ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ
УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Кафедра экономики, учета и финансов
Контрольная работа
По дисциплине: «Экономика
природопользования»
На тему: Понятие и принципы государственного
регулирования природопользования и охраны
окружающей среды.
Выполнила: студентка гр. ЭГTв-08
Камченко М.Н.
шифр 8702321016
Проверил: доцент, кандидат экономических
наук
Малышков Г.Б.
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, задачи и принципы государственного
регулирования экологопользования……………………………………………………….………5
2. Правовые основы государственного
регулирования природопользования и природоохраны……….…………………………………………………………8
3. Органы, осуществляющие государственное
регулирование природопользования……………..………………………………………………10
4. Совершенствование системы государственного
регулирования природопользования и охраны
окружающей среды.........…………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
Введение
Актуальность темы работы может быть
объяснена следующим:
В последнее десятилетие
общей глобальной тенденцией является пересмотр границ применения
"государственного регулирования".
Значительные изменения происходят в
понимании роли институтов государственного
регулирования для решения проблем природопользования
и охраны окружающей среды.
Экономическое развитие создает предпосылки
для повышения эффективности использования
природно-ресурсного потенциала стран,
переходу на инновационные - ресурсосберегающие
модели развития, к экономике знаний. Природопользование
и охрана окружающей среды являются основным
компонентом "Целей развития на тысячелетие"
наряду с другими семью целями, принятыми
на "Саммите тысячелетия" в сентябре
2000 г. государствами-членами Организации
Объединенных Наций.
Экономические преобразования последних
десяти лет, характерные практически для
всех стран, определили скорость и содержание
трансформации процессов природопользования.
Их неравномерность и неоднородность
была обусловлена национальными особенностями
каждой страны, специализацией страны
на мировом рынке. Преобразования затронули
институты государственного регулирования.
К последним относятся законодательство,
стандартизация, гражданское общество,
финансы, информация и информационные
технологии, национальные традиции, наука
и образование.
Практика показала, что стабильность
и эффективность процессов природопользования,
скорость и соответствие трансформации
природопользования содержанию процессов
рыночных реформ были неоднозначны. В
сложившейся ситуации необходимость переосмысления
многих подходов к регулированию процессов
природопользования очевидна.
В условиях рыночной экономики
формирование эффективной системы
государственного регулирования природопользования
связано с возможностями и
провалами системы рыночного
саморегулирования. Возможности использования
рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной
среды зависят от его четкой реакции на
повышение дефицитности природных ресурсов.
Действенным рычагом повышения эффективности
использования природных ресурсов, их
сбережения и предотвращения опасного
загрязнения является внедрение системы
экономического регулирования природопользования
и охраны окружающей среды. С развитием
рыночных отношений в России, государству
необходимо экономически стимулировать
более эффективное экологопользование
путем установления научно обоснованной
цены на природные ресурсы и платы за экологопользование,
которые бы способствовали наиболее рациональному
их использованию путем внедрения более
эффективного налогообложения за использование
природных объектов и установления соответствующих
льгот, которые бы стимулировали такое
их использование, и т.п.
Правовые требования, касающиеся экономических
мер регулирования природопользования
и охраны окружающей среды, содержатся
в обширном перечне законов и подзаконных
актов, относящихся как к экологическому,
так и к иным отраслям российского законодательства.
Целью данной работы является по возможности
полное исследование государственного
регулирования природопользования и охраны
окружающей среды, что определяет и круг
следующих задач решаемых в ходе работы:
-дать общее представление о государственном
регулировании природопользования и охраны
окружающей среды и его механизмы;
-представить предложения по совершенствованию
системы государственного регулирования
экологопользования.
1. Понятие, задачи и принципы государственного
регулирования экологопользования.
Регулирование - это функция организованных
систем, обеспечивающая сохранение их
определенной структуры, поддержание
режима деятельности, реализацию их программ
и целей. Понятие «регулирование» происходит
от латинского слова regula - норма. Регулирование
является самостоятельным элементом управления
экономикой.
Государственное регулирование природопользования
и охраны окружающей среды - это определенная
нормативно-правовыми актами деятельность
компетентных органов, направленная на
сохранение естественных экологических
систем и рациональное использование
природных ресурсов с целью обеспечения
благоприятных условий жизни человека.
Государственное регулирование экологопользования
и охраны окружающей среды осуществляется
через регулирование экономической и
экологической систем РФ. Если регулирование
экономической системы страны выражается
в управленческих воздействиях государства
преимущественно на воспроизводство новых
систем экономических отношений, то регулирование
экологической системы представляет собой
совокупность необходимых мер для поддержания
экологических систем и создания нормальных
условий для их эффективного функционирования.
Регулирование экологической системы
происходит через управление экологопользованием,
которое теснейшим образом связано с охраной
окружающей среды. Государственное управление
в области природопользования и охраны
окружающей среды - составная часть государственного
Управления в целом. Этому виду регулирования
свойственны как общие черты управленческой
деятельности государства делами общества,
так и специфические, обусловленные регулируемым
объектом - экологической системой страны.
Роль государственного управления в
этой сфере определяется значением государственных
органов в механизме охраны окружающей
среды. В триаде субъектов - гражданин,
организация (предприниматель) и государство
- государственные органы занимают особое
место. Они обладают особыми правовыми
и административными средствами для обеспечения
реализации экологических требований
законодательства, имея возможность прибегнуть
при необходимости к государственному
принуждению. Прежде всего, на них возложена
ответственность за обеспечение охраны
окружающей среды в рамках экологической
функции государства. Прежде всего, с них
граждане вправе спрашивать за несоблюдение
их экологических прав и законных интересов
и законодательства об окружающей среде
в целом.
Управление в сфере взаимодействия общества
и природы представляет собой совокупность
предпринимаемых соответствующими субъектами
действий, направленных на обеспечение
исполнения требований законодательства
об окружающей среде. Применительно к
предмету данной отрасли речь идет о распоряжении
природными ресурсами, об обеспечении
рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов, сохранения или восстановления
благоприятного состояния окружающей
среды, соблюдения, а также о защите экологических
прав и законных интересов физических
и юридических лиц.
Управление природопользованием и охраной
окружающей среды призвано обеспечить
реализацию экологического законодательства.
Общественная ценность права в целом и
права граждан на благоприятную окружающую
среду проявляется прежде всего в процессе
реализации соответствующих правовых
предписаний.
Управление выступает здесь как средство
формирования реальных общественных эколого-правовых
отношений, образующих само право окружающей
среды.
Понятие государственного регулирования
экологопользования целесообразно рассматривать
в единой системе.
К основным задачам государственного
регулирования в области природопользования
и охраны окружающей среды относятся:
формирование и совершенствование нормативной
правовой базы; использование экономических
регуляторов природопользования (нормирование,
лицензирование и др.); организация и проведение
государственной экологической экспертизы
объектов экологопользования; осуществление
государственного контроля и надзора
в области охраны окружающей среды и природопользования;
осуществление государственного управления
и государственного контроля в области
организации и функционирования особо
охраняемых природных территорий регионального
значения; ведение Красной книги; разработка
и осуществление программ и проектов в
области охраны окружающей природной
среды, экологической безопасности, обращения
с отходами, охраны атмосферного воздуха;
обеспечение населения информацией о
состоянии окружающей среды, экологическое
воспитание и просвещение.
Содержание института регулирования
экологопользования характеризуют принципы:
-Принцип законности в государственном
регулировании экологопользования и охраны
окружающей среды. Государственные и общественные
организации, должностные лица, государство
и его органы действуют на основе законности.
Это требование касается и всех граждан.
Законность в регулировании
экологопользования имеет две основные
стороны: точное и неуклонное соблюдение
в деятельности по регулированию
всех нормативно-правовых актов и
принятие правильного решения в
случае коллизии применяемого законодательства.
-Принцип приоритета охраны окружающей
природной среды предполагает также наличие
двух основных сторон: требований охраны
экологических систем решение должно
приниматься, исходя из интересов сохранности
экологических систем и использование
одних природных объектов должно осуществляться
не во вред другим природным объектам
и окружающей среде в целом.
-Принцип комплексного (всестороннего)
подхода в процессе государственного
управления природопользованием и охраной
окружающей среды обусловлен объективным
законом единства природы, всеобщей взаимосвязью
происходящих в природе явлений. Он проявляется
в том, что в рамках данного вида управления
реализуются все вытекающие из законодательства
функции, в сфере государственного управления
оказываются все природопользователи,
призванные выполнять экологические требования,
при принятии административных решений
принимаются во внимание все виды вредных
воздействий на состояние природы, ведется
их учет.
-Принцип плановости государственного
регулирования экологопользования и охраны
окружающей среды заключается в следующем:
важнейшие мероприятия по регулированию
экологопользования закрепляются в планах,
которые после их утверждения обретают
обязательную силу, а за результатами
реализации в жизнь разработанных планов
и программ должен осуществляться постоянный
контроль.
-Принцип сочетания государственного
регулирования с местным самоуправлением
выражается в следующем: максимальное
вовлечение граждан в дело регулирования
экологопользования и расширение демократических
начал в регулировании экологопользования
должно сопровождаться установлением
точно определенной индивидуальной ответственности
каждого за вверенный участок работы.
-Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных
и контрольно-надзорных функций в организации
государственного управления природопользованием
и охраной природы как принцип проявляется
в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными
функциями управления использованием
и охраной природных ресурсов не могут
выполнять функций по хозяйственному
использованию соответствующих ресурсов.
Этот принцип должен быть применим к специально
уполномоченным государственным органам
в области природопользования и охраны
окружающей среды. Посредством данного
принципа обеспечивается объективность
экологического контроля и надзора и эффективность
действия права окружающей среды в целом.
К сожалению, в современной России этот
принцип соблюдается далеко не всегда.