Проблемные регионы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации (например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.) .
Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Файлы: 1 файл

Региональная экономика. Вариант 6 (2).doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Часть 1. Проблемные регионы

1. Каковы основные качественные  признаки проблемных регионов?

 

Проблемный  регион – это территория, которая  самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий  потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации (например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.)1.

Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке  окажутся размытыми и малоэффективными.

Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

- особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;

- наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;

- особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;

- недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения2.

 

 

2. Какие существуют подходы к выделению и типологизации проблемных регионов?

 

Типологизация регионов – выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании. Для осуществления задач государственной региональной политики насущно необходимо построение типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа социально-экономического положения регионов. В региональных исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).

Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). За тем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов: 1.1 – регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего; 1.2 – регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в на-блюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 – регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень; 2.2 – регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже сред него. Так, может быть проведена типологизация регионов по вели чине заработной платы относительно среднероссийского уровня.

Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом: в 13 регионах уровень зарплаты был выше и в двух – ниже сред-нероссийского (Хакасия и Тыва). За 1991-2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты выше сред-нероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 – один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1 – 11 регионов; 1.2 – два региона; 2.1 – один регион; 2.2 – один регион. Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития.

 В качестве  примера можно предложить типологизацию  регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая). Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов. Региональная типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные3.

 

 

 

 

3. Перечислите кризисные пояса России

 

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

- Центральный пояс;

- Южный пояс;

- Уральский пояс;

- Восточный пояс.

Наиболее  крупным является Центральный кризисный  пояс. В его состав входят части  Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

- Спад производства

- Высокая безработица

- Низкий уровень жизни

- Низкая бюджетная обеспеченность

- Высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются  устойчивые тенденции свертывания  экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы  Северного  Кавказа и южная часть Поволжья. Здесь сосредоточивается большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик СНГ.

Основными проблемами Южного кризисного пояса  являются:

- Спад производства;

- Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью;

- Низкий уровень жизни;

- Низкая бюджетная обеспеченность;

- Межэтнические военные конфликты;

- Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом  в Южном кризисном поясе свертывание  экономической  активности протекает  на фоне сохранения положительного естественного  прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный  пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических  районов, куда входят 4 субъекта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 регионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке и т.д. Этот кризисный пояс представляет существенную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный потенциал, атомная промышленность4.

 

4. Перечислите критерии выделения отсталых (слаборазвитых) регионов

 

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными критериями выделения слаборазвитых регионов являются:

1) Состояние длительного застоя;

2) Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

3) Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики;

4) Слабый научно-технический потенциал;

5) Низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно  отнести следующие регионы: большинство  республик Северного Кавказа; Республики и автономные округа юга Сибири; Республика Марий Эл; Республика Калмыкия.

Если несколько  смягчить критерии выделения, к категории  отсталых также можно отнести  ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень  дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным.

Понятие отсталости региона является относительным. Оно  имеет смысл только в контексте  общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами. Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или иному региону статуса «отсталого» должно быть политическим.

Большинство ныне отсталых регионов имеют объективные  условия для ускорения развития на основе использования своих конкурентных преимуществ.

Так, например, республики Северного Кавказа занимают выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним Востоком и транзитных сообщений между Каспийским и Черным морями (в настоящее время – по транспортировке нефти). В этой зоне имеются исключительно благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса всероссийского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с последующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффективной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Ускоренное  развитие особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических  районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасыванием безработицы)5.

 

5. Покажите возможности преодоления региональной отсталости

 

Подъем отсталых регионов (республик и автономных округов) требует значительных внешних  инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Государство может  оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, и т.п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.

Поэтому пока главный  путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ6.

 

6. Каковы основные разновидности депрессивных регионов?

 

Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны.

Перечень показателей  территориальной депрессивности должен быть как можно более широким, ведь депрессия является системным  явлением, и чем больше позиций спада будет выявлено, тем лучше. Однако на практике это сделать достаточно сложно, и перечень показателей должен определяться целями вычленения точек депрессии.

Рассматриваемые показатели должны характеризовать локальный  уровень депрессии, ресурсные возможности депрессивной территории и соответствующего субъекта Федерации, региональную и межрегиональную остроту депрессии, ухудшение основных параметров уровня и качества жизни людей, предоставления социальных услуг.

 

7. Каковы пути выхода регионов из депрессивного состояния?

 

Ресурсные возможности самостоятельного разрешения депрессивной ситуации могут  характеризовать показатели бюджетной  обеспеченности (с учетом всех видов  уже оказываемой федеральной  и субфедеральной поддержки), наличия  имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели, характеризующие возможности диверсификации, конверсии и реструктуризации производства и т.п.

Информация о работе Проблемные регионы