Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.
Задачи контрольно-курсовой работы:
1. Изучить особенности миграционных потоков;
2. Выявить проблемы миграции Тульской области;
3. Рассмотреть программу о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.
Содержание
Введение
Тульская
область входит в состав центрального
экономического района, который по составу
административно-
За последние годы, в Тульской области в наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался хозяйственный многоотраслевой комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности. Тульская область – один из самых высокоразвитых в промышленном отношении среди регионов Центрального экономического района России.
Трудовые ресурсы являются важным понятием в отечественной экономической науки и близкое по значению к экономически активному населению. Экономически активное население занято общественно полезной деятельностью, приносящий доход, это и определяет актуальность темы исследования.
Цель контрольно-курсовой работы: изучить миграцию населения Тульской области.
Задачи контрольно-курсовой работы:
1. Изучить особенности миграционных потоков;
2. Выявить проблемы миграции Тульской области;
3. Рассмотреть программу о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области.
1. Особенности миграционных потоков
К миграционно-привлекательным регионам в пределах европейской принимающей зоны относятся Самарская и Нижегородская области, собирающие население соответственно с северной и южной частей Приволжского федерального округа, а также Краснодарский край и Белгородская область. Миграционная привлекательность последней вообще сложно объяснима: ни экономические, ни природно-климатические условия не выделяют ее из круга соседних регионов. Да и Белгород - не такой уж крупный городской центр, каким является, например, Нижний Новгород. По всей видимости, здесь играют роль субъективные факторы: протекционистская позиция областных властей, "позитивный", новаторский образ области, известной на всю страну благодаря умелой информационной компании. Возможно, какую-то роль играет и близкая расположенность к крупнейшему городу Украины - Харькову. В результате область отдает население только Москве с областью и Санкт-Петербургу, получая за счет мигрантов из других регионов серьезную подпитку депопулирующему населению.
Рис.1. Регионы принимающей зоны: результаты внутренней миграции в 1991-2003 (А) и 2009-2011 (Б) годах [8, c.116]
Однако, принимая мигрантов из других частей страны, все большая часть регионов европейской принимающей зоны имеют отрицательный миграционный баланс (рис. 1). Если в 1990-е годы мощный западный дрейф помогал им компенсировать потери населения с Москвой и другими крупными центрами, то в последние годы его ресурсов не хватает.[7, c.101]
Свидетельствует ли это о "размывании" принимающей зоны? Скорее нет, так как все ее регионы имеют прирост в миграции с остальными частями страны. Но процессы перераспределения населения в пределах самой зоны в пользу наиболее привлекательных регионов, прежде всего - Москвы, делают их отдающими. Как видно из табл.1, у типичных регионов принимающей зоны, имеющих миграционную убыль в последние годы, складывается положительный миграционный баланс с другими регионами страны.
Таблица 1
Нетто-миграция отдельных регионов принимающей зоны в 1991-2003 и 2009-2011 годах, тыс. человек [8, c.118]
1991-2003 |
2009-2011 | |||||
Всего |
в т.ч. за счет регионов: |
Всего |
в т.ч. за счет регионов: | |||
Принимающей зоны |
других зон |
Принимающей зоны |
других зон | |||
Рязанская |
-12,4 |
-22,9 |
10,5 |
-3,9 |
-6,7 |
2,8 |
Тамбовская |
-1,6 |
-15,1 |
13,5 |
-9,4 |
-10,4 |
1 |
Тульская |
7,2 |
-19,8 |
27,1 |
-5,7 |
-9,3 |
3,6 |
Пензенская |
2,4 |
-8,5 |
10,9 |
-4,7 |
-5,9 |
1,2 |
Смоленская |
3,9 |
-13,6 |
17,5 |
-4,1 |
-7,6 |
3,5 |
Вологодская |
21 |
2,3 |
18,7 |
-0,3 |
-3 |
2,6 |
Астраханская |
6,2 |
-11,3 |
17,6 |
-1,8 |
-4,6 |
2,8 |
Рис.2 показывает, насколько не хватает мигрантов в последние годы отдельным регионам-аутсайдерам принимающей зоны. При том, что по сравнению с 1990-ми годами притягивающая роль столичного региона в целом усилилась, потоки из других регионов постепенно ослабевают.
Рис. 2. Составляющие внутрироссийской нетто-миграции отдельных областей европейской принимающей зоны в 2009-2011 годах, тыс. человек [8, c.119]
Регионы-аутсайдеры в пределах принимающей зоны подвергаются двойному миграционному прессингу: многие из них отдают население ближайшему крупному центру (например, Самаре), а также Москве. В условиях ослабления потока с востока страны и сокращения миграции из СНГ, такая миграция усиливает депопуляцию в этих регионах. А учитывая, что уезжают наиболее социально активные люди, прямым следствием этого является деградация трудового потенциала регионов.
2. Проблемы миграции Тульской области
Ситуация на рынке труда Тульской области в 2011 году сформировалась под влиянием экономических, демографических, миграционных и других социальных процессов, которые происходили в последнее десятилетие.
Характерной особенностью Тульской области, определяющей ее социально-экономическое положение, является высокий уровень концентрации промышленности.
В области сложилась чрезвычайно острая демографическая ситуация.
Общая тенденция динамики
смертности характеризуется высокой
смертностью граждан
Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения области. Однако наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции, что связано с сокращением миграционного прироста. В 2011 году по данным областного комитета государственной статистики в области сложилось отрицательное сальдо, т.е. выбыло на 0,5 тыс. человек больше, чем прибыло в область. Таким образом, легальная трудовая миграция не оказывает существенного влияния на численность населения в трудоспособном возрасте.
Эти факторы оказали существенное влияние на численность занятых, которая сократилась за последние десять лет с 928,5 тыс. человек до 778,8 тыс. человек или на 16,1 процента. [7, с.13]
За 2011 год численность высвобожденных с предприятий области по данным областного комитета государственной статистики составила 6,3 тыс. человек или 1,3 процента к среднесписочной численности предприятий против 5,3 тыс. человек или 1,0 процента за 2010 год.
С 2010 года отмечается практически нулевое сальдо приема и выбытия рабочей силы на крупных и средних предприятиях. За 2011 год принято на работу 129,9 тыс. человек, из них 4,2 процента - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 141,8 тыс. человек, из них 76,0 процента уволились по собственному желанию.
Продолжает иметь место неполная занятость работающих, хотя в последние годы ее масштабы значительно сократились. Так, в течение 2011 года на ряде крупных и средних предприятий в режиме неполной занятости работали 29,9 тыс. человек. Общие масштабы вынужденной неполной занятости оценивались в 1,3 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 0,7 тыс. человек.
Сопоставление динамики
ежегодно заявляемой
На начало 2012 года число вакансий составляло 6,9 тыс. Наибольшее число вакантных мест заявлено от предприятий промышленной отрасли, строительной и ЖКХ. В условиях нормализации состояния экономики области и активизации кадровой перестройки спрос на рабочую силу будет увеличиваться.
Однако, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы
сохранится. Прежде всего, это будет обусловлено
различиями в профессионально-
Экономический рост 1999-2011 годов привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по МОТ, с 92,5 тыс. человек в 1999 году до 50,3 в 2011 году, или с 11,6 до 6,0 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в службе занятости на уровне 9,6 тыс. человек в 2010 году, или 1,16 процента экономически активного населения, и незначительному росту их в 2011, 2012 годах соответственно – 9,7 тыс. человек, или 1,2 процента. Таким образом, разрыв между общей и регистрируемой безработицей сокращается, что обуславливает снижение социального напряжения на рынке труда.
Сохраняется значительная дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы. Повышенный уровень регистрируемой безработицы отмечается в сельскохозяйственных муниципальных образованиях: муниципальное образование «Каменский район» Тульской области, муниципальное образование «Тепло-Огаревский район Тульской области», муниципальное образование «Дубенский район» Тульской области. По состоянию на 01.04.2012 г. разрыв между максимальным (муниципальное образование «Каменский район» Тульской области – 5,13 процента) и минимальным уровнями (муниципальное образование «г. Щекино и Щекинский район» Тульской области – 0,59 процента) составляет почти 9 раз.
На рынке труда области наиболее острыми остаются следующие проблемы: низкая зарплата по заявленным работодателями вакансиям, ограниченный спрос в приеме на работу молодежи, женщин с детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, бывших заключенных, усиливающаяся диспропорция в профессиональной структуре спроса и предложений рабочей силы.
Все перечисленное свидетельствует о необходимости принятия областной целевой программы. Ее разработка и реализация позволит скоординировать условия органов власти, работодателей и общественных организаций на осуществление комплекса мероприятий по содействию занятости населения области, особенно граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. [4, с.56]
Областная целевая программа «Содействие занятости населения Тульской области на 2012-2014 годы» будет способствовать формированию организационно-финансового механизма реализации государственной политики занятости в регионе.
Целями Программы являются:
- развитие рыночных отношений в сфере труда;
- создание гражданам
трудоспособного возраста
- содействие сбалансированности
между предложением рабочей
- решение проблем социальной
защиты населения от
- повышение стимулов к активному поиску работы безработными гражданами;
- смягчение социальных
последствий высвобождения
- экономическое стимулирование и содействие предприятиям и организациям всех форм собственности в создании новых и повышении эффективности существующих рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- развитие кадрового
потенциала путем
- повышение мобильности трудовых ресурсов.
(человек) [6, с.233]
2003г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | ||||||||||
Прибыло в Тульскую |
11716 |
9476 |
8970 |
8731 |
9856 |
10202 |
13018 | |||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||
из субъектов России |
8260 |
7409 |
7502 |
6897 |
6597 |
6723 |
7089 | |||||||||
из других стран–всего |
3456 |
2067 |
1468 |
1834 |
3259 |
3479 |
5929 | |||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||
из государств-участников СНГ |
3379 |
2009 |
1394 |
1786 |
3207 |
3435 |
5834 | |||||||||
Азербайджан |
112 |
34 |
24 |
21 |
72 |
134 |
456 | |||||||||
Армения |
141 |
41 |
26 |
22 |
158 |
241 |
687 | |||||||||
Белоруссия |
97 |
61 |
46 |
71 |
63 |
48 |
50 | |||||||||
Грузия |
181 |
63 |
68 |
50 |
66 |
65 |
180 | |||||||||
Казахстан |
894 |
518 |
271 |
476 |
466 |
296 |
280 | |||||||||
Киргизия |
197 |
232 |
121 |
243 |
365 |
272 |
385 | |||||||||
Молдавия |
146 |
118 |
85 |
57 |
183 |
268 |
467 | |||||||||
Таджикистан |
117 |
82 |
72 |
42 |
53 |
104 |
203 | |||||||||
Туркмения |
110 |
101 |
137 |
119 |
186 |
165 |
226 | |||||||||
Узбекистан |
581 |
427 |
313 |
436 |
1049 |
1258 |
1815 | |||||||||
Украина |
803 |
329 |
231 |
249 |
546 |
584 |
1085 | |||||||||
из стран вне СНГ |
77 |
61 |
74 |
48 |
52 |
44 |
95 | |||||||||
Выбыло из Тульской области – всего |
11417 |
9945 |
10135 |
9783 |
9189 |
8886 |
9021 | |||||||||
в том числе: |
||||||||||||||||
в субъекты России |
10247 |
8987 |
9271 |
9204 |
8630 |
8462 |
8700 | |||||||||
в другие страны- всего |
1170 |
958 |
864 |
579 |
559 |
424 |
321 | |||||||||
в том числе в государства-участники СНГ |
853 |
519 |
453 |
288 |
288 |
286 |
223 | |||||||||
Азербайджан |
32 |
22 |
16 |
11 |
10 |
11 |
10 | |||||||||
Армения |
9 |
8 |
11 |
9 |
- |
4 |
- | |||||||||
Белоруссия |
100 |
97 |
97 |
73 |
75 |
69 |
58 | |||||||||
Грузия |
25 |
13 |
15 |
10 |
8 |
6 |
4 | |||||||||
Казахстан |
129 |
66 |
75 |
34 |
41 |
46 |
40 | |||||||||
Киргизия |
24 |
7 |
8 |
4 |
5 |
4 |
2 | |||||||||
Молдавия |
31 |
14 |
21 |
16 |
9 |
1 |
2 | |||||||||
Таджикистан |
5 |
8 |
5 |
4 |
1 |
6 |
- | |||||||||
Туркмения |
8 |
4 |
- |
2 |
1 |
- |
- | |||||||||
Узбекистан |
31 |
6 |
10 |
4 |
3 |
3 |
7 | |||||||||
Украина |
459 |
274 |
195 |
121 |
135 |
136 |
100 | |||||||||
в страны вне СНГ |
317 |
439 |
411 |
291 |
271 |
138 |
98 | |||||||||