Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Содержание работы

1 Введение

2 Основы государственной политики в области миграции

3 Организация федеральной миграционной службы

4 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году

5 Библиографический список

Файлы: 1 файл

Миграционная политика России.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Российской Федерации

 

 

 

ГОУ ВПО

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Университет  " РГТЭУ ИФ"

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Мировая экономика

на тему : "Миграционная политика России"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                                                 студент 2курса            

                                                                                                                    Чапарин М.Г

Факультет                                                    экономики и управления на предприятии

Специализация                                                        торговля и общественное питание

 

Проверил                                                                    доц. Осипова Ольга Николаевна

 

 

 

ИВАНОВО

2011

 

 

 

 

 

 

Cодержание

 

 

 

1 Введение

 

2 Основы государственной политики в области миграции

 

3 Организация федеральной миграционной службы

 

4 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году

 

5 Библиографический список

 

 

 

Введение

 

Миграции населения - перемещения  населения, связанные с переменой  места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия  кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском  пространстве, и миллионы людей стали  вынужденными мигрантами. В отличие  от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с  интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая  база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось интенсивное  расширение миграционных потоков, а  к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых  подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию  баланса интересов международных  акторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

Актуальность исследования данного  феномена на общемировом уровне обусловлена  обстоятельствами, к числу которых  можно отнести:

•расширение правового поля и акцентирование внимания международной общественности на проблематике прав человека, к которым, безусловно, относится право свободного передвижения;

•назревшую необходимость анализа  миграции с учетом ее целей, задач  и содержания в конкретных регионах Федерации и степени ее воздействия  на другие сферы общественных отношений;

•изменение социальных и политических параметров развития политических новообразований, принятие и претворение в жизнь  законов, ущемляющих права иноэтнического населения;

•необходимость научного осмысления и понимания социально-политической направленности отношений между  самими мигрантами, а также между  мигрантами и местным населением.

В Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается , что Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями.

Последствия миграции проявляются  в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической  и других. Более того, эти последствия  имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового  регулирования миграции.

 

 Основы государственной  политики в области миграции

 

Анализ и прогноз современной  демографической и социально-экономической  ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут  приобретать для российского  государства все большую значимость.

Общая численность населения России за период 2001-2004 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население  в молодых возрастах за эти  годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.). Одновременно следует  учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного  возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек.

Учитывая, что по прогнозным оценкам  Минэкономразвития России среднегодовые  темпы роста ВВП в 2002-2004 годах  составят на менее 4%, Российская Федерация  уже в ближайшие годы может  столкнуться с проблемой обеспечения  отраслей экономики кадрами, адаптированными  к рыночной экономике. В связи  с изложенным, обеспечение все  возрастающей потребности отраслей экономики в квалифицированных  кадрах в перспективе возможно не только за счет подготовки кадров из числа  молодежи, но и за счет миграции квалифицированных  работников из стран ближнего зарубежья.

В связи с этим роль и значение государственной миграционной политики в среднесрочной перспективе  неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения  проблем внешней и внутренней миграции населения.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации  в области миграции населения  будут связаны с реализацией  Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а также  Федеральной миграционной программой на 2002-2005 годы, в рамках которых предусматривается  разработка и реализация мероприятий  по государственному регулированию  миграционных процессов и, в частности:

по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия при этом будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и самообустройства;

по содействию привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке – граждан стран СНГ). Предстоит разработать меры селективной миграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), с учетом необходимых пропорций привлечения мигрантов на временной и постоянной основе. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание будет уделяться созданию эффективной системы противодействия нелегальной миграции иностранной рабочей силы;

по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить государственные обязательства по содействию переселению (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей).

В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями предусматривается постепенный  переход на преимущественно ротационную  систему привлечения необходимых  квалифицированных кадров, с учетом реальных потребностей производства, в том числе на основе более  широкого использования вахтового  метода ведения работ.

Предстоит разработать механизм участия  собственных средств мигрантов  и вынужденных переселенцев в  приобретении (строительстве) жилья, а  также участия работодателей  в финансировании жилищного обустройства указанных категорий граждан.

В силу того, что страны все чаще испытывают трудности в решении  миграционных проблем, возрастает необходимость  в эффективном сотрудничестве разных стран в этой сфере. В частности, необходимо управление миграцией для  обеспечения упорядоченных миграционных процессов. По программе технического сотрудничества в области миграции (ТСМ) Международная организация  по миграции предлагает правительствам и другим агентствам технические, интеллектуальные и стратегические ресурсы для  улучшения их возможностей по управлению миграцией. Такое сотрудничество является важным аспектом для общего технического сотрудничества - ключевой стратегии  ООН по развитию.

С завершением холодной войны, и  в качестве ответа на глобализацию и экономический спад во многих странах, внимание мирового сообщества переместилось  с оказания традиционной помощи на стимулирование большей самодостаточности  правительств-бенефициаров.

В то же время региональные процессы интеграции, которые происходят в  Европейском Союзе (ЕС), Латиноамериканском Общем Рынке Юга (МЕРКАТУР) и Южноафриканском  Сообществе по развитию (САДК), вызывают потребность в новых формах сотрудничества по миграционным проблемам между  государствами.

На этом фоне очень важно внимание, которое уделяется усилению возможностей правительств в администрировании, в особенности в странах, находящихся  в переходе к демократическим  гражданским структурам.

Новые формы миграции и изменения  в традиционных направлениях миграции населения также требуют усиления управления в области миграции, включая  новые подходы к политике и  менеджменту. Формирование политики в  области миграции отражает необходимость  двустороннего и многостороннего  консенсуса правительств по вопросам влияния миграции на трудовые рынки, здоровье, образование и безопасность.

ТСМ помогает правительствам улучшить их управленческие возможности в  области миграционной политики, законодательства и администрирования. ТСМ также  обладает мандатом укреплять национальные возможности в области управления миграцией в секторах, играющих ключевую роль в развитии страны.

Деятельность в области ТСМ  дополняет национальные и международные  усилия по более эффективному управлению миграцией. Программы в области  ТСМ направлены на удовлетворение конкретных потребностей правительств с целью  развивать всеохватывающие и  последовательные механизмы для  решения миграционных проблем в  быстроизменяющейся международной  среде. Для достижения этих целей  МОМ признает, что миграция, и  то, как ею управляют, является предметом  озабоченности во всем мире, неразрывно связана с такими главнейшими  проблемами как торговля, развитие, безопасность, здоровье и окружающая среда.

МОМ отвечает на потребности и приоритеты правительств, но Организация также  привержена международным принципам  прав человека и повышению благосостояния мигрантов. ТСМ также стремится  решать проблемы женщин-мигранток, вне зависимости от их правового статуса, прилагая усилия, чтобы гендерные вопросы были отображены в проектах и программах.

МОМ связывает свою деятельность в  области ТСМ преимущественно  с развитием, в особенности в  контексте региональных миграционных диалогов, пост-кризисной реабилитации и особенных потребностей стран с переходной экономикой. Это предполагает сотрудничество в идентификации проблем и реалистичных путей их решения.

Программы и деятельность в области  ТСМ осуществляются по четырем направлениям.

техническое сотрудничество в укреплении управленческих возможностей правительств в области миграционной политики, законодательства и администрирования;

управление миграцией в пост-чрезвычайных обстоятельствах для обеспечения стран технической помощью необходимой для решения миграционных проблем.

обмен экспертами для передачи знания и практического опыта по широкому кругу проблем;

возращение и реинтеграция квалифицированных мигрантов для предотвращения "утечки мозгов" и стимулирования социального и экономического развития страны происхождения.

Информация о работе Миграционная политика России