Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:00, реферат
В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.
Общая протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 83 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.
§ 1 Общие сведения о приграничных регионах Российской Федерации
§2. Приграничное сотрудничество с экономически более развитыми европейскими странами
§3. Приграничное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном
§4. Приграничное сотрудничество с Грузией и Азербайджаном
§5. Приграничное сотрудничество с Монголией, Китаем
Заключение
Список используемой литературы
Азербайджан:
За последние годы, произошли существенные позитивные сдвиги в развитии торгово-экономических связей между Азербайджаном и Россией. В соответствии с Договором о долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и Азербайджаном на период до 2010 год, нарастающими темпами растет товарооборот между странами. В рамках Мероприятий по реализации программы долгосрочного экономического сотрудничества между Российской Федерации и Азербайджанской Республики на период до 2010 года, утвержденных в 2002 году, установлены рабочие контакты между руководителями Республики Дагестан и Азербайджанской Республики. В основном из Дагестана экспортируются продовольственные товары, древесина и изделия из нее, строительные материалы, оборудование и др. импортируются в республику овощи, продукты их переработки, алкогольные и безалкогольные напитки, продукция нефтехимического комплекса.
Развиваются кооперационные поставки между предприятиями Дагестана и Азербайджана: осуществляются поставки продукции между ДагЗЭТО (г.Изарбаш) и Бакинским заводом «Электроцентралит», Дербентским предприятием «Садам» и Хырдаланской фабрикой.
Заключен договор о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства республик.
В 2003 году открыт пункт пропуска «Яраг-Казмаляр», одновременно организован новый маршрут для пассажирских перевозок Дербент – Баку.
Важную роль в развитии сотрудничества между нашими странами могут сыграть взаимные инвестиции. Однако эти возможности пока остаются неиспользованными.
Несмотря на то, что взаимных инвестиций между странами весьма мало Азербайджан интересована в развитии взаимовыгодных экономических связей с Россией. Азербайджан, в отличие от соседних стран Южного Кавказа, в экономическом отношении самодостаточна, и поэтому в состоянии выстраивать взаимовыгодные отношения с Россией. Отрадно то, что и в России постепенно формируется осознание большей значимости экономических интересов в выстраивании межгосударственных отношений со странами СНГ.
Имеются и нерешенные проблемы в области приграничного сотрудничества: не дали положительного результаты 10-летние переговоры о совместном использовании водных ресурсов р.Самур. Российская сторона была вынуждена приступить к строительству собственных водозаборов на территории Дагестана.
В развитии сотрудничества между нашими странами немаловажную роль играет уровень экономического развития сопредельных регионов России, и в частности Дагестана. Военный конфликт в Чечне и его последствия непосредственно сказались на экономическом и криминогенном положении Дагестана. Эта республика все еще остается самым неспокойным регионом России. Этому в немалой степени содействует все еще сохраняющееся тяжелое социально-экономическое положение республики.
В соответствии со сложившимся положением которое отнюдь не позволяет разрабатывать какие-либо планы по полноценному использованию нереализованных возможностей развития приграничного сотрудничества.
Грузия:
Приграничное экономическое сотрудничество по-прежнему негативно влияют неурегулированные этнические конфликты в республике, а также напряженное положение в Чеченской Республике и последствия войны в Южной Осетии.
§5. Приграничное сотрудничество
с Монголией, Китаем
Приграничное сотрудничество с этими странами осложняется внеэкономическими барьерами (разная культура, иная политическая система в КНДР и КНР, геополитические страхи китайской экспансии и др.
21 мая 2009 года в Хабаровске Президент РФ Д.А. Медведев выступал с докладом «О приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией и задачах развития восточных регионов РФ»
Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уже сегодня немалую часть нашей внешней торговли обеспечивают приграничные и соседние с нами регионы. К сожалению, в текущем году масштабы взаимной торговли начали сокращаться. Практически по всем государствам, по всем нашим торговым партнёрам идёт сокращение за этот период, который пройден, где-то на одну треть, где-то чуть меньше, где-то чуть больше.
Теперь о конкретных приоритетах взаимодействия. Один из наших наиболее серьёзных и экономически перспективных партнёров – это, конечно, Китай.
У нас есть неплохое движение по целому ряду отраслевых и комплексных программ. В апреле этого года в Пекине подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, тем самым созданы условия для строительства ветки магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан в сторону Китая, а также для реализации очень крупного кредитного соглашения на сумму в 25 миллиардов долларов, которое было заключено между «Роснефтью», «Транснефтью» и Государственным банком развития Китая. Это большие серьёзные проекты.
У нас есть немало и других договорённостей в сфере энергетики. Надо привлекать китайские инвестиции в строительство объектов нефтепереработки, в нефтехимию, в угледобычу, в перевалку в дальневосточных портах, в создание генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока. Перед нами достаточно широкий спектр возможностей, касающихся ТЭЦ в Находке, Владивостоке, Уссурийске, в ряде других мест.
Серьёзные возможности также открываются с ещё одним нашим давним партнёром и союзником – Монголией. У нас есть немалый совместный опыт работы по таким крупным объектам российско-монгольского (когда-то советско-монгольского сотрудничества), как «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», [Улан-Баторская железная дорога]. Для монгольского государства это бюджетообразующие компании. И на этой теме, на этих проектах мы должны развивать и новые формы сотрудничества.
Со своими инициативами обратились к нам и монгольские партнёры. В частности, одна из них – это проект «Алтайское развитие». Его цель – это развитие сотрудничества Монголии, России, Казахстана и Китая в освоении полезных ископаемых, в совершенствовании транспортной и энергетической инфраструктуры, в развитии туризма, охраны окружающей среды..
Важная задача также состоит в освоении природных ресурсов. В повестке дня ряд проектов, в частности, касающихся участия компании «Ренова» и «Базовый элемент» в разработке монгольского угля. Это позволит и нам кое-какие задачи решить по загрузке наших предприятий работой и открыть новые перспективы сотрудничества.
Ещё одна совместная сфера работы – транспорт. Для эффективного развития регионов нам необходимы полноценные транспортные коридоры для транзита китайских грузов через порты Дальнего Востока и по Транссибу; необходимо совершенствовать железнодорожную структуру Монголии, помогать оптимизировать маршруты и грузопотоки при перевозке полезных ископаемых. Мы должны заниматься поставкой оборудования и подвижного состава, его последующим ремонтом, обеспечивать запчастями. Всё это относится к сфере наших интересов, и здесь, я считаю, мы могли бы правильно выстроить отношения с нашими партнёрами.»
По
моему мнению, на сегодняшний день
Китай и Монголия являются перспективными
партнерами в приграничном сотрудничестве
с нашей страной и смогут в будущем, да
и сегодня привести в РФ инвестиции на
Дальний Восток и Забайкалье, где они действительно
необходимы.
Заключение
Сложности современного состояния приграничного сотрудничества государств определяются расхождениями в характере их государственного устройства и рыночных режимов. Так, в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой. В ряде других государств внешнеэкономические связи строго контролируются государством.
Существенно сдерживают сотрудничество регионов отсутствие межгосударственной нормативно-правовой базы, низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности, дисбаланс цен на товары и транспортные услуги, наличие таможенных и налоговых барьеров, неплатежеспособность некоторых конкретных хозяйствующих субъектов регионов государств.
На сегодняшний день весьма обсуждаема тема принятия Федерального закона "О приграничном сотрудничестве", на мой взгляд, данный закон позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество с соседними странами, ускорит развитие этих территорий, даст возможность успешно реализовывать многие социально-экономические, научные и культурные проекты на благо региона и его жителей.
Необходимо в полной мере использовать все преимущества непосредственной близости со странами, к примеру, с Китаем, КНДР,который сегодня является самым динамично развивающимся регионом мира. Надо укреплять взаимовыгодное сотрудничество с нашими ближайшими соседями - Китаем, Японией, Кореей, привлекать инвестиции, использовать инновационные технологии.
Регионы остро нуждаются в нормативно-правовых документах, упрощающих взаимодействие с сопредельными территориями и дающих возможность развития экономики собственной территории, ведь правовая нерегулируемость приводит к неправовым действиям, тем самым удобряя почву для распространения на этих территориях коррупции и зачастую криминала. Кроме того обсуждаемый закон только увеличит возможности регионального развития субъектов и ускорит процедуру взаимодействия с приграничными государствами.
Рассмотрев
четыре вида приграничного
сотрудничества России
с другими странами
я сделдала следующие
выводы, что большая часть проблем которые
есть сегодня у приграничных территорий
возникает из-за отсутствия более полного
использования возможностей межрегионального
и приграничного сотрудничества и сдерживается
целым рядом объективных причин:
- не до конца преодоленные во многих странах
СНГ последствия глубокого экономического
кризиса;
- сужение ресурсной экспортной базы из-за
свертывания научно-технического потенциала
и сокращения объемов производства в промышленности;
- несогласованность в проведении структурных
преобразований национальных экономик
и постепенное ослабление их взаимодополняемости;
- расхождения в национальных законодательствах
в сфере внешнеэкономической и хозяйственной
деятельности;
- существующие таможенные и налоговые
барьеры;
- несогласованность норм в области стандартизации
продукции;
- невыполнение должным образом решений
по укреплению межрегионального сотрудничества,
принимаемых на правительственном уровне.
Список используемой литературы