Особенности экономического развития Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Греция - слабое звено Европейского союза. Длительное османское иго, немецко-фашистская оккупация в годы второй мировой войны, зависимость от иностранных держав, а также бедность природными ресурсами и другие причины привели к тому, что современная Греция отстает от развитых в экономическом отношении государств Европы. Лишь в 1960-е годы в результате привлечения иностранного капитала, государственной политики стимулирования строительства крупных промышленных предприятий, расширения внешней торговли и других причин Греция превратилась в индустриально-аграрное государство.

Файлы: 1 файл

Особенности экономического развития Греции.docx

— 72.47 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, при выборе вооружения и военной техники Греция руководствуется «исключительно техническими характеристиками: побеждает лучший», подтверждая тем самым, что многие российские образцы «по своим боевым характеристикам на годы опережают зарубежные аналоги». Общей сложностью Греция у различных поставщиков «приобретает 4% всех вооружений, поступающих на мировой рынок, что является рекордом для страны с 11-миллионным населением». Таким образом, закупки Грецией вооружения и военной техники демонстрируют о продолжении ее военно-политического сотрудничества с Россией, которая, «поставляя свою технику, фактически укрепляет оборону не только Греции, но и свою». А это, по сути, является частью общей военной политики.

Основа греко-российского взаимодействия на этом направлении была заложена подписанием в 1995г. межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в военно-технической сфере», которое явилось одним из первых документов о партнерстве России со странами–членами НАТО в военно-технической сфере, особенно в такой деликатной области, как поставки оружия.

Сотрудничество на практике началось с просьбы Афин отремонтировать и модернизировать систему «Оса», состоящую из 13 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) для сухопутных войск, которая в свое время была передана Греции от Германии. На одном из российских предприятий «Осу» успешно превратили фактически в новый комплекс «Оса-АКМ», в значительной степени превосходящий по боевой эффективности старый. Греция настолько осталась довольной выполненным заказом, что греки дополнительно приобрели еще 16 подобных комплексов «Оса-АКМ», а затем заинтересовались другим ЗРК «Тор-М1», который отличался более высокими характеристиками боевой системы. За последние годы Греция приобрела у России ЗРК большой дальности С-300 ПМУ, 450 боевых машин пехоты БМП-3, танки Т-80У, военно-транспортные вертолеты Ми-17-1В, самолеты-амфибии Бе-200, учебно-тренировочные самолетов МиГ-АТ, корабли воздушного наблюдения «Зубр», комплексы управляемого вооружения с лазерными наведением «Краснополь-М», зенитно-пушечные комплексы «Панцирь» и многое другое. Общий объем поставок российской техники и оружия в Грецию за последние годы превысил порядка 5 млрд. долл. США.

Стороны активно и на регулярной основе обмениваются официальными визитами министров обороны. С 1997г. успешно действует Межправительственная российско-греческая комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая заседает два раза в год поочередно в столицах двух стран.

Россия активно участвует в международных выставках вооружений и военной техники «Defendory International», проводимой в Пирее, а Греция – на российских выставках, например, в «МАКС».

На территории Греции эффективно функционирует совместное предприятие «Rosoboron Service – Hellas», при этом на нынешнем этапе сотрудничества «стоит вопрос о расширении деятельности» данной компании.

Греция и Россия проводят совместные учения. Так, в декабре 2010г. в г.Элевсин состоялись совместные занятия греческих и русских десантников, завершившиеся тактическим учением. Греческие специалисты проходят обучение, связанное с эксплуатацией и ремонтом вооружения, в различных военных академиях России на льготных условиях.

Россия и Греция также тесно сотрудничают и в сфере энергетики. Главными греко-российскими проектами на данном направлении можно назвать строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис» и газопровода «Южный поток».

Идея создания нефтепровода «Бургас – Александруполис» совместными усилиями Болгарии, Греции и России появилась еще в середине 1990-х гг., однако лишь 15 марта 2007г. было подписано трехстороннее межправительственное соглашение, согласно которому на 2011 – 2012гг. намечалось непосредственное строительство, а в 2013г. – начало эксплуатации трубопровода. Тем не менее, в декабре 2011г. правительство Болгарии выразило желание выйти из проекта, мотивируя свое решение возникающими серьезными экологическими проблемами в регионе строительства нефтепровода.

Что касается позиции Греции, то необходимо отметить, что строительство проекта «Бургас – Александруполис» было заявлено «важнейшим приоритетом внешней энергетической политики (греческого – К.В.) правительства», главной целью которой является выход Греции на «энергетическую шахматную доску», стремление превратить страну в крупного транзитера нефти в Европейский союз и повышение конкурентоспособности отдаленных греческих провинций. Поэтому, несмотря на сегодняшний выход Болгарии из проекта, Греция продолжает считать его своим «стратегическим выбором» и «значительным приоритетом» в своей энергетической политике, высказывая намерения в дальнейшем переубедить болгарскую сторону.

«Южный поток» – российский проект газопровода, планируемый к реализации на территории сразу нескольких европейских стран. 29 апреля 2008г. Россия и Греция подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании и эксплуатации газопровода на территории Греции, а 7 июня 2010г. российский «Газпром» и греческая DESFA создали совместное предприятие South Stream Greece S.A.

Для Греции реализация проекта «Южного потока» чрезвычайно важна, что подтверждают слова Я.Маниатиса, заместителя министра по охране окружающей среды, энергетике и климатическим изменениям: «Этот трубопровод дает надежную форму диверсификации транспортировки природного газа, которая необходима для постоянно растущих потребностей Европы. Его реализация, несомненно, укрепляет безопасность снабжения, особенно в период потрясений, которые влияют на поставки и на рост местных нужд по потреблению (газа – К.В.)». Несмотря на то, что греческое правительство, помимо «Южного потока», поддержало и другие проекты («Коридор «Турция – Греция – Италия» (т.н. ITGI), «Транс-адриатический газопровод», Nabucco), между ними, по сути, не существует конкуренции, поскольку Греция стремится обеспечить снабжение страны и ближайшего региона из различных источников. «Южный поток» должен обеспечить импорт газа из традиционных источников, каковым является Россия; в то время как греко-итальянский газопровод (ITGI) (так и «Транс-адриатический» и Nabucco – К.В.) будет доставлять газ из нового (для Греции – К.В.) источника – Каспийского региона».

Упрочнению греко-российских экономических связей помогает и сфера туризма: Греция является излюбленным местом, куда круглый год и особенно летом стекается большое количество российских туристов. При этом число прибывших из России туристов с каждым годом увеличивается: по данным Ассоциации греческих туристских предприятий, в 1996г. Грецию посетили 180 тыс. российских туристов, а в 2011г. – более 739 тыс. По словам греческого министра культуры и туризма А.Гереку, греки хотят, чтобы поток российских туристов нарастал: Греция всегда гостеприимно встречала россиян. Кроме того, греки «готовы также поддержать и туристический поток из Греции в Россию». Тем не менее, несмотря на существенный прирост показателей за последнее время, Греция значительно уступает таким странам, как Турция, Египет, Китай и Финляндия. Например, по данным Росстата, в 2010г. 387 тыс. россиян в качестве места своего отдыха выбрали Грецию, в то же время 2368 тыс. – Турцию, 2198 – Египет, 1440 тыс. – Китай, 709 тыс. – Финляндию. Греки, в свою очередь, выбирают в качестве места своего отдыха преимущественно страны Европейского союза, среди которых первое место занимают Франция, Германия и Италия. В свою очередь, по данным Ассоциации греческих туристских предприятий, в 2010г. Россию посетило всего 29,6 тыс. греческих туристов, а в 2011г. – 50,5 тыс. Тем не менее, с каждым годом число посещений становится больше.

Несмотря на положительные тенденции, между Грецией и Россией в сфере туризма существует довольно много проблем различного характера. Например, наиболее значимым для россиян препятствием является невозможность продления отдыха на некоторое время: если греческая туристская виза стоит всего пару десятков евро, то ее продление – уже около 500 евро, что для многих российских туристов неприемлемо.

Подводя итоги, можно сказать, что развитию экономического сотрудничества Россия и Греции сегодня способствуют близкие позиции по самому широкому кругу международных проблем и вопросов, касающихся развития Причерноморья и регулирования многочисленных спорных вопросов. Что же касается вопросов развития Причерноморского региона – проблем по диверсификации энергетических ресурсов, дальнейшего диалога в сфере военно-технического сотрудничества, расширения экономических контактов, решения экологических проблем Черного моря и проч., – то здесь позиции Греции и России практически едины. Важным связующим звеном между двумя государствами является также немалая греческая диаспора, проживающая в России.

Таким образом, в течение последних двух десятилетий экономические и политические отношения Греции и России развивались в основном в положительном ключе. Несмотря на некоторые разногласия по поводу признания современной Республики Македония в начале 1990-х годов и значительное укрепление российско-турецкого сотрудничества в последнее время, Греция и Россия являются надежными партнерами, имеющими длительный характер взаимоотношений и сходную точку зрения на большинство мировых проблем и вопросов, касающихся развития Причерноморского региона.

 

 

 

  1. Направления развития торгово-экономических отношений России и Греции

 

Грецию и Россию объединяет совместное желание развивать сотрудничество в сфере энергетики. Поэтому хотелось бы выделить эту приоритетную сферу отдельно.

Три уровня энергетической цепочки, а именно: производство, транспортировка и потребление, формирует возможную экономическую и политическую роль той или иной страны, которую она приобретает благодаря участию на одном из этапов цепочки.

Россия играет подобающую ей ведущую роль производителя, поставщика и транспортировщика нефти и природного газа. Однако на глобализированном энергетическом рынке транспортировка энергии определяется большим числом факторов и участников. Потребительские нужды Греции заключаются в импорте природного газа и нефти, главным поставщиком которых является Россия. Впрочем, и на международном рынке потребительские нужды Китая, Индии, США и других стран как никогда высоки. Роль нашей страны как производителя является минимальной, практически нулевой, что не исключает изменений в этой области в будущем. Что касается роли Греции как звена в транспортировке энергии, то она оказывается довольно важной для России как на местном, так и на международном уровне.

Недавно заключённые соглашения по строительству нефтяных и газовых газопроводов, идущих с Востока на Запад, предоставляют Греции возможность стать значимым региональным сухопутным транспортировщиком. Однако сам по себе этот факт не ставит Грецию по важности на одну ступень с Польшей, Украиной и, наконец, с Турцией, которая имеет большое значение по причине природного сообщения с Каспием, Средней Азией и Европой. Преимуществом Греции является то, что её роль не ограничивается сухопутным транзитом, но простирается и на другие уровни сотрудничества.

Греция находится на южной конечности Балканского полуострова, т.е, по существу, в конце энергетических путей, а не в середине. Образуя природную гавань между Востоком и Западом, Греция является самым юго-западным альтернативным выходом России к морю, предоставляя ей возможность экспорта углеводородов в обход Дарданелл. Помимо этого, Греция вместе с Кипром - это самые юго-восточные европейские порты вблизи морских путей Суэцкого канала. Разнообразие портов страны предоставляет инвесторам свободу выбора, который они могут сделать, основываясь на своих предполагаемых потребностях.

Постоянный рост цен на сырую нефть в сочетании с падением стоимости доллара делает выгодной и осуществимой любую инициативу поиска и разработки нефтяных месторождений в Эгейском море.

Однако самой сильной стороной Греции в области предпринимательства является не что иное, как главенствующая роль греческого судоходства в транспортировке нефти и нефтепродуктов. Показательно, что только в 2012 г. греческие танкеры транспортировали 70% импортируемой в Китай нефти, а также большую часть нефти, импортируемой на западные рынки, главным образом в США.

Таким образом, на свободном рынке спроса и предложения Греция является сильным и надёжным партнёром России.

Итак, пять основных принципов, определяющих национальные интересы Греции на международном энергетическом рынке:

1)Греция - это энергопотребляющая страна, поэтому ей выгодны низкие цены;

2)Греция как энергопотребляющая страна не заинтересована в монополизации нефтяного и газового рынков какой бы то ни было энергопроизводящей державой - будь то страны ОПЕК или Россия;

3)Греция - это западная  страна, расположенная в юго-восточной  части Европы на пути к Среднему  Востоку, из-за чего ей выгодно  быть «мостом» между Европой  и Средним Востоком. Под «мостом»  подразумевается перевалочная база  в движении товаров, капитала, сырья  и коммуникаций. Вообще роль Балкан  как связующего звена между  Центральной Европой и Средним  Востоком, между Россией и Средиземным морем - на протяжении трёх последних веков определяла геополитическое значение полуострова;

4)Греция, являясь одной  из четырёх православных стран  Европейского союза, в первую  очередь заинтересована в укреплении  связей Европы и России;

5)Греции как западному  государству выгодно участие  России в международной торговле, а также нормализации отношений  Запада и России посредством  торговли и экономического сотрудничества. Западный мир только выиграет  от сближения своих стратегических  интересов с российскими.

В отношении энергетики стоит отметить, что обращение Греции к России является не только правильным, но и в какой-то мере неизбежным выбором греческого правительства, если принять во внимание следующие обстоятельства:

- На данный момент производительная  мощность Азербайджана сильно  переоценивается. К тому же, как  показал недавний визит американского  вице-президента Чейни в страну, Баку не желает присоединяться, подобно Грузии, к американской энергетической оси, направленной против Кремля.

- Всем очевидно, что Запад  не в состоянии при помощи  дипломатических средств решить  вопрос об экспорте энергетических  ресурсов, главным образом, из Казахстана  и Туркменистана через пути/коридоры/трубопроводы/проекты  в обход России.

Информация о работе Особенности экономического развития Греции