Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа
Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;
Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35
В 2011 году в бюджете городского округа предусмотрены к финансированию 15 целевых программ, а объем средств на их финансирование составил 82731,6 тыс. рублей. В том числе было израсходовано за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и бюджета городского округа на строительство спортивного центра с плавательным бассейном 64995,7 тыс. рублей.
Бюджет города в 2011 году был исполнен с профицитом в сумме 11387,7 тыс. рублей при планируемом дефиците в сумме 27425,4 тыс. рублей.
Подведем итог данной главе.
Городской округ Новоалтайск относится к моногородам с 2009 года.
Региональная экономическая политика в городском округе реализуется посредствам поступлений в бюджет собственных средств (налогов) и межбюджетных трансфертов из бюджета вышестоящего уровня.
В структуре расходов бюджета г. Новоалтайска преобладали расходы на образование, которые во всем периоде составляли более 40%, также значительная часть средств была направлена на статью жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение (16% и 17% соответственно в 2011 году). Доля расходов на социальную политику в их общей структуре составила около 7% во всем периоде (6,78%-2009г., 6,96% -2010г., 6,49% - 2011 г.).
Все осуществленные расходы были произведены за счет собственных средств, а также за счет субвенций, выделенных из краевого бюджета. Так, общая доля финансирования за счет средств субвенций составила: 5,7%-2009г., 6,9%-2010г., 5,5%-2011 г. Наибольшая доля расходов за счет субвенций пришлась на статьи «Образование» (38% в 2011 году), «Социальная политика» (64,5% в 2011 году), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (22,7% в 2011 году).
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения
В 2010 году правительство России и Администрация Президента РФ обнародовали концепцию территориального переустройства России посредством разделения ее на 20 агломераций. Параллельная правительственная программа, нацеленная на поддержку моногородов, предполагает подержать 50 из 350 «монокультурных» муниципальных образований России, превратив их в дополнительные «точки роста». Вопрос о реформе системы территориального управления достаточно давно стоит на повестке дня.
На сегодняшний день 90 % муниципальных образований России — малые города с населением до 100 000 человек, половина из которых имеет ярко выраженный монопрофильный характер, вследствие чего их производство адаптировано к какому-либо одному сегменту рынка. Все это негативно влияет на мобильность трудовых ресурсов: население большей части моногородов привязано к своим местам проживания, не имеет стимулов для саморазвития и активности, вследствие чего возможности для восстановления его потенциала нет. Из-за малой экономической привлекательности число жителей «моногородов» не растет, институты социализации городского типа (школы, институты, театры, музеи) почти отсутствуют либо находятся в состоянии глубокого упадка, что превращает российскую периферию в источник перманентного «социального бедствия».[22]
Для г. Новоалтайска проблемы малых городов также являются актуальными.
Несмотря на то, что в последнее время агломерация, став естественным механизмом развития городов, терминологически не нашла отражения в Градкодексе. Из-за этого союз городов или поселений может быть, как удавкой, связан общими инфраструктурными проблемами, но решать их каждый вынужден самостоятельно.
Рассмотрим, что означает данный термин.
Агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном плане, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Чтобы агломерация не развалилась как карточный домик, она должна соответствовать четким требованиям. Во-первых, это наличие т.н. «маятниковой миграции» (регулярные и, что очень важно, массовые поездки людей на работу в другой населенный пункт и обратно, на учебу, на отдых, за покупками, с целью посещения театров и музеев и т.д.). Второе непременное условие – 1,5 часовая транспортная доступность, а также наличие регулярного сообщения между всеми муниципалитетами агломерации, то есть общая транспортная инфраструктура. Третье – плотность расселения объединяющихся территорий. [7]
Учитывая специфику управления экономическим развитием в России, при котором роль власти является определяющей, для стимулирования качественного развития городских агломераций необходимо создать систему государственной поддержки этих процессов, включающую меры нормативно-правовой, бюджетной и налоговой политики. Прежде всего необходимо внести поправки в Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся создания и развития городских агломераций. Несмотря на то, что сам термин давно вошел как в зарубежную, так и отечественную практику, он не упоминается ни в одном законе — ни федерального, ни регионального, ни местного уровней. Поэтому, хотя агломерации фактически уже сложились во всех регионах страны, бюрократическая машина их совершенно не замечает. Между тем ввиду составления генпланов городов и схем территориального планирования регионов постоянно возникают противоречия и конфликты, связанные с различной территориальной принадлежностью крупных городов и их спутников, самостийной политикой развития каждого из них без учета соседей. Поэтому целесообразно ввести в перечень основных понятий в Градостроительном кодексе РФ городскую агломерацию, определив ее как «тесное скопление (группу) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов». Кроме этого нужно ввести новый вид документов территориального планирования: схему территориального планирования агломерации (федеральный уровень, если территория агломерации распространяется на два или более субъекта РФ, уровень субъекта РФ — если территория не выходит за пределы границ субъекта РФ).[8]
Соглашением от 14 октября
2009 года, заключенного между
Ориентировочные параметры
агломерации (по состоянию на конец
2011 года):
• Общая численность агломерации по состоянию
на начало 2010 года составляет 776 тыс. человек;
• Площадь – около 4,6 тыс. кв. км (Барнаул – 93,9; Новоалтайск – 8; Первомайский район – 359, 9 тыс. га);
• 40-45% промышленного производства края;
• более 40% инвестиций края в основной капитал;
• около 70% основных фондов организаций края;
• более 65% объема розничной торговли и предоставляемых населению услуг.[4]
Принципиальное решение об объединении Барнаула, Новоалтайска и пригородного Первомайского района на краевом уровне принято, согласие руководства трех муниципалитетов получено. Но главное, от слов власти перешли наконец-то к делу: Схема территориального планирования Барнаульской агломерации разработана и уже прошла экспертизу. Первый шаг сделан.
Разработанная столичным проектным институтом «ГИПРОГОР» по заказу администрации Алтайского края Схема территориального планирования Барнаульской агломерации определяет стратегию ее развития, обеспечивает комплексный подход к решению задачи повышения качества и уровня жизни населения трех территорий - Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. Документ также определяет градостроительные приоритеты, он будет увязывать планы муниципалитетов по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в общих интересах, то есть в интересах агломерации. Агломерация должна стать отправной точкой для создания таких инфраструктур.
Важно, чтобы входящие в агломерацию территории имели каждая свои преимущества и этим были интересны остальным. Барнаул – это столица региона, крупный промышленный, научно-образовательный и культурный центр с развитой инфраструктурой. В общем, это центр притяжения не только для жителей близлежащих территорий, но для всего края. Новоалтайск – фактически это город-спутник краевого центра, имеющий развитую транспортную инфраструктуру и хороший логистический потенциал. Преимущество Первомайского района – значительные возможности жилищного строительства. Пригородный сельский район уже сегодня активно застраивается коттеджными поселками. Спрос барнаульцев на загородные дома сохраняется, но чтобы он рос, нужно расширять транспортную и инженерную инфраструктуру, что местному бюджету явно не по силам.
На территории этих муниципальных
образований сосредоточены
Работа по созданию агломерации идет непрерывно с того момента, когда была презентована Схема территориального планирования. Обсуждаются вопросы организации оптимального транспортного сообщения внутри агломерации. Создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации края и муниципальных образований. Муниципалитеты 3намерены заложить в расходную часть своих бюджетов на 2013 и последующие годы средства на разработку концепции развития дорожно-транспортной инфраструктуры и конкретных проектов. Один из них, на сегодня, пожалуй, наиболее обсуждаемый, касается строительства трамвайной линии межмуниципального сообщения. Впрочем, будут это трамваи или троллейбусы, пока еще не решено. Однако предварительные расчеты относительно потребности в открытии такого маршрута произведены, на очереди – технико-экономическое обоснование целесообразности строительства ветки. [7]
Идею создания Барнаульской агломерации
поддерживают главы всех трех муниципальных
образований, которые в это объединение
войдут.
По мнению главы г.Новоалтайска, неформально
Барнаульская агломерация уже существует.
Сегодня она находится на начальном этапе
трансформации: формируется единый рынок
– торговый, жилищный, рынок производственной
недвижимости. Производственные отношения
постепенно смещаются из краевого центра
на периферию агломерации. Например, в
Новоалтайске сегодня строится два серьезных
транспортно-логистических центра крупных
торговых сетей. Еще ряд предприятий готов
размещать свои подразделения на территории
Новоалтайска. Это объяснимо: в Барнауле
свободных производственных площадок
уже не хватает. Глава Новоалтайска подметил
также новую тенденцию: люди сегодня ездят
на работу не только из Новоалтайска и
Первомайского района в Барнаул, но начали
уже и в обратном направлении.
Кроме того, руководство Новоалтайска, предлагало подумать над тем, чтобы размещать на территории города новые производства, строительство которых первоначально планировалось в краевом центре. Транспортно-логистическая инфраструктура, считают в краевом управлении по строительству и архитектуре, располагает в перспективе к созданию на территории Новоалтайска промышленного кластера. Главное – заинтересовать потенциальных инвесторов в проектах агломерации, предложить им привлекательные условия для ведения бизнеса. [7]
Кроме глав администраций образований Барнаульской агломерации данный проект активно поддерживает администрация края. По большому счету, она его и продвигает, так как видит в агломерации много плюсов. Например, объединение финансовых возможностей муниципалитетов позволит привлекать больше средств частных инвесторов, а также средств по федеральным инвестиционным программам, которые, как известно, предполагают софинансирование из бюджета муниципалитета или региона. Тем самым появится возможность решать более масштабные, чем прежде, задачи.
Как важная составляющая экономического развития региона Барнаульская агломерация включена в обновленный проект «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». [7]
Сегодня Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район вплотную подошли к созданию Дирекции Барнаульской агломерации - административной структуры, в задачу которой будет входить координация взаимодействия исполнительной власти трех муниципалитетов и реализация совместных планов развития. Между тем, какими полномочиями будет наделена дирекция Барнаульской агломерации, пока еще определяется. Известно только, что в любом случае этот исполнительный орган будет финансироваться из бюджетов трех вышеназванных муниципалитетов.
Межмуниципальный совет
Таким образом, одной из мер реализации
региональной экономической политики
в Новоалтайском городском округе и повышения
ее эффективности является продолжение
реализации проекта по созданию агломерации
с г.Барнаулом и Первомайским районом.
Данная мера позволит обеспечить развитие
инфраструктуры городского округа, привлечение
инвестиций, расширение бизнеса и как
следствие создание дополнительных рабочих
мест и увеличение налоговых поступлений
в бюджет округа.
Выводы и предложения
Основные положения региональной экономической политики РФ состоят в:
- применении инновационных технологий: как собственных разработок, так и заимствованных ;
- децентрализации власти
и закреплении
- развитии федеральной
транспортной, энергетической, телекоммуникационной
и иной производственной и
социальной инфраструктуры с
учетом пространственной
- создании экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.
Предлагаемые основные положения региональной экономической политики РФ позволят развивать каждый из регионов в зависимости от его инновационного потенциала, ресурсной базы и инвестиционной активности, что в целом позволит вывести региональную экономику России на качественно новый современный уровень.