Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:00, реферат

Описание работы

В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.
Общая протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 83 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Содержание работы

§ 1 Общие сведения о приграничных регионах Российской Федерации
§2. Приграничное сотрудничество с экономически более развитыми европейскими странами
§3. Приграничное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном
§4. Приграничное сотрудничество с Грузией и Азербайджаном
§5. Приграничное сотрудничество с Монголией, Китаем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат лена.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

   Содержание

§ 1 Общие сведения о приграничных регионах Российской Федерации

§2. Приграничное сотрудничество    с экономически более развитыми  европейскими странами

§3. Приграничное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном

 §4. Приграничное  сотрудничество с Грузией и Азербайджаном

§5. Приграничное сотрудничество с Монголией, Китаем

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 

 

    § 1 Общие сведения о приграничных регионах

   Российской  Федерации

   В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.

   Общая протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 83 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР.  У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

   Большая часть периметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или  практически отсутствующим международным  судоходством. Поэтому приполярные  субъекты федерации с определенной долей условности можно относить к приграничными.

   Приграничные  территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику приграничья, является его географическое положение.

   У большинства приграничных субъектов  РФ объем РВП на душу населения  ниже среднего по стране уровня (у 39 из 48). Только у 6 субъектов РФ отношение  денежных доходов населения к  прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Кроме того большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.

   В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем  является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского приграничья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях1. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

   Между тем мировой опыт свидетельствует, что приграничное сотрудничество является важнейшим фактором активизации  международных экономических связей, а разумное использование преимуществ  приграничного положения позволяет  дать мощный импульс для развития даже самых, казалось бы, неперспективных приграничных регионов. Наибольших успехов в этом направлении, как известно, достигли государства Евросоюза.

      Принципиальное  значение для более активного  включения приграничных регионов в  международные внешнеэкономические связи имеет, прежде всего, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная Правительством в 2001 г. Кроме того, 5 января 2003 г. Россия присоединилась к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Подписав этот документ, федеральные власти взяли на себя обязательство оказывать всяческое содействие приграничному сотрудничеству регионов России с регионами сопредельных государств.

 

§2. Приграничное сотрудничество   

с экономически более развитыми европейскими странами

   Данный  тип соседства – с экономически более развитыми европейскими странами, прежде всего это Норвегия и Финляндия, но также 4 члена ЕС- Эстония, Латвия, Литва, Швеция– наиболее выгодный и создает дополнительные стимулы для развития российских приграничных регионов, однако в полной мере этот потенциал может быть раскрыт лишь при дальнейшем укреплении интеграционных связей со странами ЕС и Норвегией. В рамках Норвежско-финского и Балтийского приграничья существуют следующие программы и проекты по приграничному сотрудничеству стран:

  • Баренц-Евроарктического региона

   Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС. Баренц Евро-Арктический регион как международная региональная организация, объединяющая административные регионы Норвегии, Швеции, Финляндии и России, расположенные вокруг полярного круга.

     В настоящее время на региональном уровне в нее входят уже 13 субъектов. Российская часть в нем представлена республиками - Карелией и Коми, областями - Мурманской и Архангельской и Ненецким округом. По договору о сотрудничестве Баренц Евро-Арктического региона, известном как Киркенеская Декларация, вопросы по его координации ежегодно обсуждаются министрами иностранных дел стран – учредительниц на созданном с этой целью Совете Баренц Евро-Арктического региона (Баренцевом Совете).

   В феврале 2009 года была принята вторая Программа действий для коренных народов Баренцрегиона на 2009 - 2012 годы. Программа предусматривает поддержку проектов, направленных на развитие торговли и бизнеса, здравоохранения и социальных вопросов, экологии в местах проживания коренных народов, развития их культуры и языков.

  • программа европейского Союза (INTERREG)  

   Interreg – это самая крупная из "содружественных инициатив" ЕС, которая поддерживает все регионы государств-членов ЕС, имеющие сухопутные границы, и некоторые регионы с морскими границами с помощью программ, включающих широкий спектр деятельности, например, деловое сотрудничество, инфраструктура, защита окружающей среды, развитие туризма, транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информация, новые технологии., меры, направленные на развитие системы образования и обучения и т.д. В период с 2007 по 2013 гг., международное сотрудничество по действующей программе INTERREG III  продолжится по цели Европейского территориального сотрудничества. Новая Программа Балтийского моря 2007 - 2013 гг. охватит те же области, что и действующая программа.

     Сферой  сотрудничества являются совместно или согласованно разрабатываемые проекты. При этом экономически более сильные партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ INTERREG оказывает техническую и финансовую помощь российским партнерам.

  • «Северное измерение»

     Северное  Измерение является общим проектом партнеров – Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Российской Федерации. Среди участников также региональные советы Севера: Совет Министров Северных Стран (СМСС), Совет государств Балтийского  моря (СГБМ), Совет Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕАР) и Арктический Совет (АС). Международные финансовые институты, работающие на Севере Европы, также участвуют в Северном Измерении: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Северный инвестиционный банк (СИБ) и др.

     Совет Министров Северных Стран принимает  активное участие в партнерстве  Северного Измерения. Политика Северного  Измерения направлена на выработку  общих принципов диалога и  партнерства, укрепление стабильности и социального благосостояния, развитие экономического сотрудничества, интеграции, и конкурентоспособности, устойчивого развития в Северной Европе. Особое внимание уделяется насущным вопросам региона, таким как окружающая среда, общественное здравоохранение и социальная сфера, культура и коренные народы Севера. Приграничное сотрудничество является сквозной темой Северного Измерения, способствуя развитию на межрегиональном и межнациональном уровнях.  

     «Северное измерение» – политика ЕС, запущенная в 1997 г. по инициативе Финляндии. Основной ее целью провозглашено развитие трансграничного сотрудничества стран-участниц. Участниками СИ являются ЕС и Россия. При этом географическая зона действия СИ охватывает территорию Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Польши, стран Балтии и России. В реализации проектов в рамках «Северного измерения» теоретически могут принимать участие и третьи страны.

     Министрами по делам сотрудничества Северных стран одобрены новые основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России на период 2009-2013 гг., которые определяют перспективы совместной работы.

• Образование, наука и инновации, включая креативные отрасли;

• Окружающая среда, климат, энергетика, включая состояние Балтийского моря;

• Продвижение  условий для экономического сотрудничества и торговли  
• Партнерства Северного Измерения, особенно Партнерство Северного Измерения в области общественного здравоохранения и социального благосостояния и природоохранного партнерства.

• Укрепление развития демократии и гражданского общества, включая сотрудничество журналистов  и некоммерческих организаций. 

    Более десяти совместных проектов сотрудничества Северных стран и России поддержаны в области укрепления социальной сферы и здравоохранения. Между Правительством Санкт-Петербурга и Советом Министров Северных Стран был подписан Протокол о намерениях, предусматривающий сотрудничество в социальной сфере, здравоохранении, области гендерного равноправия и предотвращения торговли людьми. В 2007-2009 гг. был реализован пилотный проект по защите прав интеллектуальной собственности, также включающий в себя информационную кампанию против пиратства.

    Некоммерческие организации Северо-запада России приглашаются к участию в Программе для НКО региона Балтийского моря, направленной на развитие партнерства Северных стран, стран Балтии и России.

    Совет Министров Северных Стран активно вовлечен в процесс приграничного сотрудничества. Совместно с Европейским Союзом был профинансирован проект «Балтийская Сеть Еврорегионов – Восток» (BEN-East). Информационное бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге выступало в качестве Ведущего партнера двухлетнего проекта, в котором участвовали 13 партнерских организаций России, Беларуси и Литвы (2007-2009 гг.). 

    В конце 2009 г. правительством РФ и ЕС было подписано ряд соглашений о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства, уже на принципах софинансирования.

    Впервые средства федерального бюджета РФ были направлены на софинансирование приграничных отношений с ЕС, а выработка  государственной политики в сфере осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества стала проводиться Минрегионом России.

    Финансовые  соглашения между ЕС и РФ охватывают пять программ приграничного сотрудничества, общий бюджет которых составляет 437 млн. евро до 2013 года:

Коларктик-Россия (Швеция, Финляндия, Норвегия, Россия) – 70.48 млн.  
Карелия-Россия (Финляндия, Россия) – 46.40 млн. евро;  
Юго-Восток Финляндии-Россия (Финляндия, Россия) – 72.36 млн. евро;  
Эстония-Латвия-Россия – 73.08 млн. евро;  
Литва-Польша-Россия (Калининградская программа) – 176.13 млн. евро 
Большая часть средств выделена со стороны Еврокомиссии – 267 млн. евро, 103 млн. евро от России и 67 млн. евро приходится на страны ЕС

  • Программа приграничного сотрудничества

России  и ЕС Партнерства «Карелия» представляет собой новый этап развития сотрудничества между Республикой Карелия и финскими регионами Кайнуу, Северная Карелия и Оулу, с привлечением европейского, российского и финляндского финансирования.

      Приоритеты  программы определены в стратегическом документе приграничного сотрудничества на 2007-2013 годы. Эти цели — экономическое и социальное развитие, общие вызовы, безопасные и эффективные границы и развитие контактов между людьми. Финансовый взнос Европейского Сообщества по Программе составляет 23,2 миллиона евро. Пропорциональное софинансирование предусмотрено с российской и финляндской сторон.

Информация о работе Региональная экономика