Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности
- это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение

1. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

2. Понятие и структура экономической безопасности государства

3. Классификация угроз экономической безопасности

4. Механизм обеспечения экономической безопасности

Заключение

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, экономическая  безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимость  национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

3. Классификация угроз  экономической безопасности

 

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской

Федерации, на локализацию  которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной  власти, являются:

 

1. Увеличение имущественной  дифференциации населения и повышение  уровня бедности, что ведет к  нарушению социального мира и  общественного согласия. Достигнутый  относительный баланс социальных  интересов может быть нарушен  в результате действия следующих  факторов: расслоение общества на  узкий круг богатых и преобладающую

 

массу бедных, неуверенных  в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в  городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для  широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка  предприятий и так далее.

 

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

 

3. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития  регионов.

 

Важнейшими факторами  этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом  отношении районов на фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением  доли обрабатывающих отраслей; нарушение  производственном

- технологических связей  между предприятиями отдельных  регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между  отдельными субъектами Российской  Федерации.

 

4. Криминализация общества  и хозяйственной деятельности, вызванная  в основном такими факторами,  как: рост безработицы, поскольку  значительная часть преступлений  совершается лицами, не имеющими  постоянного источника дохода; сращивание  части чиновников государственных  органов с организованной преступностью,  возможность доступа криминальных  структур к управлению определенной  частью производства и их проникновения  в различные властные структуры;  ослабление системы государственного  контроля, что привело к расширению  деятельности криминальных структур  на внутреннем финансовом рынке,  в сфере приватизации, экспортно- импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

 

Предотвращение или смягчение  последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

 

 

 

 

 

 

 

4. Механизм обеспечения  экономической безопасности

 

Меры и механизмы экономической  политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности

Российской Федерации.

 

1. Мониторинг факторов, определяющих  угрозы экономической безопасности

Российской Федерации

 

Важнейшими элементами механизма  обеспечения экономической безопасности

Российской Федерации  являются мониторинг и прогнозирование  факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности.

 

Мониторинг как оперативная  информационно-аналитическая система  наблюдений за динамикой показателей  безопасности экономики имеет большое  значение для переходного состояния  экономики при наличии серьезных  межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего  финансовых).

 

2. Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской  Федерации

 

Для реализации Государственной  стратегии должны быть разработаны  количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

 

. динамику и структуру  валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов  промышленного производства, отраслевую  и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

 

. состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического  потенциала страны;

 

. способность хозяйственного  механизма адаптироваться к меняющимся  внутренним и внешним факторам;

 

. состояние финансово-бюджетной  и кредитной систем;

 

. качество жизни населения .

 

3. Деятельность государства  по обеспечению экономической  безопасности

Российской Федерации  осуществляется по следующим основным направлениям:

 

1. Выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны  опасности.

 

2. Организация работы  в целях реализации комплекса  мер по преодолению или недопущению  возникновения угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

 

Экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

Заключение

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:

 

Экономической безопасностью  называют характеристику, сущность которой  состоит в:

1. нормальном функционировании экономической системы в целом;

2. возможности безболезненного  включения и нормальной работы  внутренней экономической системы  в мировой.

В работе приведены общие  направления поддержания экономической  безопасности России на должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической  перестройке производства.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих  приоритетов по всем направлениям и  на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и  место в мировом разделении труда.

Нельзя игнорировать тот  факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим  национальным интересам. Поэтому при  принятии решений для обеспечения  экономической безопасности нужно  с осторожностью относится к  советам со стороны других стран, которые при проведении своей  внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.

Надеюсь, что её осуществление  будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких  негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди  развитых стран.


Информация о работе Нормативно – правовая основа экономической безопасности России