Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 02:32, реферат
Иркутская область расположена в центре Сибири.
Столица - город Иркутск с численностью населения 606,1 тыс.чел. (01.01.2013 г.). Расстояние от Москвы до Иркутска – 5042 км.
По площади территории (774,8 тыс.кв.км.) область занимает 6 место среди 20-ти регионов Сибири, по плотности населения - 8 место.
По числу жителей область уступает в Сибири только Новосибирской области, Красноярскому краю и Кемеровской области.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Экономический факультет
ПРОЕКТ-СТРАТЕГИЯ
по дисциплине «Региональная экономика и управление»
на тему «Развитие региона: Иркутская область»
Дневное отделение
Выполнила студентка
3 курса 2 группы
Щербинина А.В.
Воронеж 2013
Иркутская область расположена в центре Сибири.
Столица - город Иркутск с численностью населения 606,1 тыс.чел. (01.01.2013 г.). Расстояние
от Москвы до Иркутска – 5042 км.
По площади территории (774,8 тыс.кв.км.) область занимает 6 место среди 20-ти регионов Сибири, по плотности населения - 8 место.
По числу жителей область уступает в Сибири только Новосибирской области, Красноярскому краю и Кемеровской области.
Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации и расположена в южной части Восточной Сибири.
Общая площадь территории области - 774,8 тыс. кв. км, что составляет 4,6% от территории России.
От 160 до 180 дней в году держится устойчивая температура ниже 0оС. Зима холодная (температура января по области от -17оС до -33оС), лето жаркое и сухое в первой половине (температура июля от +17оС до +33оС), во второй половине дождливое.
Население области составляет 2422,0 тыс.чел. (на 01.01.2013г.). В состав области входят 33 муниципальных района, 9 городских округов, 67 городских поселений, 365 сельских поселений. Основная часть населения области (79 %) проживает в городской местности.
Иркутская область богата полезными ископаемыми. Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырьё, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Область богата месторождениями нерудного сырья для черной металлургии.
Иркутская область имеет достаточно разветвленную и развитую транспортную инфраструктуру, представленную различными видами транспорта.
Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железно-дорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км.
Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12,4 тыс. км.
По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси.
Воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются, в основном, двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутск и Братск.
Официальная символика:
Цвета герба: фон - серый, бабр - черный, соболь - красный. |
Цвета флага: оборки - синие, венок - зеленый, бабр - черный, соболь - красный, центральное поле - белое. |
Иркутская область обладает серьезным интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение, собственный научно-образовательный комплекс.
Регион имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:
Однако в то же время, существуют следующие ключевые проблемы развития Иркутской области:
Для достижения Иркутской областью устойчивого экономического и социального развития необходимо решить ряд проблем. Ниже в таблице приведен перечень наиболее актуальных из них, которые препятствуют достижению стратегических целей и решению поставленных задач.
Фиксация проблем развития области служит основанием для формирования пула проектов и программ развития, в том числе заявки на финансирование из федерального бюджета.
№ |
Наименование проблемы |
Количественные характеристики проблемы |
Краткое описание | ||
Иркутская область |
СФО |
РФ | |||
1. |
Снижение уровня человеческого потенциала | ||||
1.1 |
Неблагоприятная демографическая ситуация |
На демографическую ситуацию влияет высокий уровень младенческой смертности, высокие коэффициенты миграционного оттока населения, а также низкая по сравнению с РФ и округом продолжительность жизни. Эти факторы повышают коэффициент демографической нагрузки, который выше, чем по округу в целом. | |||
Коэффициент младенческой смертности, число умерших на 1000 родившихся в 2008 г. |
9,4 |
9,1 |
8,5 | ||
Средняя продолжительность жизни населения региона (лет) в 2008 г. |
65 |
66,2 |
67,9 | ||
Коэффициент миграционного прироста/убыли, в пересчете на 10000 населения в 2008 г. |
-17 |
3 |
18 | ||
1.2 |
Проблемы здравоохранения |
В Иркутской области существуют проблемы в области здравоохранения, что в свою очередь влияет на демографическую ситуацию в регионе в сторону ее ухудшения. По основным показателям регион уступает как СФО, так и РФ. | |||
Число абортов на 1000 женщин от 15-49 лет (2008 г.) |
53 |
45 |
36 | ||
Заболеваемость на 1000 человек населения (чел. с впервые зарегистрированным диагнозом), 2008 г. |
852 |
799 |
772 | ||
Количество врачей всех специальностей на 10000 человек населения |
48,6 |
51,2 |
49,6 | ||
Зарегистрированные инфекционные заболевания на 1000 человек (2008 г.) |
47 |
42,2 |
36,5 | ||
Зарегистрированные заболевания дыхательных путей на 1000 человек (2008 г.) |
324 |
281 |
304 | ||
Зарегистрированные травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин на 1000 человек (2008 г.) |
114,2 |
98,6 |
91,7 | ||
1.3 |
Структурная безработица и проблемы развития рынка труда |
В регионе высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Предложения трудоустраивающихся зачастую не соответствуют запросам рынка труда | |||
Уровень безработицы, % (2008) |
8,7 |
8,3 |
6,3 | ||
Уровень зарегистрированной безработицы, % (2008) |
1,9 |
2,4 |
2,0 | ||
2. |
Низкая конкурентоспособность областной экономики | ||||
2.1 |
Недостаточные темпы развития экономики Иркутской области |
По макроэкономическим показателям Иркутская область отстает от средних показателей СФО и РФ. | |||
Валовой региональный продукт населения на душу населения, 2007 г. тыс. руб. на 1 чел. |
82,1 |
85,3 |
102,0 | ||
Индекс физического объема валового регионального продукта, %, 2008 к 2007 гг. |
103,7 |
104,1 |
105,7 | ||
2.2 |
Инвестиционная активность в регионе не соответствует поставленным стратегическим ориентирам |
Высокие инвестиционные риски в Иркутской области являются ограничениям по развитию региона. | |||
Инвестиции в основной капитал на душу населения за 2008 г., руб. |
12132 |
17030 |
24694 | ||
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % 2008 к 2007 г. |
84,2 |
105,1 |
109,7 |
По инвестиционной активности регион значительно уступает СФО и РФ. | |
2.3 |
Слабое развитие сектора малого предпринимательства |
Для региона свойственен низкий уровень развития малого предпринимательства. | |||
Число малых предприятий на 10000 человек населения (2008) |
71 |
95 |
95 | ||
2.4 |
Низкие темпы технического и технологического прогресса, потребность в системной модернизации производств |
Развитие инновационной
сферы Иркутской области | |||
Объем инновационных товаров, работ, услуг, процентах от общего объема (2008) |
1,2 |
2,1 |
5 | ||
Индекс затрат на технологические инновации % 2008 к 2007 г. |
88,9 |
107,7 |
131,2 | ||
3. |
Наличие потребности в модернизации системы расселения Иркутской области | ||||
3.1 |
Потребность в проведении модернизации жилищно-коммунального хозяйства и повышении доступности жилья в Иркутской области |
В Иркутской области существует ряд проблем связанным с состоянием и высокой аварийностью жилищного фонда. По динамике строительства регион также уступает средним показателям по СФО и РФ. | |||
Ввод в действие жилых домов, ед. на 1000 человек населения (2008) |
233 |
367 |
451 | ||
Жилищная обеспеченность населения, кв.м. на одного человека (2008) |
20,3 |
20,5 |
22 | ||
Удельный вес
ветхого и аварийного фонда в
общей площади всего жилищного |
7,8 |
4,7 |
3,2 | ||
3.2 |
Проблемы инфраструктурной обеспеченности населения |
В Иркутской области существует ряд проблем, связанных со слабой инфраструктурной развитостью и темпами роста в секторе строительства. Данные проблемы ограничивают пространственное развитие региона. | |||
Изменение объема работ по виду экономической деятельности «Строительство», % 2008 к 2007 г. |
110,4 |
129,1 |
137 | ||
Газификация области (% населения) |
17,1 |
33,4 |
69,4 | ||
3.3 |
Наличие нерешенных проблем в сфере защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населению области |
В Иркутской области одна из самых тяжелых экологических обстановок, обусловленных большим наличием загрязняющих производств. Регион отстает от СФО и РФ по выбросам в атмосферу. | |||
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, % 2008 к 2007 г. |
114 |
102 |
97,5 | ||
3.4 |
Рост социальной нестабильности в регионе |
Иркутская область один из самых неблагополучных регионов РФ по общественной безопасности, по уровню преступности регион находится в первой десятке. | |||
Число зарегистрированных правонарушений на 100000, % 2008 к 2007 г. |
3496 |
2830 |
2261 | ||
Число убийств (2008 г. в % к 2007 году) |
101,8 |
95,5 |
90,2 | ||
4. |
Ограничения бюджетного развития | ||||
4.1 |
Низкий бюджетный потенциал |
Доходы бюджета Иркутской области в 2009 году в расчете на одного жителя меньше на 11,5% среднего по СФО или на 15,5% по РФ. | |||
Доходы бюджета в расчете на душу населения, тыс. руб. на 1 жителя |
35,3 |
39,9 |
41,7 | ||
4.2 |
Наличие большого объема неэффективных расходов |
Наличие избыточной нагрузки на бюджет по отдельным статьям расходов снижает эффективности бюджетных расходов и формирует высокие социальные риски. | |||
Доля заработной платы с начислениями на нее в общем объеме консолидированного бюджета, % |
41,8 |
33,5 |
29,7 | ||
4.3 |
Избыточная долговая нагрузка на бюджет |
Государственные
долговые обязательства формируют
серьезные риски для | |||
Государственный долг региона в расчете на душу населения, тыс. руб. на 1 жителя |
5,3 |
4,7 |
- |
Основной целью Программы является формирование устойчивой экономики для повышения качества и условий жизни населения.
Цели и задачи Программы подчинены долгосрочным стратегическим приоритетам (достижение высокого уровня конкурентоспособности экономики Иркутской области и обеспечение высокого уровня жизни населения) и направлены на определение механизмов встраивания стратегических проектов и инициатив в систему программных мероприятий.
В то же время цели и задачи Программы приведены в соответствие со стратегическими целями и задачами Правительства Российской Федерации. А именно, при определении механизмов решения проблем Иркутской области учитываются основные направления Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, а также основные положения Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» (2002–2010 годы и до 2015 года), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 717.
Цели: Программа на основе выявления и анализа существующих проблем, оценки действующих мер по улучшению социально-экономического развития, предложений по модернизации правовой базы и механизмов государственного управления предлагает перечень стратегических целей, направленных на выстраивание эффективной системы государственной политики.
Стратегическими целями Программы являются:
1. Повысить качество
2. Создать условия для нового экономического роста Иркутской области.
3. Обеспечить пространственное и инфраструктурное развитие Иркутской области.
4. Повысить устойчивость системы государственного управления, в том числе достичь высоких показателей правопорядка и обеспечить экологическую безопасность
Задачи: Реализация стратегических целей Программы подразумевает решение системы задач. Каждая задача содержит набор мероприятий, за реализацию которых ответственны органы государственной исполнительной власти Иркутской области, в соответствии с их полномочиями и компетенцией субъекта Российской Федерации.
Реализация цели по сохранению
и развитию человеческого потенциала
предусматривает решение
Реализация цели по созданию условий для нового экономического роста Иркутской области предусматривает решение следующих задач:
Реализация цели по пространственному
и инфраструктурному развитию Иркутской
области предусматривает
Реализация цели по реформированию системы государственного управления и повышению эффективности бюджетной системы предусматривает решение следующих задач:
Система программных мероприятий
является совокупностью
Все мероприятия Программы
В соответствии с требованиями Министерства экономического развития РФ каждое мероприятие подлежит оценке эффективности, имеет расчетную стоимость и сроки реализации.