Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:53, реферат
Степень неопределенности знаний о характере и тенденциях происходящих в климатической системе изменений еще очень велика, и приводимые материалы наглядно это демонстрируют. Тем не менее, уделяя должное внимание дальнейшему развитию и улучшению наших знаний об указанных процессах, решительные действия по смягчению последствий этих изменений и по адаптации к ним экономики нужно предпринимать уже в настоящий момент.
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование прогнозного исследования уровня Каспийского моря. 7
1.1. Основные характеристики Каспийского моря. 7
1.2. Проблема изменений уровня Каспийского моря. 12
1.3. Основные методы исследования проблемы изменений уровня Каспийского моря. 16
Глава 2. Практическое исследование изменений уровня Каспийского моря. 18
2.1. Построение базовой (реальной) модели прогноза уровня Каспийского моря. 18
2.2. Поисковая модель прогноза уровня Каспийского моря. 21
2.3. Нормативная модель прогноза уровня Каспийского моря. 27
На основе вероятностного прогноза можно построить динамические ряды, которые усреднено, покажут уровень Каспийского моря в поисковой модели прогноза с экстраполяцией показателей прошлого на влияние будущих изменений (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Поисковый прогноз уровня воды Каспийского моря.
Приведенные здесь прогностические
величины характеризуют наиболее вероятное
среднее положение уровня моря и
характеризуют фоновые
Результаты расчетов уровня
моря на долговременную перспективу
будут время от времени пересматриваться
с учетом фактического положения
и тенденции изменения уровня,
а также климатических
В зоне потенциального затопления и подтопления находятся г. Каспийский (Калмыкия), астраханский заповедник в приморской части дельты Волги, города Махачкала, Каспийск, Дербент и поселок Сулак (Республика Дагестан), а также объекты инфраструктуры: канализационные и водопроводные сети, железная дорога Кизляр-Астрахань, оросительные системы, объекты рыбного хозяйства, десятки объектов связи и энергетики, нефтепромыслы, гидрометеорологические посты и т.д.[11].
Нормативный прогноз изменений уровня Каспийского моря строится по тем же динамическим рядам, что и поисковый, учитывая цель прогноза.
Необходимо построить идеальную модель объекта – без учета показателей прогнозного фона, и оптимальную модель объекта – с учетом оптимальных показателей прогнозного фона. Выявить альтернативные пути решения проблемы, которая наметилась в поисковом прогнозе как отсутствие управленческого решения по созданию мониторинга за состоянием Каспийского моря и факторов, влияющих на изменения его уровня.
Идеальная модель прогноза уровня Каспийского моря представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Идеальный прогноз нормативной модели прогнозирования уровня Каспийского моря.
При идеальном прогнозировании
с экстраполяцией на будущее исходного
состояния, наблюдается к 2020 году тенденция
повышения уровня Каспийского моря,
и на 2030 год по прогнозу должно достигнуть
отметки -27,6. Это значительно ниже,
по сравнению с сегодняшней
При известных данных идеального прогноза анализируются экспертные оценки относительно этого прогноза, которые выражаются в следующем:
На основе экспертных оценок идеального состояния уровня Каспийского моря строится оптимальные прогноз с учетом наиболее оптимальных показателей прогнозного фона.
Перечень оптимальных показателей:
С учетом вышеперечисленных факторов можно построить оптимальную модель нормативного прогноза уровня Каспийского моря (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Нормативная модель прогноз уровня Каспийского моря.
Пока по нормативному прогнозу сильнейших спадов уровня Каспийского моря не ожидается, в ближайшее десятилетие отметка будет колебаться в районе -27,68 м. Но через 20 лет уже наблюдается спад уровня Каспийского моря до отметки -28,6 м., это может быть охарактеризовано лишь тем, что принятие решений на управленческом уровне будет не слишком эффективно [5].
Из-за недостаточности
Исторические циклы
Пока в уровне Каспийского моря существует некоторая стабилизация, возникает целесообразность реализовать комплекс упреждающих мер по защите объектов народного хозяйства, по переселению части живого сектора городов и населенных пунктов и другие мероприятия, обеспечивающие частичную ликвидацию или предотвращение негативных последствий аномальных колебаний Каспийскоо моря.
Основное направление действий должно состоять в создании управленческой системы, способной адекватно реагировать на изменения уровня моря и сочетающей в себе элементы защиты отдельных населенных пунктов и наиболее важных участков береговой зоны с возможностями перемещения из угрожающих районов производственных мощностей в достаточно сжатые сроки и без больших экономических потерь.
Стабилизация уровня Каспийского моря не приведет к немедленному прекращению потерь. В создавшейся ситуации негативные последствия подъема уровня моря, в том числе связанные с повышенной вероятностью развития ущербов от штормовых нагонов, землетрясений, абразивных размывов берегов, будут сказываться (в силу инерции) десятки лет. Последний вывод лишний раз подтверждает необходимость срочного осуществления мероприятий по инженерной защите наиболее уязвимых участков побережья (прежде всего, городов и других населенных пунктов), опираясь на прогноз уровня Каспийского моря [13].
Учитывая, что любое существенное изменение режима колебаний уровня Каспийского моря затронет интересы всех прикаспийских стран, вполне оправданным представляется вывод о необходимости международного регламентирования любых проектов, реализация которых влияет на водный баланс и морфометрию Каспия.
Степень неопределенности знаний
о характере и тенденциях происходящих
в климатической системе
Использование выводов и
рекомендаций настоящих материалов
при осуществлении национальных
действий будет также являться весомым,
достойным и конкретным вкладом
Российской Федерации в выполнение
международных обязательств в области
климата и его изменений, обязательств
по уменьшению опасности и смягчению
последствий стихийных