Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа
Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;
Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35
Для снабжения
Несмотря на положительную динамику в развитии сферы торговли города, ситуация остается сложной. К факторам, сдерживающим ее развитие, относятся:
- несовершенство нормативно-
- постоянно меняющаяся система налогообложения;
- низкий уровень подготовки
кадров управленческого
Администрацией города постоянно проводится работа по контролю за соблюдением правил торговли и качеством реализуемых товаров совместно с другими контролирующими органами. За истекший период осуществлено 90 проверок, составлено 64 протоколов. Начисленные штрафные санкции взысканы полностью.
В соответствии с действующим законодательством ведется работа по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. Переоформлено, продлено и выдано 62 лицензии, аннулировано по заявлениям лицензиата -1, отказ в выдаче-1. В местный бюджет от сбора за выдачу лицензий поступило 1390 тыс. руб. В розничной торговой сети проведено 22 обследования по соблюдению условий лицензирования. По обнаруженным недостаткам составлено 1 предписание.
В рамках полномочий, закрепленных ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», дано 1135 устных консультаций. Составлено 250 претензий (из них 10,6% - на некачественное оказание услуг и 81 % - на продажу товаров с недостатками), в добровольном порядке удовлетворены требования 41 потребителя, оказана помощь в составлении 16 исковых заявлений. За отчетный период 2 человека получили компенсацию вкладов исчезнувших финансовых компаний на сумму 3609 рублей. С разъяснениями действующего законодательства были опубликованы 2 статьи в местной газете.
Бытовое обслуживание играет
важную роль в решении
Основными направлениями в работе администрации города остаются: развитие современной торговой инфраструктуры за счет нового строительства, реконструкции и модернизации объектов, совершенствование форм торгового обслуживания, повышение уровня качества обслуживания, преобразование рынков в современные торговые комплексы, активизация работы по ликвидации нестационарной мелкорозничной сети, стабилизация сферы бытовых услуг, координация подготовки и повышения квалификации кадров, осуществление контроля за соблюдением правил торговли и качеством реализуемого товара, контроль за оборотом алкогольной продукции, защита прав потребителей.
В конце 2009 года Минрегионом Новоалтайск был включен в перечень моногородов, поскольку особенностью этого города, как и большинства других, является высокая степень зависимости от деятельности одного крупного предприятия. В случае с Новоалтайском это «Алтайвагон». На сегодняшний день более 80% объема промышленного производства всего города приходится именно на этот завод.
Надо отметить, что внимание к социально-экономическому развитию подобных населенных пунктов (в России их насчитывается более 300) уделяется уже давно. С 2009 года в стране работает комиссия по вопросам моногородов, разработана специальная федеральная программа. Документ предусматривает мероприятия, направленные на дифференциацию производства в моногородах, развитие малого бизнеса, создание тем самым новых рабочих мест и увеличение бюджетных отчислений. Данные меры касаются и Новоалтайска.
Далее будут рассмотрены особенности формирования доходной части и направлений расходования бюджета города Новоалтайска.
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска
В рамках реализации региональной экономической политики в бюджет Новоалтайского городского округа выделяются межбюджетные трансферты из бюджета Алтайского края. Посредствам данных трансфертов реализуются программы экономического развития городского округа.
Структура местного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.
Далее будут рассмотрены поступления в бюджет из бюджета вышестоящего уровня в виде межбюджетных трансфертов (табл.1).
Таблица 1- Состав межбюджетных трансфертов в бюджет г.Новоалтайска в 2009-2011 гг.
Наименование доходов и расходов |
2009, тыс.руб. |
2010, тыс.руб. |
2011, тыс.руб. |
Темп роста 2010/2009,% |
Темп роста 2011/2010,% |
ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ВСЕГО, В Т.Ч.: |
360 560 |
359 782 |
552 717 |
99,78 |
153,63 |
Дотации |
47 502 |
57 503 |
56 889 |
121,05 |
98,93 |
Субсидии |
126 672 |
93 138 |
278 957 |
73,53 |
299,51 |
Субвенции |
178 477 |
202 229 |
209 013 |
113,31 |
103,35 |
Прочие МБТ |
6 776 |
3 830 |
5 553 |
56,52 |
144,99 |
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
- |
- |
-706 |
- |
- |
Из данных таблицы 1 можно заключить, что в динамике наблюдался рост межбюджетных трансфертов в бюджет города Новоалтайска. Так прирост поступлений субсидий составил 199,51% в 2011 году к 2010 году, субвенций –3,35% (2011 к 2010 г.), прочих поступлений из вышестоящего бюджета 44,99%. Поступление дотаций в 2011 году незначительно сократилось (-1,07%).
Развернуто поступления из краевого бюджета отражены в приложении А.
Рассмотрим структуру межбюджетных трансфертов в бюджет города Новоалтайска (рис.1-3).
Рисунок 1 – Структура МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2009 году, %
Рисунок 2 – Структура МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2010 году, %
Рисунок 3 – Структура МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2011 году, %
По данным, отраженным на рис.1-3. видно, что структура поступлений в бюджет г.Новоалтайска из бюджета вышестоящего уровня различна в течение 3 лет. Так, в 2009 году в структуре поступлений преобладали субвенции, которые составили ровно половину всех МБТ, в 2010 году также преобладала данная статья поступлений, при чем произошел рост ее доли до 57% от всех МБТ, тогда как доля субсидий сократилась до 26% ( с 35% в 2010 году). В 2011 году напротив, в структуре МБТ в бюджет г.Новоалтайска преобладали субсидии (51%), субвенции составили лишь 38% от всех МБТ, а доля дотаций снизилась до 10% ( с 16% в 2010 году).
Безвозмездные поступления из краевого бюджета за 2011 год составили 359781,8 тыс. рублей. Прочие безвозмездные поступления составили -39,7 тыс. рублей.
В полном объеме поступили в бюджет городского округа дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 56889 тыс. рублей.
Субвенций на выполнение переданных государственных полномочий Российской Федерации и Алтайского края поступило в бюджет городского округа за отчетный год в сумме 209013 тыс. рублей.
Рассмотрим, на какие цели и программы были направлены поступления из бюджета вышестоящего уровня.
Расходная часть бюджета г. Новоалтайска сформирована в соответствии с федеральным законодательством, с учетом тех вопросов местного значения, которые закреплены за каждым уровнем власти. Расходные полномочия на решение местных вопросов определены в объемах, которые достаточны для обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы с отчислениями в фонды, оплаты коммунальных услуг, части текущих расходов. Объемы средств, выделяемых на выполнение передаваемых государственных полномочий, на территории городского округа определены в соответствии с методикой и нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Рассмотрим состав и структуру расходов бюджета Новоалтайского городского округа. Данные для анализа приведены в приложении Б и таблице 2.
Таблица 2-Состав и структура расходов бюджета г. Новоалтайска за 2009-2011 гг.
Статья расходов |
код |
2009, тыс.руб. |
Уд.вес,% |
2010, тыс.руб. |
Уд.вес,% |
2011, тыс.руб. |
Уд.вес,% |
Отклонения 2010/2009 |
Отклонения 2011/2010 | ||
Абсол., |
Темп роста,% |
Абсол., |
Темп роста,% | ||||||||
тыс.руб. |
тыс.руб. | ||||||||||
Общегосударственные вопросы |
01 |
31219 |
4,54 |
33218 |
4,74 |
35814 |
4,67 |
1999 |
106,40 |
2596 |
107,82 |
В т.ч за счет субвенций |
196 |
- |
504 |
- |
933 |
- |
308 |
257,14 |
429 |
185,12 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
03 |
11215 |
1,63 |
10128 |
1,44 |
12189 |
1,59 |
-1087 |
90,31 |
2061 |
120,35 |
В т.ч за счет субвенций |
2990 |
- |
2901 |
- |
2775 |
- |
-89 |
97,02 |
-126 |
95,66 | |
Национальная экономика |
04 |
4817 |
0,7 |
5212 |
0,74 |
5101 |
0,67 |
395 |
108,20 |
-111 |
97,87 |
В т.ч за счет субвенций |
37 |
- |
33 |
- |
0 |
- |
-4 |
89,19 |
-33 |
0,00 | |
ЖКХ |
05 |
114654 |
16,67 |
119541 |
17,04 |
122911 |
16,03 |
4887 |
104,26 |
3370 |
102,82 |
В т.ч за счет субвенций |
- - |
- - |
- - |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- | |
Образование |
07 |
284316 |
41,35 |
288569 |
41,14 |
337311 |
43,99 |
4253 |
101,50 |
48742 |
116,89 |
В т.ч за счет субвенций |
138589 |
- |
129317 |
- |
129283 |
- |
-9272 |
93,31 |
-34 |
99,97 | |
Культура и кинематография |
08 |
27895 |
4,06 |
25647 |
3,66 |
30975 |
4,04 |
-2248 |
91,94 |
5328 |
120,77 |
В т.ч за счет субвенций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- | |
Здравоохранение |
09 |
126589 |
18,41 |
129001 |
18,39 |
130291 |
16,99 |
2412 |
101,91 |
1290 |
101,00 |
В т.ч за счет субвенций |
8504 |
- |
6847 |
- |
6254 |
- |
-1657 |
80,52 |
-593 |
91,34 | |
Социальная политика |
10 |
46587 |
6,78 |
48789 |
6,96 |
49763 |
6,49 |
2202 |
104,73 |
974 |
102,00 |
В т.ч за счет субвенций |
28161 |
- |
38627 |
- |
32123 |
- |
10466 |
137,16 |
-6504 |
83,16 | |
Физ. культура и спорт |
11 |
40235 |
5,85 |
41238 |
5,88 |
42303 |
5,52 |
1003 |
102,49 |
1065 |
102,58 |
В т.ч за счет субвенций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Средства массовой информации |
12 |
67 |
0,01 |
54 |
0,01 |
81 |
0,01 |
-13 |
80,60 |
27 |
150,00 |
В т.ч за счет субвенций |
- - |
- - |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Всего расходов |
- |
687594 |
100 |
701397 |
100 |
766739 |
100 |
13803 |
102,01 |
65342 |
109,32 |
В т.ч. за счет субвенций |
39851 |
- |
48879 |
- |
42085 |
- |
9028 |
122,65 |
-6794 |
86,10 |
По данным таблицы 2 видно, что расходная часть бюджета города Новоалтайска в динамике увеличилась на 2,01% в 2010 г. к 2009 г. и на 9,32% в 2011 г. к 2010 г. Рост расходной части произошел по всем статьям, кроме «Национальная экономика», по которой в 2011 году наблюдалось снижение затрат на 111 тыс.руб. или 2,13п.п.
В структуре расходов бюджета г. Новоалтайска преобладали расходы на образование, которые во всем периоде составляли более 40%, также значительная часть средств была направлена на статью жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение (16% и 17% соответственно в 2011 году). Доля расходов на социальную политику в их общей структуре составила около 7% во всем периоде (6,78%-2009г., 6,96% -2010г., 6,49% - 2011 г.).
Все осуществленные расходы были произведены за счет собственных средств, а также за счет субвенций, выделенных из краевого бюджета. Так, общая доля финансирования за счет средств субвенций составила: 5,7%-2009г., 6,9%-2010г., 5,5%-2011 г.
Наибольшая доля расходов за счет субвенций пришлась на статьи «Образование» (38% в 2011 году), «Социальная политика» (64,5% в 2011 году), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (22,7% в 2011 году).
За счет средств бюджета города Новоалтайска в течение исследуемого периода были реализованы такие социально-значимые программы, как обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Улучшили свои жилищные условия: 3 детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения; 52 семьи, из них 6 молодых семей и 46 семей ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в 2011 году). На оказание социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам осуществляющим газификацию домовладений израсходовано в 2011 году 1600 тыс. рублей.
Расходы на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составили 5387,2 тыс. рублей или 75,9 % от утвержденного плана. Это связано с отклонением фактического количества дето-дней от планового.
Расходы на содержание органов местного самоуправления составили 32141,2 тыс. рублей. Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в общих доходах бюджета составляет 6,86 % при утвержденном постановлением Администрации Алтайского края нормативе расходов для города Новоалтайска - 8,37%.