Мировое производство и торговля мясными продуктами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Рост потребления данных продуктов в мире – один из показателей повышенного жизненного уровня населения. Мясо и мясопродукты являются неотъемлемыми элементами структуры стратегической продовольственной безопасности страны. Показатели потребления продукции животноводства на душу населения являются, по сути дела, основными показателями, характеризующими благополучие нации. Основным сырьем для производства мяса и мясных продуктов являются крупный рогатый скот, свиньи и овцы. При исследовании мирового производства мяса и мясных продуктов необходимо знать, какими животными ресурсами располагает та или иная страна.

Содержание работы

Введение
1. География животноводства
1.1. Мировое поголовье крупного рогатого скота
1.2. Мировое свиноводство
1.3. Овцеводство
2. Производство мяса и мясных продуктов
2.1. Мировой рынок мясопродуктов за 2007 год
2.2. Анализ производства мяса в России и его развитие
3. Тенденции мировой торговли мясными продуктами
3.1. Импорт мяса в России
Заключение
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

мой курсовичок.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тенденции мировой  торговли мясными продуктами

 

Экспорт «собственного мяса» - главной  статьи международной торговли –  растет довольно быстрыми темпами. Мировая  торговля мясом к 2005 году возросла почти  до 20 млн тонн (примерно 5-10 % мирового производства по отдельным видам мясных продуктов). На мировой рынок поступает свыше 6,5 млн тонн говядины, около 5 млн тонн свинины и около 8 млн тонн мяса птицы. В географии экспорта мясных товаров по-прежнему велика доля стран Западной Европы. Суммарно на этот регион и на страны Северной Америки приходится более ¾ мирового экспорта мяса и мясных продуктов.

Следует отметить, что для некоторых  государств экспорт мяса и мясопродуктов  стал одним из главных направлений  внешнеэкономической деятельности. Другие страны широко используют возможности импорта мясных товаров для обеспечения своего рынка и расширения разнообразных готовых пищевых продуктов, предлагаемых потребителям. Возможность для стран поставлять на мировой рынок конкурентоспособные мясные товары («собственно мясо», или живых животных на убой, или переработанные мясные продукты) определяется разными условиями и факторами в зависимости от вида мяса и типа мясных товаров.

Многие мировые экспортеры мясных товаров одновременно выступают и как крупнейшие импортеры. В большей мере это определяется специализацией в поставках на рынок определенных типов мясных товаров и видов мяса (или поставка мяса и мясных продуктов разных категорий качества).

При общем мировом производстве мяса на уровне 53-54 млн тонн в год его производство на душу населения имеет огромный диапазон колебаний. Так, при среднем миром производстве на душу населения 33,2 кг, на страны Европы приходится 83,5 кг, на Китай 29,4 кг, на Данию 326,9 кг, на Бельгию 144,2 кг, на Украину 50 кг.

В мировой торговле говядиной четко  выделяются по регионам основные страны экспортеры и импортеры этой продукции (см. Приложение 5. Таблица 2).

 Так по экспорту говядины  и телятины лидерами являются  Австралия и Новая Зеландия, которым  принадлежит более 25 % мирового экспорта, а также Бразилия, Аргентина, Уругвай, страны ЕС и США. Основным импортером их продукции являются Япония, Республика Корея, Иран, Египет.

Что касается мировой торговли свининой, то здесь ярко выраженных лидеров-экспортеров этой продукции нет. Можно выделить Данию, страны Бенилюкса, Канаду, США. Основные экспортеры баранины и ягнятины – Новая Зеландия и Австралия, по экспорту птицы выделяют страны ЕС и США.

Особое место  в мировой торговле мясом и  мясопродуктами занимают США. Относительно низкие мировые цены на эти товары привели к тому, что эта страна отдает приоритет импорту перед собственным производством. Аграрная политика США все более направлена на поддержку экспорта зерновых, в том числе фуражного зерна, в результате чего потенциальные возможности США сконцентрированы не на экспорте животноводства, а на экспорте «сырья» для их производства.

 

 

3.1 Импорт мяса в России

 

 

Не будет преувеличением сказать, что рынок мяса в РФ - это рынок с огромным привлечением импорта, доля которого варьируется в последние годы в пределах 30-40%.

Рассматривая соотношение отечественного и импортного мяса, можно отметить, что в начале 1990-х годов доля импорта не превышала 20 % (именно этот показатель соотношения отечественной и импортной продукции считается безопасным для государства). Однако начиная с 1995 года ситуация изменяется: уже в 1995 году доля импорта составила 31 %, и начиная с этого времени, не опускалась ниже 30 %. Рост доли импорта был связан с ростом благосостояния граждан, следствием которого и стало увеличение спроса на мясную продукцию. К тому же, начиная с 1995 года, сельскохозяйственные предприятия в России не могут обеспечить население мясом и продуктами мясной переработки. Характерно, что до 2002 года включительно объем ввозимого в Россию мяса нарастал. Импорт мяса продолжал увеличиваться. В январе - сентябре 2002 г по данным таможенной статистики, импортировано 785,1 тыс. т мяса свежего и мороженного, что в 1,3 раза больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Причем рост объемов импорта произошел в основном за счет увеличения закупок свинины. С 2003 года импорт всех видов мяса регулируется квотами. Первые два года система квотирования импорта мяса оказывала положительное влияние на состояние российского рынка — стимулировала рост российского производства. По данным оперативного мониторинга в июле 2004 года импорт России всех видов мяса и мясных субпродуктов составил 233,2 тысячи тонн и увеличился по сравнению с июлем 2003 года по физическому объему на 24,7 процента. Рост импортных поставок в данной группе связан с увеличением ввоза говядины свежей или охлажденной, говядины мороженой и мяса птицы.

В 2005 году тарифные квоты перестали  быть сдерживающим фактором для импорта. К тому же, это привело к увеличению цен на все виды мяса. В 2007 году объем  импорта мяса в натуральном выражении  увеличился на 3,7%. Доля мяса птицы в  структуре импорта сокращается, а доля мяса крупного рогатого скота и свинины, наоборот, увеличивается.

Анализирую импорт мяса в три  последних года, можно отметить, что импорт мяса в Россию за январь-август 2008 года вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,1 миллиона тонн. Вместе с этим, импорт мяса птицы за восемь месяцев 2008 года снизился на 2,6%, составив 791 тысячу тонн. Однако, доля импортируемого мяса с 2008 на 2009 год сократилась с 33 % до 25 %. Если в 2008 году ввозилась приблизительно треть мяса, то по предварительным итогам этого года она составит где-то четверть.

Сейчас Россия в основном закупает говядину на Украине и в странах  ЕС, а свинину — в Европе и Бразилии. США остаются основными поставщиками птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги изучения мирового мясопроизводства и торговли мясными продуктами, можно сказать, что все цели работы  достигнуты.

 

Проведя исследование, были выделены основные страны-лидеры по поголовью  крупного рогатого скота, свиней, птиц, овец и коз, а также определены ареалы распространения на карте мира отдельных отраслей животноводства и воздействие природных условий на их размещение.

Как было выявлено, большое значение для развития мясопроизводства в  странах имеет как развитие животноводства, так и развитие кормовой базы для него, это выявляет тесную связь между животноводством и растениеводством. Так, в основном все страны-лидеры по поголовью в той или иной отрасли животноводства, также являются лидерами по производству мясной продукции.  Изучение количественной характеристики четырех основных отраслей животноводства, как одного из факторов, влияющих на мясную промышленность, помогло установить степень этого влияния. Так, мы выяснили, что не всегда высокая численность животных в той или иной из этих отраслей главных образом отражается на количестве производства данной мясной продукции. Так, например, Индия, являлась раньше рекордсменом (сейчас  она немного отстает от Бразилии) по поголовью крупного рогатого скота, однако, она не стоит в числе лидеров по производству говядины. Значит можно сделать вывод, что численная характеристика – не единственный фактор, который может влиять на производительность национальной мясной промышленности.

Второй фактор, выделяемый, как  причина положительной или отрицательной динамики производства, является наличие современного и качественного технического оборудования. Конечно, немаловажна техническая развитость страны, но, тем не менее, должным считаю отметить, что большое влияние оказывает  политика самого государства в аграрно-промышленном секторе. Так, яркими примерами, приводимыми при исследовании, могут стать США и Россия.

В наше время для аграрной политики США характерен не экспорт мяса, а экспорт зерна, т. к. это наиболее выгодно для экономики страны.

На примере нашей страны можно рассмотреть негативное влияние пропагандируемой политики правительства на развитие государства в производственной отрасли. Вследствие перестройки 1985-1991 годов производство мясных товаров в нашей стране начало сильно сокращаться, в 1991 году был зафиксирован наибольший спад. И лишь в последние годы производство в России стало налаживаться, но даже до уровня 1990 года нам еще далеко.

Иногда низкое производство мясной продукции в некоторых странах  связано с религиозным влиянием. Этим объясняется очень низкий уровень производства и потребления мяса в мусульманских странах. Другим ярким примером является Индия, там низкие объемы производства говядины, связано это, прежде всего с тем, что корова в этой стране является священным животным.

Другой целью данной работы было исследование рынков мясных продуктов различных стран, определение их специализации в мясной промышленности. Рынок продовольствия определяет состояние экономики и социальную стабильность общества, поэтому его состояние постоянно отслеживается во всех странах, как на стадии разработок, так и на уровне принимаемых правительство решений. Необходимость изучения данного аспекта определяется также, прежде всего значимостью производства мясных продуктов, как базового продукта питания населения, содержавшего высокоценные животные белки и другие важные компоненты. Как уже было установлено, мясные товары важны не только, как показатели повышения уровня жизни, но также  важны и для благополучия самой нации.

Во время исследования  товаропроизводства различных стран, мы в целом рассмотрели распределение производства между развитыми  и развивающимися странами, выделили важнейших рекордсменов по этому аспекту, а также аутсайдеров, с наименьшей производительной способностью. Таким образом, мы выяснили, что экономически развитые страны значительно опережают развивающиеся по абсолютным показателям производства животноводческой продукции. Это, прежде всего, связано с  более низкой продуктивностью животноводства в странах Азии, Африки, и Латинской Америки. В главной степени это отражается в показателях производства говядины: на них приходится лишь 25% ее мирового производства.

После выявления лидеров по мясопроизводству отдельных товаров, а именно: говядины, свинины, мяса птицы, баранины и некоторых  других видов, мы смогли сделать вывод о том, кто является странами-лидерами по производству мяса в целом. Таким образом, на первой позиции по этому показателю выходит Китай, на втором месте находятся США, которая отстает от главного рекордсмена более чем на 40 процентов, на третьем месте находится Бразилия.  Суммарно три основных лидера производят около половины всей мировой мясной продукции. Это говорит о большой значимости данных государств на мировой арене.

Однако, еще одним важным показателей  развития экономики страны является душевые показатели производства. Но они зависят не только от количественной характеристики произведенной мясной продукции, а также от площади страны и численности населения. Душевые показатели производства продуктов животноводства в экономически развитых странах, как правило, во много раз выше. Наиболее выделяются небольшие страны с высокоинтенсивным животноводством (например — Новая Зеландия, Нидерланды). Но довольно большие душевые показатели могут быть и в странах с наиболее экстенсивным животноводством и с меньшим населением (например — Австралия).

Мировая торговля мясопродуктами важна  как для отдельных стран, так  в целом и для всей планеты. Она позволяет сохранять продуктовое  равновесие в мире.

Проанализировав поставки мясных товаров на мировой рынок стран-экспортеров, можно сделать вывод, что для некоторых государств экспорт мяса и мясопродуктов стал одним из главных направлений внешнеэкономической деятельности. Другие же страны используют возможности импорта для развития национальной промышленности по изготовлению готовых пищевых продуктов, т.е. импортируемое мясо выступает в качестве сырья для предприятий пищевой промышленности. В мировой торговля мясом нельзя выделить лидеров по поставкам мясных товаров в общем смысле. Для каждого вида продуктов животноводства выделяют главных стран-экспортеров. В целом большую роль на мировом рынке мясных товаров играют такие страны, как США, Дания, Венгрия, Австралия, Германия, Новая Зеландия и ряд других стран.

Отдельное место в работе занимает тема «Российская Федерация». В каждой главе Россия сравнивается с остальными странами мира, т.е. проводится анализ ее мирового положения.

Нельзя сказать, что наша страна занимает лидирующие места, несмотря на то, что Россия является самой крупной  по площади страной. Природный потенциал зачастую не используется в полную силу. После неудачной политики в 1985-1991 годах сельское хозяйство нашей страны было в кризисном состоянии, но, тем не менее, в последнее десятилетие идет медленная положительная динамика в сфере производства многих видов мясных продуктов (кроме говядины), особенно по производству мяса птицы. Но она недостаточна для выведения России на новый уровень, мясопроизводство в нашей стране и по сей день отсталой отраслью, по сравнению с развитыми странами. Таким образом, за  последние 15 лет, вследствие неудач в сельском хозяйстве, наша страна сильно упала по уровню питания. Могу предположить, что одной из причин отсталости Российской Федерации по мясопроизводству является не качественность, а главное ограниченность кормовой базы для животноводства. Вследствие неэффективности комбикормовой промышленности бюджет нашей страны теряет миллионы, мы перерасходуем миллионы тонн зерна. Что крайне негативно сказывается на экономике России в целом. В последние годы много средств направляется на улучшение положение в аграрном секторе, разрабатываются планы по увеличению продуктивности мясной промышленности. В отдельных регионах страны есть положительные сдвиги, но большинство же планов по развитию мясопроизводства остаются лишь на бумаге.

 

Помимо всего вышесказанного, мы сделали вывод о том, что производство мясных продуктов растет в большей  степени, чем рост населения нашей  планеты. Это говорит о положительной  тенденции развития производственных отраслей. Однако, несмотря на это, существует одно «но»: эта положительная динамика совсем не означает, что продовольственной проблемы не существует, около 17-и процентов населения в настоящее время является недоедающим, это довольно большой процент, и прогноз служб на ближайшее будущее является довольно пессимистичным. Именно  поэтому одной из мировых задач – это задача по стабилизации продовольственного положения в мире.

Информация о работе Мировое производство и торговля мясными продуктами