Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:00, реферат

Описание работы

В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них - исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.
Общая протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 83 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Содержание работы

§ 1 Общие сведения о приграничных регионах Российской Федерации
§2. Приграничное сотрудничество с экономически более развитыми европейскими странами
§3. Приграничное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном
§4. Приграничное сотрудничество с Грузией и Азербайджаном
§5. Приграничное сотрудничество с Монголией, Китаем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат лена.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Азербайджан:

       За  последние годы, произошли существенные позитивные сдвиги в развитии торгово-экономических  связей между Азербайджаном и  Россией. В соответствии с Договором о долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и Азербайджаном на период до 2010 год, нарастающими темпами растет товарооборот между странами. В рамках Мероприятий по реализации программы долгосрочного экономического сотрудничества между Российской Федерации и Азербайджанской Республики на период до 2010 года, утвержденных в 2002 году, установлены рабочие контакты между руководителями Республики Дагестан и Азербайджанской Республики. В основном из Дагестана экспортируются продовольственные товары, древесина и изделия из нее, строительные материалы, оборудование и др. импортируются в республику овощи, продукты их переработки, алкогольные и безалкогольные напитки, продукция нефтехимического комплекса.

       Развиваются кооперационные поставки между предприятиями Дагестана и Азербайджана: осуществляются поставки продукции между ДагЗЭТО (г.Изарбаш) и Бакинским заводом «Электроцентралит», Дербентским предприятием «Садам» и Хырдаланской фабрикой.

       Заключен  договор о сотрудничестве между  министерствами сельского хозяйства республик.

       В 2003 году открыт пункт пропуска «Яраг-Казмаляр», одновременно организован новый  маршрут для пассажирских перевозок  Дербент – Баку.

     Важную  роль в развитии сотрудничества между  нашими странами могут сыграть взаимные инвестиции. Однако эти возможности пока остаются неиспользованными.

       Несмотря  на то, что взаимных инвестиций между странами весьма мало Азербайджан интересована в развитии взаимовыгодных экономических связей с Россией. Азербайджан, в отличие от соседних стран Южного Кавказа, в экономическом отношении самодостаточна, и поэтому в состоянии выстраивать взаимовыгодные отношения с Россией. Отрадно то, что и в России постепенно формируется осознание большей значимости экономических интересов в выстраивании межгосударственных отношений со странами СНГ.

       Имеются и нерешенные проблемы в области  приграничного сотрудничества: не дали положительного результаты 10-летние переговоры о совместном использовании водных ресурсов р.Самур. Российская сторона  была вынуждена приступить к строительству собственных водозаборов на территории Дагестана.

     В развитии сотрудничества между нашими странами немаловажную роль играет уровень экономического развития сопредельных регионов России, и в частности Дагестана. Военный конфликт в Чечне и его последствия непосредственно сказались на экономическом и криминогенном положении Дагестана. Эта республика все еще остается самым неспокойным регионом России. Этому в немалой степени содействует все еще сохраняющееся тяжелое социально-экономическое положение республики.

В соответствии со сложившимся положением которое  отнюдь не позволяет разрабатывать  какие-либо планы по полноценному использованию  нереализованных возможностей развития приграничного сотрудничества.

Грузия:

Приграничное  экономическое сотрудничество по-прежнему негативно влияют неурегулированные этнические конфликты в республике, а также напряженное положение в Чеченской Республике и последствия войны в Южной Осетии.

 

§5. Приграничное сотрудничество

с Монголией, Китаем

     Приграничное сотрудничество с этими странами осложняется внеэкономическими барьерами (разная культура, иная политическая система в КНДР и КНР, геополитические страхи китайской экспансии и др.

     21 мая 2009 года в Хабаровске   Президент РФ Д.А. Медведев  выступал с  докладом «О приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией и задачах развития восточных регионов РФ»

     Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уже сегодня немалую часть нашей внешней торговли обеспечивают приграничные и соседние с нами регионы. К сожалению, в текущем году масштабы взаимной торговли начали сокращаться. Практически по всем государствам, по всем нашим торговым партнёрам идёт сокращение за этот период, который пройден, где-то на одну треть, где-то чуть меньше, где-то чуть больше.

     Теперь  о конкретных приоритетах взаимодействия. Один из наших наиболее серьёзных и экономически перспективных партнёров – это, конечно, Китай.

     У нас есть неплохое движение по целому ряду отраслевых и комплексных программ. В апреле этого года в Пекине подписано  межправительственное Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, тем самым созданы условия для строительства ветки магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан в сторону Китая, а также для реализации очень крупного кредитного соглашения на сумму в 25 миллиардов долларов, которое было заключено между «Роснефтью», «Транснефтью» и Государственным банком развития Китая. Это большие серьёзные проекты.

     У нас есть немало и других договорённостей  в сфере энергетики. Надо привлекать китайские инвестиции в строительство объектов нефтепереработки, в нефтехимию, в угледобычу, в перевалку в дальневосточных портах, в создание генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока. Перед нами достаточно широкий спектр возможностей, касающихся ТЭЦ в Находке, Владивостоке, Уссурийске, в ряде других мест.

     Серьёзные возможности также открываются  с ещё одним нашим давним партнёром  и союзником – Монголией. У нас есть немалый совместный опыт работы по таким крупным объектам российско-монгольского (когда-то советско-монгольского сотрудничества), как «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», [Улан-Баторская железная дорога]. Для монгольского государства это бюджетообразующие компании. И на этой теме, на этих проектах мы должны развивать и новые формы сотрудничества.

     Со  своими инициативами обратились к нам и монгольские партнёры. В частности, одна из них – это проект «Алтайское развитие». Его цель – это развитие сотрудничества Монголии, России, Казахстана и Китая в освоении полезных ископаемых, в совершенствовании транспортной и энергетической инфраструктуры, в развитии туризма, охраны окружающей среды..

     Важная  задача также состоит в освоении природных ресурсов. В повестке дня  ряд проектов, в частности, касающихся участия компании «Ренова» и «Базовый элемент» в разработке монгольского угля. Это позволит и нам кое-какие задачи решить по загрузке наших предприятий работой и открыть новые перспективы сотрудничества.

     Ещё одна совместная сфера работы –  транспорт. Для эффективного развития регионов нам необходимы полноценные  транспортные коридоры для транзита китайских грузов через порты Дальнего Востока и по Транссибу; необходимо совершенствовать железнодорожную структуру Монголии, помогать оптимизировать маршруты и грузопотоки при перевозке полезных ископаемых. Мы должны заниматься поставкой оборудования и подвижного состава, его последующим ремонтом, обеспечивать запчастями. Всё это относится к сфере наших интересов, и здесь, я считаю, мы могли бы правильно выстроить отношения с нашими партнёрами.»

     По  моему мнению, на сегодняшний день Китай и Монголия являются перспективными партнерами в приграничном сотрудничестве с нашей страной и смогут в будущем, да и сегодня привести в РФ инвестиции на Дальний Восток и Забайкалье, где они действительно необходимы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Сложности современного состояния приграничного сотрудничества государств определяются расхождениями в характере их государственного устройства и рыночных режимов. Так, в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой. В ряде других государств внешнеэкономические связи строго контролируются государством.

       Существенно сдерживают сотрудничество регионов отсутствие межгосударственной нормативно-правовой базы, низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности, дисбаланс цен на товары и транспортные услуги, наличие таможенных и налоговых барьеров, неплатежеспособность некоторых конкретных хозяйствующих субъектов регионов государств.

       На  сегодняшний день весьма обсуждаема тема принятия Федерального закона "О  приграничном сотрудничестве", на мой  взгляд, данный закон позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество с соседними  странами, ускорит развитие этих территорий, даст возможность успешно реализовывать многие социально-экономические, научные и культурные проекты на благо региона и его жителей.

       Необходимо  в полной мере использовать все преимущества непосредственной близости со странами, к примеру, с Китаем, КНДР,который сегодня является самым динамично развивающимся регионом мира. Надо укреплять взаимовыгодное сотрудничество с нашими ближайшими соседями - Китаем, Японией, Кореей, привлекать инвестиции, использовать инновационные технологии.

       Регионы остро нуждаются в нормативно-правовых документах, упрощающих взаимодействие с сопредельными территориями и дающих возможность развития экономики собственной территории, ведь правовая нерегулируемость приводит к неправовым действиям, тем самым удобряя почву для распространения на этих территориях коррупции и зачастую криминала. Кроме того обсуждаемый закон только увеличит возможности регионального развития субъектов и ускорит процедуру взаимодействия с приграничными государствами.

     Рассмотрев  четыре вида приграничного  сотрудничества России с другими странами я сделдала следующие выводы, что большая часть проблем которые есть сегодня у приграничных территорий возникает из-за отсутствия более полного использования возможностей межрегионального и приграничного сотрудничества и сдерживается целым рядом объективных причин:  
- не до конца преодоленные во многих странах СНГ последствия глубокого экономического кризиса;  
- сужение ресурсной экспортной базы из-за свертывания научно-технического потенциала и сокращения объемов производства в промышленности;  
- несогласованность в проведении структурных преобразований национальных экономик и постепенное ослабление их взаимодополняемости;  
- расхождения в национальных законодательствах в сфере внешнеэкономической и хозяйственной деятельности;  
- существующие таможенные и налоговые барьеры;  
- несогласованность норм в области стандартизации продукции;  
- невыполнение должным образом решений по укреплению межрегионального сотрудничества, принимаемых на правительственном уровне.

      

 

        Список используемой литературы

  1. Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 – 32
  2. А.Г. Бадалян – Современный этап развития межрегионального и приграничного сотрудничества регионов России, Евразийский международный научно- аналитический журнал «Проблемы современной экономики» №4 (12). С.35-43
  3. «Делегация от вепсов Карелии приняла участие в 1 съезде коренных народов Баренцева региона и конференции «Сосуществование в Арктике», состоявшейся в Норвегии « от 24 октября 2009 года// Официальный портал органов государственной власти республики Карелии//Новости URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2010/02/0212_20.html /
  4. Стенографический отчет о совещании «О приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией и задачах развития восточных регионов РФ»//.Официальный сайт Президента РФ // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4160
  5. Приграничное сотрудничество Казахстана и России - генератор экономической интеграции//Официальный сайт газеты Казахстана «Kazinform»// URL: http://www.inform.kz/kaz/article/2196842
  6. Медведев и Назарбаев обсудят приграничное сотрудничество// Информационное агентство Росбалт.RU// URL: http://www.rosbalt.ru/2010/09/06/768758.html
  7. Приграничное сотрудничество как важная составляющая часть развития экономических связей между Азербайджаном и Россией//Официальный сайт центра регионального развития в Азербайджане// URL: http://www.azregionaldevelopment.az/rus/analytics/494-prigranichnoe-sotrudnichestvo-kak.html

Информация о работе Региональная экономика