Развитие и размещение промышленного комплекса Дальневосточного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Дальний Восток занимает уникальное географическое положение. в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и в то же время широким фронтом выходит к Северному Ледовитому океану. ДФО часто называют тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, включающей первоклассные заливы и бухты, в том числе и незамерзающие на юге Приморья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Состав и место Дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности экономико-географического положения 4
2. Промышленный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 7
3. Основные проблемы и перспективные направления социально- экономического развития округа в условиях рынка 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Состав и место Дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности экономико-географического положения 4

2. Промышленный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 7

3. Основные проблемы и перспективные направления социально- экономического развития округа в условиях рынка 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дальний Восток занимает уникальное географическое положение. в России. Он расположен на северо-восточной  оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль  Тихого океана, и в то же время  широким фронтом выходит к  Северному Ледовитому океану. ДФО  часто называют тихоокеанским фасадом  России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, включающей первоклассные  заливы и бухты, в том числе  и незамерзающие на юге Приморья.

Данная  тема является актуальной, т.к. Дальний Восток предоставляет большую часть рыбной продукции и иных полезных ископаемых.

Целью данной работы является изучение развитие и размещение промышленного комплекса Дальневосточного федерального округа.

Задачи:

  1. Изучить состав, место и особенности экономико-географического положения ДФО.
  2. Рассмотреть промышленный комплекс округа.
  3. Выявить основные проблемы и перспективы развития в условиях рынка

 

 

 

 

 

 

1. Состав и место Дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности экономико-географического положения

В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области, Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область. Центр округа — город Хабаровск. ДФО — один из самых больших регионов страны. Его площадь — 6215,9 тыс. кв. километров, что составляет 36,4% территории России. Крупнейшими городами округа являются Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Якутск. [1, с. 408]

Согласно данным всероссийской  переписи населения 2002 года в Дальневосточном  федеральном округе проживало на 9 октября 2002 г. 6 млн 692 тыс. 865 чел., что  составляет 4,61 % населения России.

Численность населения округа — 7,3 млн человек, при этом в городах  проживает 76%. Однако средняя плотность  населения — самая низкая среди  федеральных округов: всего 1,2 человека на 1 кв. километр.

Национальный состав:

    1. Русские — 5 млн 470 тыс. 759 чел. (81,74 %)

    2. Якуты — 435 тыс. 610 чел. (6,51 %)

    3. Украинцы — 283 тыс. 000 чел. (4,23 %)

    4. Корейцы — 61 тыс. 946 чел. (0,93 %)

    5. Татары — 55 тыс. 361 чел. (0,83 %)

    6. Белорусы — 45 тыс. 342 чел. (0,68 %)

    7. Лица, не указавшие  национальность — 43 тыс. 747 чел. (0,65 %)

    8. Эвенки — 24 тыс. 761 чел. (0,37 %)

    9. Эвены — 18 тыс. 737 чел. (0,28 %)

    10. Азербайджанцы — 18 тыс. 094 чел. (0,27 %) [3]

Территория округа охватывает 5 ландшафтно-географических зон — арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесной и степной. Важнейшими предпосылками развития хозяйства  округа являются, во-первых, его обеспеченность многими видами природных ресурсов (руды цветных и редких металлов, уголь, алмазы, лес, гидроресурсы, биоресурсы океана), а во-вторых — выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом  в Азиатско-Тихоокеанский регион.  
       Дальневосточный федеральный округ богат разнообразными видами минерально-сырьевых ресурсов. Запасы железной руды сосредоточены на юге Якутии, в Амурской области и Хабаровском крае, марганцевых руд — на юге Хабаровского края. В Приморском крае находятся месторождения свинцово-цинковых и оловянных руд. Район занимает ведущее место в стране по запасам олова. Залежи ртути обнаружены на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае. Регион богат месторождениями вольфрама, титана, магния.  
       Основные угольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном бассейне, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также в Ленском и Южно-Якутском бассейнах, ряд месторождений разведан на Сахалине.  
       В Республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительные месторождения газа — Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское, Бадаранское, Собо-Хаинское, а также месторождения Сахалинского шельфа, Колендо, Охтинское, Некрасовское.  
        В ДФО сосредоточено более 80% общероссийских запасов и почти 100% добычи алмазов. Наиболее известные алмазные месторождения находятся в Республике Саха (кимберлитовые трубки «Мир», «Айхал», «Удача»), разработка которых ведётся открытым способом. В округе также находится около 40% российских запасов золота, при этом добыча золота составляет 55% от общероссийской.  
       В бассейнах рек Вилюя и Алдана идёт добыча исландского шпата и горного хрусталя, в Приморье — плавикового шпата. Запасы слюды в ДФО — одни из самых богатых в стране, залегают в месторождениях Тимптонском и Эмельджакском.  
       Химическое сырьё представлено поваренной солью (Якутия) и серой (Камчатка). Дальний Восток имеет большую речную сеть. Самые крупные реки — Лена и Амур со множеством притоков. Несмотря на короткий период навигации, реки используются и как транспортные пути. Кроме того, они богаты гидроэнергоресурсами (Вилюйская, Зейская, Бурейская ГЭС). [3]

 

2. Промышленный  комплекс округа. Развитие и размещение  отраслей рыночной специализации промышленности

К ведущим отраслям ДФО относится  рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает первое место среди  других регионов страны. Основные промысловые  рыбы — лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства —  Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана.  
       Округ имеет самую большую в России береговую линию. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. К крупнейшим портам ДФО относятся Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток.  
       Отраслями рыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.  
       Важную роль в развитии экономики региона играют обширные лесные массивы. Помимо экспортного леса, промысловое значение имеют ценные пушные звери (горностай, соболь, лисица, белка, колонок).  
       Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. 
        Один из крупнейших машиностроительных центров — город Хабаровск.

Характер специализации экономики  округа, его место в территориальном  разделении труда обусловлены не только особенностями природно-ресурсного потенциала территории, но и геополитическим  положением округа: его приграничным характером, ориентацией на торгово-экономические  связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.  
       Важнейшими экономическими центрами Дальневосточного округа являются города Хабаровск и Владивосток. Население в каждом из них превышает 600 тыс. человек. В Хабаровске профиль хозяйства определяют предприятия транспортного (Амурское речное пароходство, обслуживание авиаперевозок) и строительного комплексов, электроэнергетики, судостроения, дизелестроения, а также пищевой промышленности. Во Владивостоке определяющими отраслями выступают: комплекс по обслуживанию морских грузовых и пассажирских перевозок, добыча и переработка рыбы и других морепродуктов.  
        По объёму сельскохозяйственной продукции Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место в России. Вследствие сурового климата ДФО вынужден импортировать многие продукты питания. Внутри округа сельское хозяйство относительно развито в Приморском крае, Хабаровском крае и Амурской области, на которые приходится более трёх четвертей сельскохозяйственной продукции округа. Ведущее место в сельском хозяйстве ДФО занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Мясомолочное животноводство развито в Республике Саха (Якутия). В округе находится почти половина поголовья северных оленей страны.  
       Несмотря на относительно низкую долю грузооборота по России в целом, транспорт играет огромную роль в экономике округа. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. На его долю приходится до 80% грузооборота округа. Особенно велика, причём в российском масштабе, роль Транссибирской магистрали. Использование Байкало-Амурской магистрали в настоящее время ограничено. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево, Находка, Советская Гавань, порт восточный, Владивосток.  
        Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономические связи как с российскими регионами, так и со странами дальнего зарубежья. К основным товарам экспорта относятся концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Ввозиться на Дальний Восток продукция легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани, кожаная и валяная обувь, шерстяные, шелковые и льняные ткани, продукты питания, оборудования и машины и многое другое. Среди зарубежных стран основными партнёрами являются Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии. [4]

Валовой региональный продукт, млн  руб [3]

Республика Саха (Якутия)

209 538

Приморский край  

202 105

Хабаровский край

175 320

Амурская область

86 855

Камчатский край  

41 955

Магаданская область

28 518

Сахалинская область

152 180

Еврейская автономная область

17 592

Чукотский автономный округ

26 345





   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные проблемы  и перспективные направления  социально- экономического развития  округа в условиях рынка

Дальний Восток и Байкальский регион – это особая территория Российской Федерации. От остальных регионов страны она отличается громадным пространством. Крайне низкой населенностью. Слабо  развитой транспортной, энергетической, социальной инфраструктурой, недостаточной  степенью освоения природных ресурсов.

В то же время территория Дальнего Востока и Байкальского региона  выгодно отличается богатством недр. Здесь находятся, как правило, в  труднодоступных районах крупнейшие месторождения углеводородов, гелия, угля, золота, меди, алмазов, крупные  месторождения черных, цветных и  редких металлов, фосфоритов, урана, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых.

Большой интерес для практического  освоения представляют также значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона лесные и рыбные ресурсы.

Дальневосточный бассейн располагает  наилучшей сырьевой базой среди  всех регионов страны, значительным и  уникальным видовым составом водных биологических ресурсов. Здесь добывается 65 процентов общероссийского объема рыбы и морепродуктов.

Главными проблемами, сдерживающими  реализацию экономического потенциала Дальнего Востока, являются его экономическая  и инфраструктурная изоляция от остальной  части России и наиболее развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связь территории при  ее огромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения  сельского хозяйства, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения  завоза грузов для арктических и  северных районов Дальнего Востока.

К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая  составляющая транспортных затрат при  перевозке грузов и пассажиров между  дальневосточными регионами и остальной  частью России, экстремальные природно-климатические  условия. Наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность  и неэффективность структуры  энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо  или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления  любых видов деятельности на Дальнем  Востоке,  причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных  ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока. В различных частях этой территории наблюдается также большой разрыв между условиями для ведения  экономической деятельности и условиями  жизни населения, низкое качество социальной инфраструктуры, низкий уровень жизни  и, как следствие, отсутствие комфортных условий проживания в городах  и поселках, не имеющих эффективных  градообразующих производств.

Предусмотренный Стратегией – 2025 базовый  сценарий развития Дальнего Востока  и Байкальского региона, увязан с  инновационным сценарием Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного  преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Предполагается снятие ограничений  инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию этого региона.

Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона  предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
  • модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;
  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;
  • ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
  • развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению "двойных технологий";
  • создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке "идея – технология – товар – услуга".

Информация о работе Развитие и размещение промышленного комплекса Дальневосточного федерального округа