Производственный потенциал региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения имеющихся теоретических положений и понятий, характеризующих производственный потенциал региона, сформировать совокупность критериев его оценки в новых условиях хозяйствования, разработать методику этой оценки и определить направления формирования инновационного характера производственного потенциала региона.

Содержание работы

Введение
Глава I. Общая характеристика производственного потенциала.
Содержание производственного потенциала региона.
Структура производственного потенциала.
Глава II. Оценка производственного потенциала региона.
2.1. Консолидационная оценка производственного потенциала.
2.2. Количественные и качественные оценки потенциала.
2.3. Методика оценки производственного потенциала региона (на примере Чувашской республики).
Глава III. Проблемы и перспективы развития производственного потенциала Чувашской республики.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по регионалке.docx

— 135.35 Кб (Скачать файл)

Развитие личных подсобных  хозяйств увеличило возможность  самообеспечения населения продуктами питания, что в период переустройства общества способствовало сохранению социальной стабильности. До начала 90-х годов за личными подсобными хозяйствами не было закрепления земли – они пользовались землями государственной собственности. После земельных реформ в личную собственность от государства перешло 125,7 тыс. га земельной площади. По сравнению с 1991 годом и количество личных подсобных хозяйств увеличилось с 190,6 тыс. до 210 тыс. единиц.

Кроме этого за последние  десять лет дополнительно 258 тыс. работникам сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы и бывшим работникам сельхозпредприятий передано в долевую собственность, как паевые, более 533 тыс. га сельхозугодий. В результате этого в структуре  валовой продукции на долю личных подсобных хозяйств граждан приходится 64%, в частном секторе производится 87% картофеля, 91% овощей, 63,6% мяса, 66,5% молока, 41,8% яиц и 97,5% шерсти.

Развитие и поддержка  сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности (коллективные предприятия, фермерские, личные подсобные хозяйства) – одно из основных направлений политики Правительства Чувашии. В сельском хозяйстве создаются для всех равные условия работы. Так, за 1993-2009 годы количество крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось почти в два раза и составило 1723. На долю фермеров приходится более двух процентов сельхозугодий, но валовой объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах составляет 1 процент от общего объема во всех категориях хозяйств.

Состояние агропромышленного  комплекса Чувашской Республики в сравнении с регионами Приволжского федерального округа характеризуется  следующими показателями.

В последние три года в  республике увеличивается объем  производства сельскохозяйственной продукции и в 2009 году Чувашская Республика вошла в число восьми регионов ПФО, в которых индекс физического объема продукции сельского хозяйства выше 100 процентов.

По итогам 2010 года Чувашская Республика занимает 3 место по урожайности зерновых и зернобобовых культур (19,0 ц/га) среди 15 субъектов Приволжского федерального округа и 24 место по Российской Федерации.

В республике в значительно  большей степени, чем в среднем  по стране, удалось сохранить крупно товарное картофелеводство, в сельскохозяйственных предприятиях производится 20-25% картофеля (по РФ – 5-6%). По урожайности картофеля в 2010 году Чувашия была на 4 месте среди регионов ПФО.

Среди регионов Российской Федерации Чувашия по 2010 году занимает 23 место по продуктивности коров, а среди субъектов ПФО – 7 место.

По такому показателю, как  эффективность использования земель землепользователями, занимающимися  сельскохозяйственным производством  Чувашская Республика занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и в 6 раз превышает  среднероссийские показатели. Если по Чувашской Республике объем производства продукции сельского хозяйства  в денежном выражении на 1 га земельной площади в 2010 году составил 9832,9 рублей, то в среднем по Приволжскому федеральному округу – 5187,4 рубля, по России – 1659 рублей.

В соответствии с рейтингом  регионов Российской Федерации, разработанным  Депэкономики Минсельхоза России Чувашская Республика находится на 31 месте по основным показателям деятельности сельскохозяйственных предприятий в 2010 году и 6 место в Приволжском федеральном округе, в том числе – по выручке от реализации продукции на 1 га сельхозугодий соответственно 28 и 3 места, уровню рентабельности сельхозпредприятий – 29 и 5 места, удельному весу прибыльных организаций – 26 и 4 места, отношению суммарной кредиторской задолженности в выручке от реализации – 28 и 4 места.

С целью расширения рынка  сбыта своей продукции, налаживания долгосрочных партнерских связей в последние годы многие предприятия активно участвуют во всероссийских и международных выставках-ярмарках. Результаты участия в выставках-ярмарках свидетельствуют о востребованности продукции наших предприятий, его высоком качестве и конкурентоспособности, о чем свидетельствует тот факт, что на различных выставках - ярмарках наши предприятия завоевывают все больше медалей и дипломов. Приоритетной задачей на селе является не только развитие производства, но и развитие социальной инфраструктуры, создание условий жизни сельского населения.

В целях сохранения и развития производственного потенциала агропромышленного  комплекса Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики разработал республиканскую целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 годы».

Государственный заказчик Программы - Министерство  сельского хозяйства Чувашской Республики.

Основной разработчик  Программы - Министерство  сельского хозяйства Чувашской Республики.

Цели Программы: повышение  эффективности   агропромышленного комплекса, обеспечение устойчивого функционирования   и развитии агропромышленного комплекса, улучшение продовольственного  обеспечения   населения,    создание   социально-экономических условий,  повышение уровня жизни  сельского населения.

Задачи Программы: создание   производственно-экономических   условий   для   увеличения  объемов производства   сельскохозяйственной  продукции,   повышение   производительности   труда    и  заработной   платы    работников    сельскохозяйственных организаций;  развитие приоритетных  подотраслей  сельского хозяйства, пищевой   и перерабатывающей  промышленности, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной   продукции,  сырья и продовольствия; обеспечение    доходности   и   финансовой  устойчивости отрасли; создание условий для комплексного и устойчивого развития сельских территорий.

Объемы и источники  финансирования Программы: предполагаемый  объем  финансирования Программы в 2008 -2015 годах составляет 20636,21 млн. рублей,  в том числе финансирования  за счет средств:         федерального   бюджета   -  8710,89   млн. рублей  (42,2 процента); республиканского бюджета Чувашской Республики - 4285,86   млн. рублей (20,8 процента); внебюджетных  источников   -  7639,46 млн. рублей  (37,0 процента); в том числе по подпрограмме: "Развитие  мелиорации  в Чувашской Республике на 2011 -2015  годы"  республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного   комплекса   Чувашской  Республики  и  регулирование   рынка   сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2015 годы" - 1498,22 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального   бюджета   -   168,49  млн.  рублей  (11,3 процента); республиканского бюджета Чувашской Республики - 120,00 млн. рублей (8,0 процента); внебюджетных  источников  -  1209,73  млн.  рублей (80,7 процента).

Республиканская целевая  программа "Развитие агропромышленного  комплекса и регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2008 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в  соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", Законом Чувашской Республики "О  Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе  развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы".

(в ред. Постановления  Кабинета Министров ЧР от 31.03.2009 N 103)

В последние годы в Чувашской  Республике аграрная политика была направлена на сохранение всех мер государственной  поддержки, развитие новых направлений, ориентированных на получение конечных результатов, регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции. Однако это радикальным образом не решило проблемы низкой доходности сельскохозяйственного  производства.

Указанные экономические  проблемы, в свою очередь, привели  к выводу из оборота земель сельскохозяйственного  назначения и уходу из села квалифицированных  специалистов и работников, снижению технического и ресурсного потенциала сельского хозяйства.

Низкая доходность растениеводства  и животноводства не позволяет эффективно использовать основное средство производства отрасли - землю. Земля в Чувашской  Республике является наиболее эродированной  по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Более 80 процентов пашни подвержены водной эрозии, что требует выполнения особых мероприятий с долговременными  мерами государственной поддержки.

Диспаритет межотраслевых отношений привел к резкому снижению технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, объем сельскохозяйственной продукции, которую сельскохозяйственная организация должна была продать для приобретения трактора, увеличился по сравнению с уровнем 2002 года в 1,5 раза - при реализации пшеницы и в 1,3 раза - при реализации молока. Увеличивается разрыв цен между основными видами сельскохозяйственной продукции и приобретаемыми горюче-смазочными материалами. В 2006 году на приобретение 1 тонны дизельного топлива требовалось реализовать молока в 1,8 раза больше, чем в 2002 году.

Рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию не обеспечивают получения  прибыли, достаточной для ведения  расширенного воспроизводства. В целях  регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, участия в создании и  функционировании оптовых продовольственных  рынков создано казенное унитарное  предприятие Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской  Республики".

Одним из основных и актуальных способов защиты имущественных интересов  сельскохозяйственных производителей на современном этапе развития аграрного  сектора экономики является страхование, прежде всего урожая сельскохозяйственных культур.

С учетом необходимости использования  страховой защиты в сфере агропромышленного  комплекса в настоящее время  применяется механизм стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к страхованию урожая через субсидирование страховых платежей. Однако из-за недостатка финансовых ресурсов не все сельскохозяйственные товаропроизводители являются полноценными участниками рынка страховых  услуг.

Реализация приоритетного  национального проекта "Развитие АПК" способствовала частичному решению  проблемы, но требуется расширение и продление сроков выполнения мероприятий  по государственной поддержке в  целях оказания комплексного воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в отрасли.

Решение вышеназванных проблем  сельского хозяйства невозможно без принятия долговременных стратегических мер по развитию отрасли и создания стабильных условий ее функционирования, регулируемых на уровне Российской Федерации  и Чувашской Республики. Программа  является документом, выстраивающим  на среднесрочный период механизм взаимоотношений  федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республике по поддержке отрасли, определяющим объемы финансирования и перечень мероприятий  для достижения целевых показателей.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития агропромышленного комплекса Чувашской  Республики и регулирования рынка  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, финансовое обеспечение  и механизмы реализации предусматриваемых  мероприятий, показатели их результативности.

Реализация Программы  позволит создать экономические  и социальные условия, способствующие повышению эффективности агропромышленного  комплекса, активизации деятельности малых форм хозяйствования в сельской местности, росту уровня занятости  и доходов сельского населения  и улучшению социально-экономической  ситуации в Чувашской Республике.

Последствия засухи 2010 года в виде потери значительной части  урожая сельскохозяйственных культур  и вызванного этим существенного  роста цен на сельскохозяйственную продукцию предопределяют необходимость  принятия мер по снижению природных  рисков посредством возобновления  комплекса мелиоративных мероприятий  с внедрением современных оросительных систем.

 

Заключение

Рассмотрено уточненное понятие  потенциала как обобщенного запаса экономической системы. Показано, что  потенциал может релевантно отображаться прошлыми состояниями системы.

Проанализирован индексный  метод оценки экономических показателей системы, определены его преимущества для определения качественных характеристик производственного потенциала. Предложены абсолютный и относительный методы оценок потенциала в экономике. Уточнено понятие индексов производственного потенциала и их экономическое содержание.

Рассмотрен цикл воспроизводства  в экономической системе и  его фазы, произведено сопряжение составляющих экономического потенциала с фазами цикла воспроизводства. На основе анализа существующих теоретических  положений разработаны структуры  экономического и производственного  потенциалов. Применена методология  СНС для определения весов  составляющих элементов структуры  производственного потенциала. На основе исследования статистики Украины показано, что производственный потенциал  этой страны составляет 73,8% от экономического потенциала.

Информация о работе Производственный потенциал региона