Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:19, контрольная работа
Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации (например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.) .
Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.
- необходимо скорейшее упорядочение контрольных функций в пунктах пропуска;
- требует ускорения реализация решения Государственной пограничной комиссии в части, касающейся создания федеральной межведомственной системы сбора, хранения и обработки информации о проследовавших через государственную границу лицах, транспортных средствах и грузах.
В целом положительный
результат усиливающейся
- уменьшается производственная кооперация с предприятиями других субъектов Российской Федерации;
- увеличивается сырьевая специализация экспорта;
- растет преступность, в том числе транснациональная, увеличивается потребление наркотиков, проникает международный терроризм;
- идет процесс незаконного оседания на территории Российской Федерации значительных масс граждан сопредельных государств, возникают конфликты с местным населением;
- присутствуют все виды контрабанды, растет безработица, усиливаются демографические, миграционные, экологические проблемы, приводящие к напряженности в социальной сфере и оттоку населения в центральные регионы России.
В результате многие
аспекты приграничного
11. Почему зона Севера может рассматриваться как проблемная территория?
Зона Севера занимает около 70 % территории России, в ней проживает 8 % населения страны. К этой экономико-географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. По этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию.
Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются: неблагоприятный климат (с колебаниями от абсолютной до умеренной дискомфортности), распространение вечной мерзлоты, большая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокая стоимость жизни и др.
Эти негативные северные факторы столь существенны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип.
12. В чем состоят основные задачи северной социально-экономической политики?
Северная социально-экономическая политика призвана выполнять следующие основные задачи:
- сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
- повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;
- расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
- преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
- преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.10
13. Выделите отсталые и депрессивные регионы в зоне Севера
Северные регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов Федерации РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.
Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.
14. Каковы пути решения основных социально-экономических проблем Севера?
Для улучшения социально-экономического положения северных регионов необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающий: организацию регулярного завоза грузов; повышение надежности энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения, выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.
Многое будет зависеть от успешности макроэкономической политики, стимулирующей спрос на продукцию ведущих отраслей северной экономики и, соответственно, геологоразведочные работы, загрузку транспорта, возобновление капитального строительства. Перспективы северной экономики во многом связаны с расширяющимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангельской области, более комплексным использованием минерального сырья на базе новых технологий, цивилизованным освоением новых регионов11.
Список литературы
1. Видяпин, В.И.
Региональная экономика:
2. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – 2-е изд.-М.:ГУ ВШЭ, 2011. – 495 с.
3. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / ВЫ.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 584 с.: ил.
4. Морозова, Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 472 с.
5 Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФА-М, 2007. – 416 с.
1 Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2009. С.137
2 Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – 2-е изд.-М.:ГУ ВШЭ, 2011. С.128
3 Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – 2-е изд.-М.:ГУ ВШЭ, 2011. С.131
4 Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФА-М, 2007. С.177
5 Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФА-М, 2007. С.180
6 Видяпин, В.И. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпин, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.185
7 Видяпин, В.И. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпин, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.192
8 Морозова, Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011. С.215
9 Морозова, Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011. С.220
10 Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФА-М, 2007. С.256
11 Фетисов, Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФА-М, 2007. С.264