Основные центры мирового автомобилестроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Ознакомиться центрами автомобильной промышленности
Задачи:
1. Изучить историю автомобилестроения
2. Раскрыть особенности размещения
3. Основные центры автомобилестроения
4. Раскрыть проблемы и перспективы автомобилестроения

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития автомобильной индустрии.
1.1. История появления автопрома. 3
1.2. Место автомобильной промышленности стран 15
Глава 2. Современная география автомобильной промышленности.
2. 1. Факторы размещения машиностроения. 19
2.2. Проблемы и перспективы развития автомобилестроения. 21
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Интенсивное развитие автомобильной  индустрии в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP)относится к 1931-1932 гг., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (с 1934 г. завод имени Сталина, ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева) и вновь построенный Горьковский автомобильный завод (газ). На этих заводах было организовано массовое производство таких широко известных до Великой Отечественной войны в нашей стране грузовых автомобилей, как газ-АА, ЗИС-5 и ряд их модификаций.

С 1932 г. Горьковский автомобильный  завод приступил к производству легковых автомобилей газ-А. В 1933 г  завод «Красный Путиловец» в Ленинграде выпустил небольшую политическую партию семиместных легковых автомобилей Л-1. Московский автомобильный завод имени Сталина в 1926 г. начал выпуск комфортабельных 7- местных легковых автомобилей 3ИС-101. С 1940 г. на Московском автосборочном заводе КИМ (бывший филиал Горьковского автомобильного завода - Московский завод малолитражных автомобилей, ныне автозавод имени Ленинского комсомола) было налажено производство малолитражных легковых автомобилей КИМ-10.

Благодаря успешному выполнению планов первых двух пятилеток в СССР в короткий срок была создана автомобильная  промышленность. Уже в 1937 г. было выпущено около 200 тыс. автомобилей (табл. 2), в  результате чего СССР по производству автомобилей вышел на четвертое место в мире, а по выпуску грузовых опередилБританию, Францию и германию, заняв первое место в Европе и второе в мире. Развитие автопрома продолжалось и в годы Великой Отечественной войны. Были пущены Ульяновский и Уральский (г. Миасс) автозаводы, первоначально выпускавшие автомобили, освоенные заводом газ и Московским автомобильным заводом имени Сталина. Затем Ульяновский завод стал крупнейшим предприятием по выпуску легковых автомобилей повышенной проходимости и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а Уральский — трехосных автомобилей с колесной формулой 6Х6 и 6X4. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. были увеличены производственные мощности существующих заводов и введены в действие новые. В частности, был значительно расширен Ярославский автомобильный завод, приступивший к выпуску двухтактных дизельных двигателей, а также дизельных автомобилей большой грузоподъемности. Продолжалось строительство Уральского автомобильного завода и реконструкция Московского завода малолитражных автомобилей, который начал выпускать автомобили «Москвич-400». Были построены Минский автомобильный и Одесский автосборочный заводы. На смену довоенным автомобилям газ и ЗИС пришли более совершенные грузовые автомобили газ-51 н ЗИС-150, легковые газ-20 «Победа» и ЗИС-110. Было налажено производство автомобилей повышенной проходимости, автомобилей- самосвалов, газобаллонных автомобилей, автобусов, а также нескольких типов специализированных автомобилей. Всего автомобильная промышленность СССР выпускала в 1948-1949 гг. 24 модели автомобилей. В период 1950-1958 гг. вступили в строй Кутаисский автомобильный, Львовский и Павловский автобусные заводы. На Кутаисском автомобильном заводе было налажено производство автомобилей-самосвалов и автомобилей- цементовозов. Львовский и Павловский заводы начали выпуск автобусов.

Минский автомобильный завод  освоил производство 25-тонных автомобилей- самосвалов. Мытищинский машиностроительный завод, выпускавший автомобили- самосвалы, приступил в 1957 г. к производству седельных тягачей и автомобильных полуприцепов. На нескольких заводах (Ирбитском, Сердобском, Челябинском, Саранском, Одесском и др ) было начато или значительно расширено производство автомобильных полуприцепов, прицепов и др. В период семилетнего плана 1959-1965 гг. заводы перешли к выпуску новых, более совершенных моделей автомобилей. Кроме того, было введено в действие несколько новых предприятий. Увеличился выпуск специализированного подвижного состава, предназначенного для перевозки различных грузов. Ярославский автомобильный завод с 1959 г. прекратил выпуск автомобилей и перешел к производству дизельных двигателей для автомобилей большой грузоподъемности, в связи с чем он был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). В настоящее время завод выпускает шести-, восьми и двенадцатицилиндровые V-образние четырехтактные дизельные двигатели для автомобилей Минского, Кременчугского и Белорусского заводов. Производство трехосных дизельных автомобилей было передано с Ярославского на Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Белорусский автомобильный завод с 1959 г. начал выпускать автомобили-самосвалы большой грузоподъемности, ранее выпускавшиеся на Минском автомобильном заводе. В течение 1960—1970 гг. вступили в строй Могилевский (МоАЗ) и Брянский (БАЗ) автомобильные заводы, которые начали выпуск автомобилей большой грузоподъемности. С 1968 г. начато производство легковых автомобилей «Москвич-412», с 1971 г. — фургонов ИЖ-2715 и с 1973 г. — легковых автомобилей ИЖ-2125 на Ижевском машиностроительном заводе. В 1959 г. производство автобусов передано с Московского автомобильного завода имени Лихачева на новый Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). Курганский автобусный завод (КАвЗ) с 1958 г. выпускает автобусы малой вместимости. Рижский автобусный завод с 1961 г. начал производство автобуса особо малой вместимости и его модификаций. С 1967 г. автомобили с кузовом- фургоном, унифицированные с автобусом Рижского завода, выпускает также Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ). В 1970 г. на одном из крупнейших в Европе Волжском автомобильном заводе (г. Тольятти) началось массовое производство автомобилей «Жигули» модели ВАЗ-2101, а затем моделей 2102, 2103, 21011, 2106, 2121 «Нива» и 2105. В 1976 г. на Камском автомобильном заводе (КамАЗ) начато производство грузовых трехосных автомобилей, а на Красноярском и Ставропольском заводах прицепов и полуприцепов к ним. С 1955 г. выпускаются одноосные прицепы к легковым автомобилям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место автомобильной промышленности в экономике стран.

Автомобильный транспорт  играет важную роль в союзе транспортной системе страны. На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.

Прошло буквально сто  с небольшим лет с момента  появления первого автомобиля, а  уже нет практически сферы  деятельности,  в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины:

- во-первых, людям с каждым  днём требуется все больше  и больше автомобилей для решения  различных хозяйственных задач;

- во-вторых, эта промышленность  является наукоемкой и высокотехнологичной.  Она «тянет» за собой многие  другие отрасли, предприятия которых  выполняют ее многочисленные  заказы. Новации, внедряемые в Автопромышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом.;

- в-третьих, автомобильная  промышленность во всех развитых  странах относится к числу  наиболее прибыльных отраслей  народного хозяйства, так как  она способствует повышению товарооборота  и приносит в казну государства  немалые доходы за счет продаж на  на внутреннем, так и на мировом рынке.

в-четвертых, автомобильная  промышленность является стратегически  важной отраслью. Развитие этой отрасли  делает страну экономически сильной  и потому более независимой. Широкое  использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.

Важным  фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости населения трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники обеспечивают Рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную индустрию. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В Российской Федерации в автомобильной индустрии, несмотря на экономический спад, занято примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения.

Все это в совокупности выводит автомобильную индустрию  на одну из передовых позиций в всемирной экономике. Об этом свидетельствуют и данные о доле автопрома в валовом национальном товаре (ВНП). В США и Франции доля Автопромышленности в ВНП составляет 5%, в Страны восходящего солнца и германии –9%. Россия пока сильно отстает даже от небольших стран-производителей автомобилей. Например, объемы выпуска легковых автомобилей у нас меньше, чем даже таких стран, как Испания, Италия, Англия. Почти в 4 раза меньше, чем в германии или Франции, и в 10 раз меньше, чем в США или Страны самураев. Доля автомобильной индустрии ВНП отражается и косвенное воздействие автопрома через смежные отрасли, которым она обеспечивает заказы, тем самым, повышая удельный вес этих отраслей в показателе ВНП.

Место, занимаемое автомобильной  индустрией в экономике Российской Федерации, столь же значительное, что  и в экономике других стран-автопроизводителей. Аспекты ее влияния на экономику  Российской Федерации в целом  в основном те же. Но в настоящий  период времени автомобильная промышленность Российской Федерации переживает кризис. На нашу автомобильную индустрию давит огромный груз проблем, доставшийся ей от социалистического способа производства. Это, прежде всего: низкие культура производства и дисциплина труда (кадры, набиравшиеся в основном по лимиту, работавшие на заводах, как правило, за квартиры и московскую прописку, отстраненные от разделения результатов их труда, не обремененные желанием связать надолго свою жизнь с заводом, как это принято, например, в Страны восходящего солнца, не очень заботились о качественном выполнении технологических операций; не очень переживали зарепутацию заводской марки; легко шли на нарушение трудовой дисциплины, воровство запасных частей в грандиозных масштабах); не заинтересованность руководства в проведении оптимальной маркетинговой и финансовой политики. Его целью было выбить фонды, а потом обеспечить выполнение плана любой стоимостью. Они были как бы уполномоченными от Политбюро; выпуск автомобильной продукции, ориентированной в основном на потребление на внутреннем рынке, не стимулировал создание конкурентоспособных автомобилей; не заинтересованность во внедрении новаций (внедрение, как правило, было сопряжено с огромными трудностями и отсутствием мотивации). Избавится от этого груза проблем за достаточно короткий срок, видимо, не удастся даже несмотря на некоторые известные меры, предпринимаемые такой могучей фигурой, как мэр Москвы Ю.М.Лужков. Чтобы вывести автомобильную индустрию на достойный уровень, обеспечивающий выпуск конкурентоспособных на мировом рынкеавтомобилей, необходима разработка государственной стратегии развития автомобилестроения и объединение предприятий усилий всей страны. Сейчас в Автопромышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о важности и значении её, а также смежных с ней отраслей в экономике промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, компании и технологии его производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении затраты топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем.

Тенденции в экономической  сфере:

- снижение затрат производства  и, соответственно, цены автомобиля  и одновременно растущую в  связи с ожесточающимися законодательством  и запросами потребителей цена новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий (разработок);                                                   - усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью владычества на рынке, а также интеграция авто производителей и поставщиков комплектующих. Инжиниринг и компьютеризация процессаразработки позволяют в короткие сроки создавать новые модели; специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50% деталей, узлов  и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).

Успеху объединения предприятий усилий способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов ИСО серии 9000, что порождает взаимное доверие и обуславливает высокое качество конечного товара. Повышается и роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером организации-производителя автомобиля, как по обеспечению его качества, так и по распределению дохода. Разнообразие условий эксплуатации обусловило широкую специализацию автотранспортных средств, которые отличаются специфическими свойствами, обеспечивающими их использование в конкретных условиях с наибольшей эффективностью.

 

 

 

 

 

  1. Современная география автомобильной промышленности.
    1. Факторы размещения автомобилестроения.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым  рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных  трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных  материалов и электричества.                

 - Наукоемкость: трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.                                                        - Металлоемкость: отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить издержки по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.                                           - Трудоемкость: с точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большимииздержками и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших издержек рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Информация о работе Основные центры мирового автомобилестроения