Миграционные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.
Задачи контрольно-курсовой работы:
1. Изучить особенности миграционных потоков;
2. Выявить проблемы миграции Тульской области;
3. Рассмотреть программу о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.

Файлы: 1 файл

Демогр-миграция.doc

— 599.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Тульская область входит в состав центрального экономического района, который по составу административно-территориальных единиц относится к самому большому в стране. Выгодное экономико-географическое положение, которое характеризуется пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивает устойчивые внутренние и внешние экономические связи.

За последние годы, в Тульской области в наибольшей степени  стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался хозяйственный многоотраслевой комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности. Тульская область – один из самых высокоразвитых в промышленном отношении среди регионов Центрального экономического района России.

Трудовые ресурсы  являются важным понятием в отечественной  экономической науки и близкое по значению к экономически активному населению. Экономически активное население занято общественно полезной деятельностью, приносящий доход, это и определяет актуальность темы исследования.

Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.

Задачи контрольно-курсовой работы:

1. Изучить особенности миграционных потоков;

2. Выявить проблемы миграции  Тульской области;

3. Рассмотреть программу  о дополнительных мерах по  улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.

 

 

1. Особенности миграционных потоков

 

К миграционно-привлекательным регионам в пределах европейской принимающей зоны относятся  Самарская и Нижегородская области, собирающие население соответственно с северной и южной частей Приволжского федерального округа, а также Краснодарский край и Белгородская область. Миграционная привлекательность последней вообще сложно объяснима: ни экономические, ни природно-климатические условия не выделяют ее из круга соседних регионов. Да и Белгород - не такой уж крупный городской центр, каким является, например, Нижний Новгород. По всей видимости, здесь играют роль субъективные факторы: протекционистская позиция областных властей, "позитивный", новаторский образ области, известной на всю страну благодаря умелой информационной компании. Возможно, какую-то роль играет и близкая расположенность к крупнейшему городу Украины - Харькову. В результате область отдает население только Москве с областью и Санкт-Петербургу, получая за счет мигрантов из других регионов серьезную подпитку депопулирующему населению.

Рис.1. Регионы принимающей  зоны: результаты внутренней миграции в 1991-2003 (А) и 2009-2011 (Б) годах [8, c.116]

Однако, принимая мигрантов  из других частей страны, все большая  часть регионов европейской принимающей зоны имеют отрицательный миграционный баланс (рис. 1). Если в 1990-е годы мощный западный дрейф помогал им компенсировать потери населения с Москвой и другими крупными центрами, то в последние годы его ресурсов не хватает.[7, c.101]

Свидетельствует ли это  о "размывании" принимающей зоны? Скорее нет, так как все ее регионы имеют прирост в миграции с остальными частями страны. Но процессы перераспределения населения в пределах самой зоны в пользу наиболее привлекательных регионов, прежде всего - Москвы, делают их отдающими. Как видно из табл.1, у типичных регионов принимающей зоны, имеющих миграционную убыль в последние годы, складывается положительный миграционный баланс с другими регионами страны.

Таблица 1

Нетто-миграция отдельных регионов принимающей зоны в 1991-2003 и 2009-2011 годах, тыс. человек [8, c.118]

 

1991-2003

2009-2011

Всего

в т.ч. за счет регионов:

Всего

в т.ч. за счет регионов:

Принимающей зоны

других  зон

Принимающей зоны

других  зон

Рязанская

-12,4

-22,9

10,5

-3,9

-6,7

2,8

Тамбовская

-1,6

-15,1

13,5

-9,4

-10,4

1

Тульская

7,2

-19,8

27,1

-5,7

-9,3

3,6

Пензенская

2,4

-8,5

10,9

-4,7

-5,9

1,2

Смоленская

3,9

-13,6

17,5

-4,1

-7,6

3,5

Вологодская

21

2,3

18,7

-0,3

-3

2,6

Астраханская

6,2

-11,3

17,6

-1,8

-4,6

2,8


 

Рис.2 показывает, насколько не хватает  мигрантов в последние годы отдельным регионам-аутсайдерам принимающей зоны. При том, что по сравнению с 1990-ми годами притягивающая роль столичного региона в целом усилилась, потоки из других регионов постепенно ослабевают.

Рис. 2. Составляющие внутрироссийской нетто-миграции отдельных  областей европейской принимающей зоны в 2009-2011 годах, тыс. человек [8, c.119]

Регионы-аутсайдеры в  пределах принимающей зоны подвергаются двойному миграционному прессингу: многие из них отдают население ближайшему крупному центру (например, Самаре), а также Москве. В условиях ослабления потока с востока страны и сокращения миграции из СНГ, такая миграция усиливает депопуляцию в этих регионах. А учитывая, что уезжают наиболее социально активные люди, прямым следствием этого является деградация трудового потенциала регионов.

 

2. Проблемы миграции Тульской области

 

Ситуация на рынке труда Тульской области в 2011 году сформировалась под влиянием экономических, демографических, миграционных и других социальных процессов, которые происходили в последнее десятилетие.

Характерной особенностью Тульской области, определяющей ее социально-экономическое положение, является высокий уровень концентрации промышленности.

В области сложилась  чрезвычайно острая демографическая  ситуация.

Общая  тенденция динамики смертности характеризуется высокой  смертностью граждан трудоспособного  возраста, среди которых около 80,0процента составляют мужчины. По данным областного комитета  государственной статистики за последние десять лет численность населения в трудоспособном возрасте сократилась на 114,0 тыс. человек или на 11,0 процента.

Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения области. Однако наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста. В 2011 году по данным областного комитета государственной статистики в области сложилось отрицательное сальдо, т.е. выбыло на  0,5 тыс. человек больше, чем прибыло в область. Таким образом, легальная трудовая миграция не оказывает существенного влияния на численность населения в трудоспособном возрасте.

Эти факторы оказали  существенное влияние на численность занятых, которая сократилась за последние десять лет с 928,5 тыс. человек до 778,8 тыс. человек или на 16,1 процента. [7, с.13]

За 2011 год численность высвобожденных с предприятий области по данным областного комитета государственной   статистики составила 6,3 тыс. человек или 1,3 процента к среднесписочной численности предприятий против 5,3 тыс. человек или 1,0 процента за 2010 год.

С 2010 года отмечается практически нулевое сальдо приема и выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях. За 2011 год принято на работу 129,9 тыс. человек, из них 4,2 процента - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 141,8 тыс. человек, из них 76,0 процента уволились по собственному желанию.

Продолжает иметь место  неполная занятость работающих, хотя в последние годы ее масштабы значительно сократились. Так, в течение 2011 года на ряде крупных и средних предприятий в режиме неполной занятости работали 29,9 тыс. человек. Общие масштабы вынужденной неполной занятости оценивались в 1,3 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 0,7 тыс. человек.

 Сопоставление динамики  ежегодно заявляемой работодателями  в органы службы занятости потребности в рабочей силе и данных о приеме новых работников позволяет оценить масштабы общего спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями Тульской области. В ведении службы занятости находятся до 50,2 процента всех имеющихся вакансий области.

На начало 2012 года число вакансий составляло 6,9 тыс. Наибольшее число вакантных мест заявлено от предприятий промышленной отрасли, строительной и ЖКХ. В условиях нормализации состояния экономики области и активизации кадровой перестройки спрос на рабочую силу будет увеличиваться.

Однако, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохранится. Прежде всего, это будет обусловлено различиями в профессионально-квалификационных потребностях работодателей и составе безработных. Трудности в поиске работы будут испытывать граждане, относящиеся к категории  особо нуждающихся: инвалиды, молодежь, военнослужащие запаса и др. [2, с.99]

Экономический рост 1999-2011 годов привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по МОТ, с 92,5 тыс. человек в 1999 году до 50,3 в 2011 году, или с 11,6 до 6,0 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в службе занятости  на уровне 9,6 тыс. человек в 2010 году, или 1,16 процента экономически активного населения, и незначительному росту их в 2011, 2012 годах соответственно – 9,7 тыс. человек, или 1,2 процента. Таким образом, разрыв между общей и регистрируемой безработицей сокращается, что обуславливает снижение социального напряжения на рынке труда.

Сохраняется значительная дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы. Повышенный уровень  регистрируемой безработицы отмечается в сельскохозяйственных муниципальных образованиях: муниципальное образование «Каменский район» Тульской области, муниципальное образование «Тепло-Огаревский район Тульской области», муниципальное образование «Дубенский район» Тульской области. По состоянию на 01.04.2012 г. разрыв между максимальным (муниципальное образование «Каменский район» Тульской  области – 5,13 процента) и минимальным уровнями (муниципальное образование «г. Щекино и Щекинский район» Тульской области – 0,59 процента) составляет почти 9 раз.

На рынке труда области  наиболее острыми остаются следующие  проблемы: низкая зарплата по заявленным работодателями вакансиям, ограниченный спрос в приеме на работу молодежи, женщин с детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, бывших заключенных, усиливающаяся диспропорция в профессиональной структуре спроса и предложений рабочей силы.

Все перечисленное свидетельствует  о необходимости принятия областной целевой программы. Ее разработка и реализация позволит скоординировать условия органов власти, работодателей и общественных организаций на осуществление комплекса мероприятий по содействию занятости населения области, особенно граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. [4, с.56]

Областная целевая программа  «Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2014 годы» будет способствовать формированию организационно-финансового механизма реализации государственной политики занятости в регионе.

Целями Программы являются:

- развитие рыночных  отношений в сфере труда;

- создание гражданам  трудоспособного возраста условий  для продолжения трудовой деятельности на основе дифференциации форм занятости;

- содействие сбалансированности  между предложением рабочей силы  и спросом на нее для создания  условий эффективной занятости населения; 

- решение проблем социальной  защиты населения от безработицы;

- повышение стимулов  к активному поиску работы  безработными гражданами;

- смягчение социальных  последствий высвобождения рабочей  силы и  предупреждения массовой  безработицы на рынке труда области;

- экономическое стимулирование  и содействие предприятиям и  организациям всех форм собственности в создании новых и повышении эффективности существующих рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- развитие кадрового  потенциала путем совершенствования  системы обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения;

- повышение мобильности  трудовых ресурсов.

Таблица 2

ВНЕШНЯЯ (ДЛЯ РЕГИОНА) МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(человек) [6, с.233]

 

2003г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Прибыло в Тульскую  
область – всего

11716

9476

8970

8731

9856

10202

13018

в том числе:

             

из субъектов России

8260

7409

7502

6897

6597

6723

7089

из других стран–всего

3456

2067

1468

1834

3259

3479

5929

в том числе:

             

из государств-участников СНГ

3379

2009

1394

1786

3207

3435

5834

Азербайджан

112

34

24

21

72

134

456

Армения

141

41

26

22

158

241

687

Белоруссия

97

61

46

71

63

48

50

Грузия

181

63

68

50

66

65

180

Казахстан

894

518

271

476

466

296

280

Киргизия

197

232

121

243

365

272

385

Молдавия

146

118

85

57

183

268

467

Таджикистан

117

82

72

42

53

104

203

Туркмения

110

101

137

119

186

165

226

Узбекистан

581

427

313

436

1049

1258

1815

Украина

803

329

231

249

546

584

1085

из стран вне СНГ 

77

61

74

48

52

44

95

Выбыло из Тульской области – всего

11417

9945

10135

9783

9189

8886

9021

в том числе:

             

в субъекты России

10247

8987

9271

9204

8630

8462

8700

в другие страны- всего

1170

958

864

579

559

424

321

в том числе 

в государства-участники  СНГ

853

519

453

288

288

286

223

Азербайджан

32

22

16

11

10

11

10

Армения

9

8

11

9

-

4

-

Белоруссия

100

97

97

73

75

69

58

Грузия

25

13

15

10

8

6

4

Казахстан

129

66

75

34

41

46

40

Киргизия

24

7

8

4

5

4

2

Молдавия

31

14

21

16

9

1

2

Таджикистан

5

8

5

4

1

6

-

Туркмения

8

4

-

2

1

-

-

Узбекистан

31

6

10

4

3

3

7

Украина

459

274

195

121

135

136

100

в страны вне СНГ 

317

439

411

291

271

138

98

                     

Информация о работе Миграционные потоки