возмещение страховых премий.
С целью снижения уровня бедности, государственные прямые трансферты увеличились в 2011 и 2012 гг. на 40,4% и 31,9%, соответственно. В свою очередь, повышение благосостояния населения, занятого в сельскохозяйственном производстве и рыболовстве, повышает спрос на продовольствие на внутреннем рынке, тем самым создавая предпосылки увеличения емкости внутреннего рынка.
Известно, что инфраструктурные проекты в базовой и смежных отраслях содействуют повышению конкурентоспособности отрасли в целом. Более того, значительный объем субсидий, привлекаемых в рыбохозяйственную отрасль и смежные с ней судостроение, судоремонт, создают условия для быстрой оборачиваемости инвестиций, что представляет собой значительное конкурентное преимущество рыбохозяйственной отрасли КНР как на внешнем, так и навнутреннем рынках.
Заключение
На основании изложенного, можно сформулировать ряд выводов.
Необходимым условием эффективного функционирования рыбной отрасли является реализация следующих форм и методов государственного управления: развитие государственного рынка рыбного сырья и обрабатывающего сектора; направленность внешнеторговой политики на уменьшение в экспорте рыбных товаров доли сырья; стимулирование добывающих, обрабатывающих, сбытовых предприятий к интеграции совместной деятельности с использованием рентных, налоговых и компенсационных инструментов воздействия.
При создании государственного рынка рыбного сырья в системе национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции.