Особенности финансового развития Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

германия.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ

 

ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая  значительным экономическим и научно-техническим  потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров  и услуг.

 

Финансовая  система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

 

Формально все звенья бюджетной системы  автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют  средства на выполнение функций, подпадающих  под их юрисдикцию.

 

Бюджет  выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и  бюджетный процесс соответствуют  федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного  управления - федерации (центральный  бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом  межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования  и социального обеспечения.

 

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

 

Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

 

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый  арсенал средств и методов  формирования доходных и расходных  статей госбюджета.

 

Формирование  доходов определят целую систему  финансовых каналов по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная.

 

Кроме налоговых  поступлений доходы центрального бюджета  складываются из прибыли от экономической  деятельности государственных предприятий  и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

 

В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая структура  налоговой системы. Большую роль в формировании бюджетных доходов  играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей  пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание).Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

 

Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

 

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным  правительством. На центральное правительство  ложатся все военные расходы  и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных  отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

 

Важное  место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным  расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство  и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

 

Военные расходы в федеральном бюджете  страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты  земель и общин.

 

Финансирование  научно - технических программ осуществляется через министерство исследований и  технологий. Доля расходов на науку  и образование невелика (2-5%) по сравнению  с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% от ВВП. Расходы  на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты  на содержание верховных органов  власти и федерального государственного аппарата.

 

Федеральное правительство начиная с 1951 г. перешло к постоянному выпуску займов. Соответственно увеличивались расходы на погашение и проценты по государственному долгу.

 

Центральное правительство, используя свои финансовые ресурсы, стремится расширить возможности  и укрепить позиции монополий  ФРГ и на внешних рынках. Для  этой цели из федерального бюджета  ежегодно выделяется средства на внешнюю "помощь". Эти средства позволяют  расширить рынки сбыта, получить сырье, обеспечивать условия для  экспорта частного капитала.

 

Одна  из целей бюджетной политики - смягчение  социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета  нуждающимся семьям. С середины 70-х  годов на цели социального обеспечения  направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования  и социального обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью  государства в воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы.

 

При формировании бюджетных расходов важным параметром является их структура, как функциональная , по отраслям, так и народнохозяйственные удельные веса блоков расходов в текущих и капитальных расходах.

 

Государство ФРГ аккумулирует в бюджете существенную часть денежного капитала страны. Он идет прежде всего на финансирование собственных капвложений государства, остальная часть сбережений в виде кредитов и субсидий идет на поощрение капвложений в частном секторе.

 

Одновременно  государство с помощью налоговой  и амортизационной политики оказывает  массированное влияние на накопление капитала в частном секторе. Большие недопоступления в бюджет оборачиваются высоким удельным весом самофинансирования предприятий.

 

Государственный долг ФРГ, как и других промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

 

Большая часть государственного долга ФРГ  размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в  первую очередь выступает государственная  кредитная система - государственные  ипотечные т специальные банки, Бундесбанк.

 

Специальные фонды - важное звено финансовой системы  ФРГ. По объему эти фонды стоят  на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования,- это фонды страхования по временной  нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев.

 

Общей для  всех фондов социального страхования  является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных  субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

 

Фонды социального  страхования включают страхование  от несчастных случаев, страхование  на случай болезни, пенсионное страхование  рабочих и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму.

 

В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской  экономики и другие целевые фонды.

 

Финансы земель и общин занимают важное место  в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом.

 

Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый  при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых  домов, налог на пожарную охрану. Эти  налоги дают свыше 85% всех налоговых  поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному  страхованию, включающие взносы на медицинское  и пенсионное страхование и страхование  по безработице.

 

Общины  получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог  затрагивает широкие слои населения  и взимается с приносимого  дохода в размере 1-2%.

 

В доход  бюджетов общин поступают различные  административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам  от местного хозяйства относятся  доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

 

Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и  финансирование капиталовложений усиливает  рост местной задолженности и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.

 

Основу  государственных промышленных предприятий  составляют крупные концерны, в руках  которых сосредоточено около 2/3 всего  акционерного капитала государственных  предприятий.

 

Финансы государственных предприятий - составная  часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной  собственности. В руках властей  земель, общин и федерального правительства  полностью находится транспорт  и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти  и газа. Государство сосредотачивает  в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

 

Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

 

Деятельность  государственных предприятий в  ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным  монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных  и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных  предприятий.

 

Финансовая  система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные  фонды, государственные предприятия.

 

Формирование  бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Информация о работе Особенности финансового развития Германии